Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Оценка 4.7

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Оценка 4.7
Семинары
docx
искусство +1
7 кл—9 кл
20.02.2018
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.
В данной статье в русле концепции В. В. Медушевского (Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства) автор обозначает основной целью музыкального обучения, его сверхзадачей - преображение личности учащегося. Целью обращения человека к художественной культуре, искусству, таким образом, является не столько приобретение знаний, сколько духовно-творческое становление личности, формирование ценностного сознания человека. Получается, что в процессе музыкального воспитания нам нужно достигнуть того, чтобы возвышенное содержание музыки превратилось в достояние духовного мира человека. автор предлагает практические решения вышеназванных задач на примере учебного материала на уроках музыки и во внеурочное время.Выступление на семинаре учителей музыки с обобщением опыта
Нерославская Е И статья.docx
Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании. Нерославская Е.И., учитель музыки, педагог­психолог. Главная   цель  общего   музыкального   образования   ­   воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Т. е. разграничение  духовности  и  бездуховности  есть   основание воспитания. Согласно   концепции   Н.   Н.   Гришанович  целью  музыкального воспитания   является   развитие   музыкального   мышления   личности как   средства  духовного   общения  на   языке   музыки.   В   русле концепции В. В. Медушевского (Концепция духовно­нравственного воспитания   средствами   искусства)   основной  целью  музыкального обучения,   его   сверхзадачей   является  преображение   личности учащегося.   Тем   самым   в   концепции   утверждаются   высокие воспитательные   потенции  музыкального   искусства,   способного преобразить   душу   ребенка,   прививая   ее   к   чистоте,   приводя   к совершенству. Основная   цель   обращения   человека   к   художественной   культуре, искусству   –   не   столько   приобретение  знаний,  сколько  духовно­ творческое   становление  личности,   формирование  ценностного сознания   человека.   Получается,   что   в   процессе   музыкального воспитания   нам   нужно   достигнуть   того,   чтобы   возвышенное содержание   музыки   превратилось   в   достояние   духовного   мира человека. Сама   категория  духовности,  по   сути   заимствованная   из   области религиозной   культуры,   в   эстетике   и   искусствознании   понимается широко и указывает на принадлежность к высоким идеалам, чистоте и строгой красоте. Благочестивая, возвышенная  светская музыка, классическая   музыка   и   музыка   духовная   (в   узком   смысле богослужебная), находясь в содружестве, выполняют свое высшее призвание – умножать любовь в человечестве, становясь реальной силой   его   возрождения.   Особую   роль   в   этом   играет   категория красоты.  Категория   красоты   имеет   самое   непосредственное отношение   не  только  к  эстетической, но и  духовно­нравственной сфере.   В   этом   понимании   они   и   рассматриваются   в   рамках музыкальной   педагогической   деятельности   учителя   и   учащихся. Ибо,   красота   может   воспитывать   те   стороны   личности,   которые связаны с развитием и реализацией ее способности к бескорыстной любви   –   к   истине,   добру,   свободе   и   т.   п.   Красота   является средством укрепления нравственного иммунитета учащихся. В. В. Медушевский,   перечисляя   в   своей   концепции   «Духовно­ нравственное   воспитание   средствами   искусства   (для общеобразовательных заведений)» важнейшие предметы осмысления и   анализа   на   уроках   художественного   цикла,   отмечает,   что «сердцевиной всей этой предметной сферы внимания являются сами шедевры искусства».   Наряду   с   этим,   особое   внимание   на   уроках   музыки   уделяется изучению   биографий   выдающихся   людей   истории,   что благотворнейшим   образом   влияет   на   духовно­нравственное воспитание   учащихся.   Персонажи   самого   искусства   «хотя   и оказывают   воздействие,   но   все   же   не   заменяют   потребности   в реальных   образцах   жизни»,   от   которых   «души   учеников распрямляются».   Жизненное   содержание,   облеченное   в   образную форму   при   помощи   художественных   средств   на   уровне   шедевра, всегда   впитывает   духовно­нравственную   позицию   мастера   и открывается ­ современникам ли, потомкам ли – в диалогическом общении с произведением. Сама красота при этом является силой, способной   воздействовать   на   чувства,   волю,   ум   созерцающих   ее учеников. Нравственность   –   неотъемлемая   часть  культуры.   Культура   –   это одухотворенное   бытие   человека;  это   созидательное   творчество   и результат   творчества,   согласные   с   утверждением   духовно­ человеческих   начал.   Истинная   культура   всегда   отличается творчески­созидательной   и духовной   направленностью.  