Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Оценка 4.8
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
12.06.2017
В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности и формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников среднего и старшего звена.
Только правильно сформированные коммуникативные универсальные учебные действия способны приобщить школьников любых умственных способностей к окружающему миру, научить общаться со сверстниками и взрослыми, найти своё место в жизни. Именно поэтому данная проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка является актуальной в современной педагогике.
Формирование коммуникативных УУд.doc
Статья на тему :«Формирование
коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках русского языка» Содержание
1.Введение.
Глава I Теоретическое обоснование проблемы
«Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках русского языка»
1.1.Сущность понятия " универсальные учебные действия"
1.2.Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках русского языка.
II.
Система
работы по формированию
Глава
коммуникативных универсальных учебных действий на
уроках русского языка.
1.1.Система работы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского языка
1.2.
коммуникативных УУД на уроках русского языка
Технологическая карта оценивания развития
Заключение
Литература
2 Введение.
Актуальность проблемы. С 20122013 учебного года МБОУ
«Акбулакская СОШ №2» является экспериментальной площадкой по
внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения основного общего образования. Эксперимент проводится в 6 «А»
классе, в котором я преподаю второй год русский язык и литературу.
В последние годы увеличивающийся поток информации требует
внимания к развитию языковой компетентности и формированию
коммуникативных универсальных учебных действий школьников среднего и
старшего звена.
Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и
становление ученика, как личности. В соответствии с культурноисторической
теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как
“взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
результата”.
Коммуникативные универсальные учебные действия – это способность
ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого
поведения.
На мой взгляд, только правильно сформированные коммуникативные
универсальные учебные действия способны приобщить школьников любых
умственных способностей к окружающему миру, научить общаться со
сверстниками и взрослыми, найти своё место в жизни. Именно поэтому меня
заинтересовала проблема формирования коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках русского языка.
Обратившись к данной проблеме, я столкнулась с рядом противоречий,
связанных с традиционной системой образования и современными
инновационными подходами.
3 Вопервых, на сегодняшний день принято большое количество
нормативных законодательных актов, ориентирующие систему отечественного
образования на модернизацию системы образования и отсутствием условий их
выполнения.
В педагогической науке проблема формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского языка, как показывает
анализ литературы, является проблемой пока мало изученной. До сих пор нет ни
одной специальной работы, которая бы вскрывала механизм формирования
коммуникативных универсальных учебных действий,
обеспечения
педагогических условий формирования коммуникативных универсальных
учебных действий.
Вовторых, необходимо преобразовать образовательную систему с учетом
инновационных подходов в обучении и сохранить лучшие направления
традиционной системы образования.
С формированием коммуникативных универсальных учебных действий
тесно связаны проблемы формирования личных, регулятивных и познавательных
универсальных учебных действий. Они также нуждаются в теоретическом
осмыслении, в разработке новых методологических подходов. От этого будет
зависеть успешное решение многих вопросов организации формирования
коммуникативных универсальных учебных действий.
Втретьих, потребность общества в подготовке социально активных
граждан и реальная школьная практика, зачастую ограничивающаяся
преимущественно учебнопознавательной деятельностью учащихся.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы в теории и
практике общеобразовательной школы, необходимость системного подхода к её
решению,
значимость определили тему выпускной
квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках русского языка».
Ввиду недостаточности имеющейся информации по данной теме, я пришла
к выводу о необходимости разработке собственной системы работы по
формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
русского языка.
социальная
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком
смысле меняет позицию учителя: он равноправный собеседник, консультант и
помощник учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за
пределы чисто преподавательского ремесла. Это обязывает педагога
пересмотреть традиционные подходы в обучении, обновлять и дополнять их
инновациями, которые бы способствовали повышению качества образования,
позволяли бы познать способности и интересы детей, обеспечивали бы развитие
4 их личностного творческого потенциала, помогали бы учащимся уверенно
действовать за пределами учебных ситуаций.
Цель работы по теме заключается в том, чтобы теоретически обосновать и
экспериментально апробировать педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Объект исследования: учебновоспитательный процесс на уроках русского
языка.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках русского языка будет эффективным при
реализации комплекса педагогических условий, включающего:
вычленение в содержании системы преподавания предмета русский язык
направления, способного формировать коммуникативные универсальные
учебные действия на уроках русского языка;
изменение традиционных подходов в обучении, обновление и дополнение их
инновациями, которые бы способствовали повышению качества образования,
позволяющие познать способности и интересы детей;
обеспечение развития личностного творческого потенциала учащихся,
способного помочь детям уверенно действовать за пределами учебных
ситуаций.
Цель, предмет и гипотеза данной проблемы определили необходимость по
становки и решения следующих задач:
1.Изучить философскую, педагогическую, методическую литературу по
данной проблеме.
2.Систематизировать
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
3.Разработать технологическую карту оценивания развития коммуникативных
УУД на уроках русского языка.
5.Разработать методические рекомендации по формирование коммуникативных
универсальных учебных действий.
формированию
способствующий
материал,
5 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского
языка».
