Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Оценка 4.7
Семинары
docx
искусство +1
7 кл—9 кл
20.02.2018
В данной статье в русле концепции В. В. Медушевского (Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства) автор обозначает основной целью музыкального обучения, его сверхзадачей - преображение личности учащегося. Целью обращения человека к художественной культуре, искусству, таким образом, является не столько приобретение знаний, сколько духовно-творческое становление личности, формирование ценностного сознания человека. Получается, что в процессе музыкального воспитания нам нужно достигнуть того, чтобы возвышенное содержание музыки превратилось в достояние духовного мира человека. автор предлагает практические решения вышеназванных задач на примере учебного материала на уроках музыки и во внеурочное время.Выступление на семинаре учителей музыки с обобщением опыта
Нерославская Е И статья.docx
Единство духовного, нравственного и эстетического в
музыкальном воспитании и образовании.
Нерославская Е.И., учитель музыки, педагогпсихолог.
Главная цель общего музыкального образования воспитание
музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Т. е.
разграничение духовности и бездуховности есть основание
воспитания.
Согласно концепции Н. Н. Гришанович целью музыкального
воспитания является развитие музыкального мышления личности
как средства духовного общения на языке музыки. В русле
концепции В. В. Медушевского (Концепция духовнонравственного
воспитания средствами искусства) основной целью музыкального
обучения, его сверхзадачей является преображение личности
учащегося. Тем самым в концепции утверждаются высокие
воспитательные потенции музыкального искусства, способного
преобразить душу ребенка, прививая ее к чистоте, приводя к
совершенству.
Основная цель обращения человека к художественной культуре,
искусству – не столько приобретение знаний, сколько духовно
творческое становление личности, формирование ценностного
сознания человека. Получается, что в процессе музыкального
воспитания нам нужно достигнуть того, чтобы возвышенное
содержание музыки превратилось в достояние духовного мира
человека.
Сама категория духовности, по сути заимствованная из области
религиозной культуры, в эстетике и искусствознании понимается
широко и указывает на принадлежность к высоким идеалам, чистоте
и строгой красоте. Благочестивая, возвышенная светская музыка,
классическая музыка и музыка духовная (в узком смысле богослужебная), находясь в содружестве, выполняют свое высшее
призвание – умножать любовь в человечестве, становясь реальной
силой его возрождения. Особую роль в этом играет категория
красоты. Категория красоты имеет самое непосредственное
отношение не только к эстетической, но и духовнонравственной
сфере. В этом понимании они и рассматриваются в рамках
музыкальной педагогической деятельности учителя и учащихся.
Ибо, красота может воспитывать те стороны личности, которые
связаны с развитием и реализацией ее способности к бескорыстной
любви – к истине, добру, свободе и т. п. Красота является
средством укрепления нравственного иммунитета учащихся. В. В.
Медушевский,
перечисляя в своей концепции «Духовно
нравственное воспитание средствами искусства
(для
общеобразовательных заведений)» важнейшие предметы осмысления
и анализа на уроках художественного цикла, отмечает, что
«сердцевиной всей этой предметной сферы внимания являются
сами шедевры искусства».
Наряду с этим, особое внимание на уроках музыки уделяется
изучению биографий выдающихся людей истории,
что
благотворнейшим образом влияет на духовнонравственное
воспитание учащихся. Персонажи самого искусства «хотя и
оказывают воздействие, но все же не заменяют потребности в
реальных образцах жизни», от которых «души учеников
распрямляются». Жизненное содержание, облеченное в образную
форму при помощи художественных средств на уровне шедевра,
всегда впитывает духовнонравственную позицию мастера и
открывается современникам ли, потомкам ли – в диалогическом
общении с произведением. Сама красота при этом является силой,
способной воздействовать на чувства, волю, ум созерцающих ее
учеников.
Нравственность – неотъемлемая часть культуры. Культура – это
одухотворенное бытие человека; это созидательное творчество и
результат творчества, согласные с утверждением духовно
человеческих начал. Истинная культура всегда отличается
творческисозидательной и духовной направленностью. Вовторых
ей присуща исходная и определяющая ее становление иерархия ценностей: святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное. В
третьих, культура возможна только при наследовании плодотворных
культурных традиций, уважительнобережного отношения к ним.