Во­вторых ей   присуща   исходная   и   определяющая   ее   становление   иерархия ценностей:   святое,   доброе,   обыденное,   пошлое,   низменное.   В­ третьих, культура возможна только при наследовании плодотворных культурных   традиций,   уважительно­бережного   отношения   к   ним. Т.о. подлинная культура имеет следующие признаки:   1)  национально­самобытна, 2)  духовно­созидательна, 3)  сисемно­ иерархична, 4) воспитательно­значима, и 5) бережно­памятлива.   Полнотой   названных   признаков  не обладают ни субкультура,  ни псевдокультура, ни антикультура. Культура   осваивается   и   наследуется   через   осмысление   и переживание   культурных   ценностей;   она   зиждется   на   служении творчеству,   требует   оригинальности, самобытности,   поисков   нового   содержания   и   новых   форм,   и   как история обращена ко всему этому.   на   сотворчестве, В  чем же состоят воспитательные возможности искусства, каким образом   объединяется   нравственное,   духовное   и   эстетическое   в музыкальной деятельности?  Искусство запечатлевает в себе  дух  жизни: высокое искусство — дух   окрыленной   жизни,   низкое   —   дух   жизни   пошлой,   злобной. Интонация   искусства,   главное   его   специфическое   свойство, целостно   вбирает   в   себя   энергии,   действующие   в   обществе   и образующующие     атмосферу   жизни:   энергии   веры   или   неверия   и растерянности,   святого   вдохновения   или   безразличия,   духовной бодренности или цинизма, великое упование или мировоззренческое уныние, любовь ­либо ожесточение сердца. В душе человека энергии жизни   рассвобождаются   —   и   придают   ей   той   или   иной   строй, духовный или антидуховный.  Как  организовать   процесс музыкального  и  духовно­нравственного воспитания?   В   практической   деятельности   учителя   искусства осуществить   такое   соединение   помогают   современные педагогические технологии проектирования, интерграции, поиска и решения проблемы. Из   своей   педагогической   практики   хочу   привести   примеры использования   данных   технологий   в   музыкально­педагогической деятельности. Технологии   проектирования  используются   нами   в   урочной   и внеурочной деятельности при освещении таких тем, как «Музыка Рождества»,   «В   чем   сила   музыки»,   «Музыкальная   драматургия», «Духовная музыка в храмовом синтезе искусств», «Музыка в быту и в кино» и   других. Помогая учащимся планировать и выстраивать работу над творческим проектом, в первую очередь мы обращаем их внимание на ту проблему, которая может быть решена в рамках проекта и ту нравственную и духовную ценность лично для себя, которую получит ребенок, работая над проектом. Мы считаем, что такой подход наилучшим образом способствует совершенствованию личности   ребенка   в   духовном   и   ценностно­смысловом   аспекте, укрепляя,   таким   образом,   и   тот   нравственный   иммунитет   без которого в современном мире человеку просто не выжить… Пример, проект «Свет Рождества». (Как я понимаю лад в семье, Как я появился  на свет? Кто  дал мне имя и почему? С какими эмоциями было связано мое рождение и что изменилось в семье с появлением меня?) Технологии   интеграции  используются   при   проведении   уроков музыки   на   темы,   выходящие   за   рамки   предмета.   Пример:   «   Ты откуда,   русская,   зародилась   музыка?»,   «Гармония   –единство   в разнообразии», «Когда человек счастлив», «Как увидеть музыку?» и другие.     Выстраивая   на   музыкальном   материале   программы   ход урока,   соединяя   музыкальное   и   эстетическое,   музыкальное   и духовное,   музыкальное   и   психологическое   начало   мы   выходим   с учениками на определение   важнейших   жизненных понятий   как добро и зло, радость и горе, красивое и безобразное, жизнь и смерть, свет и тьма, счастье и разочарование,  и другие. Определяя для себя смысл   данного   понятия,   ребенок   получает   ту   духовную   пищу, которая будет питать его душу и сердце в жизни и наполнять ее высшими   смыслами   бытия.   Такому   человеку   уже   не   страшны одиночество и непонимание, отчаяние и страх. Он знаком со Светом и будет способен нести этот Свет другим людям. Поиск и решение проблемы.  Слушание,   восприятие   и   понимание   музыки   в   процессе   урока способно   воспитывать   слух,   а   через   него   и   сердце,   что   в   свою очередь   и   является   целью   духовно­нравственного   анализа   и воспитания   вообще,   если   ориентировано   не   только   на   то,   какие композитор   использовал   средства   выразительности   и   что   хотел выразить   или   изобразить   при   их   помощи,   а   на   «воспарение окрыленной   души   к   прекрасной   сути»,     как   говорил   В. Медушевский. У подростков возраста 7­8­9 класса   это время, когда   начинает формироваться     самосознание.   Общаясь   со   сверстниками,     они осознают   себя,   какой   я?     