В условиях введения новых Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования актуализируется проблема
формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система
образования претерпевает реформирование, направленное на разработку
педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском
оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в
педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и
практикоориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех
педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во
многом определяется уровнем профессионализма учителяпредметника,
необходимым для формирования у школьников универсальных учебных
действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не
смогут самостоятельно приобретать знания.
1.1.Сущность понятия " универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на
обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного
исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает
человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно
переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к
самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности
6 человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого то
внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать
то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные
качества.
Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить
жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада
ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [5, 1518].
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного
решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их
сформированности у учащихся наших школ. [15]
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших
учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к
самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже
низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации.
Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как
следствие выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни
неуспешными, либо потеряются, не смогут "найти себя", что может привести к
негативным социальным последствиям [5, 1518].
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся
актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых
знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности
для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно
поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго
поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные
результаты. [23]
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения
является их ориентация на достижение не только предметных образовательных
результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение
ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими
успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего
образования [24, 45].
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает
способность субъекта к саморазвитию и
умение учиться,
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
т.е.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые
знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что
универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают
7 учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание
её целевой направленности, ценностносмысловых характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные
действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка). Умение учиться существенный фактор повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций,
образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного
усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой
предметной области.
Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции),
познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
8 Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для
меня учение? и уметь на него отвечать.
нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
9 результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково
символические действия:
моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая
или знаковосимволическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов
и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по
общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
10 взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической
и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в
целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю
через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с
помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают,
воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы
обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному;
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих
развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности
ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных
универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий
"высокой норме") и их свойства.
11 Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой
целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных
действий и общей логикой возрастного развития.
1.2.Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках русского языка.
Одним из главных предметов в школьном курсе, формирующих
коммуникативные универсальные учебные действия, является, на мой взгляд,
русский язык. Нельзя не согласиться со словами А.А. Леонтьева, который
пишет: «Чтобы полноценно общаться человек должен в принципе располагать
целым рядом умений. Он должен, вопервых, уметь быстро и правильно
ориентироваться в условиях общения, вовторых, уметь правильно спланировать
свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, втретьих, найти
адекватные средства для передачи этого содержания, вчетвертых, уметь
обеспечить обратную связь. Если какоелибо из звеньев акта общения будет
нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения
— оно будет неэффективным».
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству
русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности,
приобщения её к культурноисторическому опыту человечества. Умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность
определяют достижения человека практически во всех областях жизни.
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к
повышению качества учебновоспитательного процесса. Русский язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных
ситуациях.
Методологическую основу изучения данной проблемы
составляют
концепция личностностно ориентированного подхода
И.С.Якиманской,
концепция формирования коммуникативной успешности, развития творческих
способностей личности И.А.Гришановой, положение Л.С.Выготского о том, что
обучение должно идти впереди развития. Теоретическими предпосылками
многоаспектной природы общения выступают исследования М.М. Бахтина,
связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей,
способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности.
В области универсальных учебных действий коммуникация рассматри
вается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с
установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и
12 осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных
отношений и др.
Н.В. Буренкова утверждает, что коммуникативные действия можно
разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами
коммуникативной деятельности:
коммуникация как взаимодействие;
коммуникация как сотрудничество (кооперация); коммуникация как условие
интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие это действия, направленные на
учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный
аспект коммуникации). Планируемые результаты: умения
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
слушать собеседника.
Коммуникация как кооперация это действия, направленные на со
трудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели,
организации и осуществлению совместной деятельности. Планируемые
результаты:
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Коммуникация как условие интериоризации это коммуникативно
речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и
становления рефлексии. Планируемые результаты: умения
договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея
тельности;
отображать в речи существенные ориентиры действия, понятные для
партнёра;
получать необходимые сведения с помощью вопросов.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность
школьника. Они характеризуются учётом позиции других людей, партнёра по
общению, умениями слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
13 обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формируя коммуникативные универсальные учебные действия на уроках, я
осуществляю через принципы коммуникативной направленности обучения,
представленные Ячменниковой О.А.
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают,
воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы
обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что
коммуникативные учебные действия – это способность ставить и решать
определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть
готовым к изменению соответственного речевого поведения. Коммуникативные
учебные действия
формирует такую важную черту личности, как
коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность
индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой
сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В
профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число
обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной
коммуникативной деятельностью.
Глава II. Система работы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского язык.
1.1.Система работы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского язык.
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной
культуры,
предназначающиеся для организации и осуществления
педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся;
14 предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная
деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое
общение, познание» [10, с. 131].
Систему работы по формированию коммуникативных универсальных
учебных действий я выстраиваю, учитывая психологофизиологические
особенности детей пятого класса, учитывая доступность и посильность учебного
материала, учитывая его практическую направленность
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной
мотивации, а также формированию коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках русского языка является создание проблемных ситуаций.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид
умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким
психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который
требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту
неизвестных знаний или способов деятельности» [18, c.19].
