Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
05.01.2018
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. В воспитании детей важно использование элементов устного народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА.docx
ФОЛЬКЛОР
В ЖИЗНИ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА
1 младшая группа
Из опыта работы воспитателя:
Дульцева Т.В
Слайд №2: Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка
приобщать его к народной поэзии.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит
огромный результат. В воспитании детей важно использование элементов устного
народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка. С помощью
фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного
возраста.
Сказки, песни, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной
активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Чаще всего, через элементы
фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Их роль трудно
переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, он
делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается произносимому тексту. Это
забавляет, радует его, организует его поведение. Припевки, потешки, приговорки с давних
времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения,
которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают,
весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными
потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение
к окружающему миру.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании
на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного
развития
детей.
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его
художественный опыт, его фольклор. Фольклор – это устное народное творчество,
народная мудрость, народное знание. Детский фольклор русского народа разнообразен
произведениями малых жанров.
Как можно использовать малые жанры фольклора в режимных моментах.
Я особую значимость фольклора представляю в первые дни появления малыша в детском
саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к
общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Правильно
подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить
чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться.
И тогда я использую в работе уговорушки, потешки:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий! ***
Кто тут плачет,
Ой – ой – ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже – посмотрите!
Слайд №3: Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на
игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки.
Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее
установить контакт с ребёнком.
«Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не
садись…»
Слайд №4: Ещё во время приёма детей я использую пальчиковые игры. Дети с
удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками
Вани и приговариваю:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его – Иван.
Он прислушивается к словам потешки, веселеет. Особенно дети любят, когда во время
чтения потешки используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм дети
очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Амир хороший,
Амир пригожий!
Слайд №5: Использую утром песенку – потешку «Здравствуйте ладошки».
Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичностью и лиризма, помогают
наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей
отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались,
готовясь ко сну, с удовольствием, я прибегаю к потешкам. Так, во время умывания говорю
Маше:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под
струю воды.
Потешки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала во всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Саша и Катя ели плохо,
без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую душистую.
Не все дети охотно ложатся в постель. Дети которые не хотят ложиться в постель, я
ласково, убаюкивающее говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят поспят,
Всему миру спать велят.
Слайд №6: А теперь пора причесываться и здесь есть потешка, девочки с удовольствием
будут расчесывать волосы да приговаривать:
Расти, коса, до пояса.
Одевание сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами,
отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для
одевания, я проговариваю:
Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их,
вводят в свою речь.
Слайд №7: Например, во время кормления кукол Арина приговаривает: “Умница,
Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и
доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам.
Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают,
сложив руки на груди.
Слайд №8: Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам
про гулей, про серого волка.
Слайд №9: Так же малышу нравиться, когда его качаешь на ногах и приговариваешь:
По кочкам, по кочкам – В ямку – бух!
Слайд №10: Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли
персонажей (бабушки – загадушки, матрешки), в русском сарафане, они с интересом
рассматривают мой костюм. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с
бабушкой загадушкой и матрешкой.
Слайд №11: Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать
у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная
потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей
двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова
народной потешки!
Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймайка.
Слайд №1215: Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое
настроение. Блестящим примером образности языка является язык русских народных
сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение. Сказки
на занятиях рассказываются с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра.
О праздниках и обрядах можно рассказывать детям с помощью кукол. В играх
драматизациях передают характер героев (походку, жесты, интонации).
Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре
своего народа, помогает разнообразить музыкальнофольклорную работу.
Разумеется, сказки оказывают своё влияние на ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в
большей степени впитывает он гармонию слов.
Во время чтения я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю
передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону,
расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая
ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со
своими детьми.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Я использую в работе народные
игры, песни. Дети хорошо их воспринимают и играют в песенные и хороводные игры. Это
поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками. Нет ни одного вида
занятия, куда не возможно было бы включить элементы фольклора, использование
которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное
мышление.
Формы подачи фольклора очень разнообразны. Необходимо использовать все доступные
виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества
народа.
Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр,
настольный театр). Тематические альбомы. Подготовка информационных стендов,
консультаций по теме проекта: «Роль сказок в воспитании ребенка», «Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет» и т.д. Чтение потешек детям дома. Заучивание потешек вместе с
детьми.
Знакомство детей с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться
с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – это этап, который
в последующем определяет развитие всей человеческой личности.
Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Статья на тему: "Фольклор в жизни маленького человека" (1 младшая группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.