Т.о. подлинная культура имеет следующие признаки:
1) национальносамобытна, 2) духовносозидательна, 3) сисемно
иерархична, 4) воспитательнозначима, и 5) бережнопамятлива.
Полнотой названных признаков не обладают ни субкультура, ни
псевдокультура, ни антикультура.
Культура осваивается и наследуется через осмысление и
переживание культурных ценностей; она зиждется на служении
творчеству,
требует оригинальности,
самобытности, поисков нового содержания и новых форм, и как
история обращена ко всему этому.
на сотворчестве,
В чем же состоят воспитательные возможности искусства, каким
образом объединяется нравственное, духовное и эстетическое в
музыкальной деятельности?
Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство —
дух окрыленной жизни, низкое — дух жизни пошлой, злобной.
Интонация искусства, главное его специфическое свойство,
целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и
образующующие атмосферу жизни: энергии веры или неверия и
растерянности, святого вдохновения или безразличия, духовной
бодренности или цинизма, великое упование или мировоззренческое
уныние, любовь либо ожесточение сердца. В душе человека энергии
жизни рассвобождаются — и придают ей той или иной строй,
духовный или антидуховный.
Как организовать процесс музыкального и духовнонравственного
воспитания? В практической деятельности учителя искусства
осуществить такое соединение помогают современные
педагогические технологии проектирования, интерграции, поиска и
решения проблемы. Из своей педагогической практики хочу привести примеры
использования данных технологий в музыкальнопедагогической
деятельности.
Технологии проектирования используются нами в урочной и
внеурочной деятельности при освещении таких тем, как «Музыка
Рождества», «В чем сила музыки», «Музыкальная драматургия»,
«Духовная музыка в храмовом синтезе искусств», «Музыка в быту и
в кино» и других. Помогая учащимся планировать и выстраивать
работу над творческим проектом, в первую очередь мы обращаем
их внимание на ту проблему, которая может быть решена в рамках
проекта и ту нравственную и духовную ценность лично для себя,
которую получит ребенок, работая над проектом. Мы считаем, что
такой подход наилучшим образом способствует совершенствованию
личности ребенка в духовном и ценностносмысловом аспекте,
укрепляя, таким образом, и тот нравственный иммунитет без
которого в современном мире человеку просто не выжить…
Пример, проект «Свет Рождества». (Как я понимаю лад в семье,
Как я появился на свет? Кто дал мне имя и почему? С какими
эмоциями было связано мое рождение и что изменилось в семье с
появлением меня?)
Технологии интеграции используются при проведении уроков
музыки на темы, выходящие за рамки предмета. Пример: « Ты
откуда, русская, зародилась музыка?», «Гармония –единство в
разнообразии», «Когда человек счастлив», «Как увидеть музыку?» и
другие. Выстраивая на музыкальном материале программы ход
урока, соединяя музыкальное и эстетическое, музыкальное и
духовное, музыкальное и психологическое начало мы выходим с
учениками на определение важнейших жизненных понятий как
добро и зло, радость и горе, красивое и безобразное, жизнь и смерть,
свет и тьма, счастье и разочарование, и другие. Определяя для себя
смысл данного понятия, ребенок получает ту духовную пищу,
которая будет питать его душу и сердце в жизни и наполнять ее
высшими смыслами бытия. Такому человеку уже не страшны
одиночество и непонимание, отчаяние и страх. Он знаком со Светом
и будет способен нести этот Свет другим людям. Поиск и решение проблемы.
Слушание, восприятие и понимание музыки в процессе урока
способно воспитывать слух, а через него и сердце, что в свою
очередь и является целью духовнонравственного анализа и
воспитания вообще, если ориентировано не только на то, какие
композитор использовал средства выразительности и что хотел
выразить или изобразить при их помощи, а на «воспарение
окрыленной души к прекрасной сути»,
как говорил В.
Медушевский.
У подростков возраста 789 класса это время, когда начинает
формироваться самосознание. Общаясь со сверстниками, они
осознают себя, какой я? Ищут идеал реальный или создают
вымышленный того человека, на которого хотелось бы походить.
Начинают ориентироваться в смыслах, все пробуют, подвергают
сомнению, ищут близкое и ценное для себя. Это наилучшее время
нельзя упустить. Необходимо направить процесс слушания и
понимания музыки на воспитание духовного слышания.