Ищут   идеал   реальный   или   создают вымышленный того человека, на которого хотелось бы походить. Начинают   ориентироваться   в   смыслах,   все   пробуют,   подвергают сомнению, ищут близкое и ценное для себя. Это наилучшее время нельзя   упустить.   Необходимо   направить   процесс   слушания     и понимания музыки на воспитание духовного слышания. Именно   от  вопроса,  который   мы   задаем   детям,   зависит   то, насколько глубоко и осознанно будет воспринято ими произведение и на какие смыслы выйдут они, или не выйдут, в результате поиска. Пример, обобщение знаний о полифонии в 8­9 классе.  Слушая Баха, Березовского,  мы задаем вопрос: *Что в этой музыке окрыляет душу, дает ей надежду, способно поднять   ее   к     радости?   Какая   сила?  (сила божественной   красоты,   покоя   и   уверенности,   стабильности   и надежности, если мы говорим о прелюдии Баха фа минор) ­  Что значит эта сила для каждого из вас? К каким целям и смыслам она зовет? Могу ли я без нее обойтись?  Когда я захочу слушать эту музыку еще? ( Жизнь, гармония, совершенство, свет, любовь. Она нужна мне для жизни, веры, любви, надежды, самосовершенствования и т.д. всякий   бесконечной раз, когда мне трудно музыка поможет мне обрести уверенности и найти   правильный   выход,   подниматься   в   идеалу   и   красоте.   Не только физические силы нужны человеку. Не менее важны и силы духовные. Их можно почерпнуть в музыке.) ­  Почему   не   гомофония,   а   полифония?   Каким   способом полифония открывает нам  вечное и прекрасное? Здесь   возможно   задать   вспомогательный   вопрос:   Что   наша жизнь: полифония или гомофония? Чтобы найти ответ на этот вопрос – рассуждаем. ­Поговорим о голосах (допустим их 3) ­Есть ли среди них главный? (в полифонии все голоса равны) ­Значит среди них равноправие?                                   Равноправие ­Они одинаковы? (нет, они даже не похожи: 1­й   –   яркий,   высокий,   красивый,   его   слышно   лучше   других,   его мелодия более развита. 2­й – средний, бархатный, подпевает, поддерживает первого. 3­й   –   низкий,     основа,   не   такой   подвижный   и   изысканный,   но устойчивый и надежный.)                                               ­ Можем сказать, что каждый голос –   как отдельная личность, со своим характером и особенностями? (Да)                                                                                          Личности  ­ Среди них разногласие или согласие?                              Согласие (согласие) ­ Можно ли обойтись без какого – либо голоса? (нет, будет не хватать, будет пусто, некрасиво) ­   А   когда   голоса   звучат   вместе   мы   ощущаем?   (то   понятие,   к которому пришли через ассоциации)                                     Красота                                                                                                  Гармония К(кому) чему можно отнести эти понятия: равноправие, личность, согласие? (К нашему обществу, к жизни) ­ Так, значит многоголосие полифонии как многообразие жизни, все мы разные, но живем в одном обществе. Полифония как отражение жизнеустройства. ­ Мы узнали, что в музыке голоса полифонии взаимодействуют по законам равноправия, взаимоуважения и согласия и тогда это  ­ красота и гармония. ­ Не те же законы нужны и людям, чтобы их жизнь была счастливой и радостной? (Да) ­   Таким   образом   полифония   –   как   идеальная   модель   мира выраженная в  музыке. Она не придумана композитором, а открыта для всех людей. Потому мы и называем композитора великим ­  он видит  то, чего не замечают  многие. Чудесным образом   отражая нашу   жизнь,   музыка   поднимает   нас   до   вершин   совершенства, гармонии, идеала. А это все имена Творца.  Познавая музыку мы познаем законы мироздания и самого Бога. А это именно то, что является потребностью каждой души, независимо от того осознаем мы это или нет. И в этом великая  цель и смысл, скрытый в музыке. Вот она­   жизненная основа музыки.  Вот   она   суть.   Мы   восторгли   свой   ум   к   прекрасной   сути?   –как говорил Медушевский? ( Да) А дальше можно рассуждать на  темы: ­ А человек – это полифония или гомофония? ­ Что в жизни является мелодией, а что аккомпанементом? Представляя   собой   кладезь   мудрости,   совершенства,   красоты   и гармонии,   музыка   может   стать   духовной   потребностью   человека, обеспечивая   духовное,   нравственное   и   эстетическое   воспитание души.   Нужно   только   найти   правильный   способ   «приготовления пищи» и помочь ребенку ее усвоить.  Литература: 1. Духовно­нравственное воспитание средствами музыкальной культуры / под ред. и сост. Т.В. Похитайло. – Омск, 2011. 2.   Медушевский   В.В.   Духовно­нравственное   воспитание   средствами   музыки   // Преподаватель. Спецвыпуск «Музыкант­педагог». – М., 2001.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.

Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном  воспитании и образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018