Именно от вопроса, который мы задаем детям, зависит то,
насколько глубоко и осознанно будет воспринято ими произведение
и на какие смыслы выйдут они, или не выйдут, в результате поиска.
Пример, обобщение знаний о полифонии в 89 классе.
Слушая Баха, Березовского, мы задаем вопрос:
*Что в этой музыке окрыляет душу, дает ей надежду, способно
поднять ее к
радости? Какая сила? (сила
божественной красоты, покоя и уверенности, стабильности и
надежности, если мы говорим о прелюдии Баха фа минор)
Что значит эта сила для каждого из вас? К каким целям и
смыслам она зовет? Могу ли я без нее обойтись? Когда я захочу
слушать эту музыку еще?
( Жизнь, гармония, совершенство, свет, любовь. Она нужна мне для
жизни, веры, любви, надежды, самосовершенствования и т.д. всякий
бесконечной раз, когда мне трудно музыка поможет мне обрести уверенности и
найти правильный выход, подниматься в идеалу и красоте. Не
только физические силы нужны человеку. Не менее важны и силы
духовные. Их можно почерпнуть в музыке.)
Почему не гомофония, а полифония? Каким способом
полифония открывает нам вечное и прекрасное?
Здесь возможно задать вспомогательный вопрос: Что наша
жизнь: полифония или гомофония?
Чтобы найти ответ на этот вопрос – рассуждаем.
Поговорим о голосах (допустим их 3)
Есть ли среди них главный?
(в полифонии все голоса равны)
Значит среди них равноправие? Равноправие
Они одинаковы?
(нет, они даже не похожи:
1й – яркий, высокий, красивый, его слышно лучше других, его
мелодия более развита.
2й – средний, бархатный, подпевает, поддерживает первого.
3й – низкий, основа, не такой подвижный и изысканный, но
устойчивый и надежный.)
Можем сказать, что каждый голос – как отдельная личность, со
своим характером и особенностями?
(Да) Личности
Среди них разногласие или согласие? Согласие
(согласие)
Можно ли обойтись без какого – либо голоса? (нет, будет не хватать, будет пусто, некрасиво)
А когда голоса звучат вместе мы ощущаем? (то понятие, к
которому пришли через ассоциации) Красота
Гармония
К(кому) чему можно отнести эти понятия: равноправие, личность,
согласие?
(К нашему обществу, к жизни)
Так, значит многоголосие полифонии как многообразие жизни, все
мы разные, но живем в одном обществе. Полифония как отражение
жизнеустройства.
Мы узнали, что в музыке голоса полифонии взаимодействуют по
законам равноправия, взаимоуважения и согласия и тогда это
красота и гармония.
Не те же законы нужны и людям, чтобы их жизнь была счастливой
и радостной? (Да)
Таким образом полифония – как идеальная модель мира
выраженная в музыке. Она не придумана композитором, а открыта
для всех людей. Потому мы и называем композитора великим он
видит то, чего не замечают многие. Чудесным образом отражая
нашу жизнь, музыка поднимает нас до вершин совершенства,
гармонии, идеала. А это все имена Творца. Познавая музыку мы
познаем законы мироздания и самого Бога. А это именно то, что
является потребностью каждой души, независимо от того осознаем
мы это или нет. И в этом великая цель и смысл, скрытый в музыке.
Вот она жизненная основа музыки.
Вот она суть. Мы восторгли свой ум к прекрасной сути? –как
говорил Медушевский? ( Да)
А дальше можно рассуждать на темы: А человек – это полифония или гомофония?
Что в жизни является мелодией, а что аккомпанементом?
Представляя собой кладезь мудрости, совершенства, красоты и
гармонии, музыка может стать духовной потребностью человека,
обеспечивая духовное, нравственное и эстетическое воспитание
души. Нужно только найти правильный способ «приготовления
пищи» и помочь ребенку ее усвоить.
Литература:
1. Духовнонравственное воспитание средствами музыкальной культуры / под ред. и сост.
Т.В. Похитайло. – Омск, 2011.
2. Медушевский В.В. Духовнонравственное воспитание средствами музыки //
Преподаватель. Спецвыпуск «Музыкантпедагог». – М., 2001.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Статья на тему: Единство духовного, нравственного и эстетического в музыкальном воспитании и образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.