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению,
принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок
получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А. А.
Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально
организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [15, c.5]. Важно, чтобы
собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат
урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются
регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся
фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих
затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и
способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой
информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод,
формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в
сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся,
развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и
письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в
общем способствуют формированию различных компетенций
Для формирования коммуникативных УУД я использую элементы
технологии модульного обучения. Эта технология основана на самостоятельном
добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно
популярной или справочной литературой.
Такая работа развивает
индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать
конкретные цели в учебнопознавательной деятельности, самому определять
15 уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью
на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В
результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют
заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет
обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость.
Например, в 9ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот
такое задание:
Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы
учебника)
1.Самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак,
количество, не называет их , называются… .
2.Сколько разрядов местоимений вы можете назвать … .
3.Местоимение, указывающее на того, кто производит действие называется … .
Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний
включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку,
чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.
Одним из средств формирования коммуникативных универсальных
действий является сочинение. К тому же в экзаменационных работах в 711
классах предполагается написание сочинениярассуждения по прочитанному
тексту, да и в УМК Е.А. Быстровой представлены сочинения в большом
количестве.
При обучении написанию сочинения у обучающихся формируются следующие
универсальные учебные действия[1]:
1)Познавательные:
понимание проблемы;
выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи
рассуждения, доказательства;
умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации
объектов;
умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;
выведение следствий
2)Коммуникативные:
понимание вопроса задания;
владение монологической письменной речью;
умение отвечать на поставленные вопросы;
умение полно и ясно выражать свои мысли.
16 3)Регулятивные:
понимание того, что доказывается;
понимание, к какому выводу необходимо прийти;
понимание алгоритма работы;
умение удерживать собственную мысль;
умение корректировать написанное;
контроль правильности выполнения задания.
4)Личностные :
умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в
учебной деятельности;
умение понимать нравственные идеи текста.
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения,
необходимы:
вопервых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
вовторых, развивается умение оформлять свою мысль;
умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое
мнение и быть понятым;
языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь
ясной и красивой;
работа над сочинением формирует навык умного словесного общения.
Нужно отметить, что различные виды групповой работы помогают
формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.
В условиях модернизации образования учителяпредметники должны
уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность
групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся,
так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член
группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой
будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы
учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. «Именно в
обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно
взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками
зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения
другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать
другого» [29, с. 13]. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию,
сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение,
создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование
всех видов УУД.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия
членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в
посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий,
необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально
регулирует весь процесс выполнения задания.
Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь
17 решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу
учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но
проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного
результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в
основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с
учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения
навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно
новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.
В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым
участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с
учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е.
для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное
действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой
результат с результатом действий других участников. Такое обучение
самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию
самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию
оценки учителя.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является
работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают
задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем –
он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен
проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у
контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При
выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем
становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную
задачу: учащиеся,
постепенно научаются
контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем,
что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего
контроля.
контролируя друг друга,
Ярким примером групповой работы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий является составление диалогов в паре, тем
более, что в УМК Е.А. Быстровой более сорока часов в 58 классах отведено
развитию речи. Учащиеся с удовольствием составляют диалоги на определенную
тему: «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила поведения за
столом» и т. д.
При изучении раздела «Лексика» можно предложить учащимся по группам
подобрать слова определенной тематике, а при изучении «Морфология» изучать
группами определенный морофлогический признак отдельной части речи и т. д.
Задание №1. Работайте вдвоём: один списывает первые два предложения,
второй следующие два предложения. По ходу записи делайте графический
разбор и расставляйте знаки препинания. Затем обменяйтесь тетрадями и
18 проверьте работы друг друга
Задание №2. Прочитайте отрывки из сказки А.С. Пушкина.Обратите внимание:
знаки препинания пропущены.Работайте по очереди: один читает пример,
другой на слух называеь грамматические основы и определяет , сколько частей
в предложении
А.В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне
Государевой жене.
Б. Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится на ней
В. Ввек тебя я не забуду
Ты найдёшь меня повсюду.
Задание №3. Работайте вдвоём: один выписывает предложения синтаксические
«великаны», другой синтаксические «карлики».Пользуясь самоинструкцией,
устно объясните постановку знаков препинания.
Задание №4.Групповая работа.«Словесный мячик».Ведущий бросает мячик и
называет слово с орфограммой, остальные участники игры возвращают мяч,
называя проверочное слово: например, освещает свет, грустный грусть и т.д.
Задание №5. Работайте вдвоём: один выписывает из текста все глаголы 1
спряжения, другой2.
Задание №6. Проект. Составьте минисборник пословиц, сгруппировав их по
темам (Родина, семья, дружба)Подберите такие пословица, в которых есть
глаголы с безударным личным окончанием.
Задание №7. Проект Выпишите из знакомых вам литературных произведений
отдельные отрывки или предложения, которые помогают определить1)
профессию персонажа 2) его возраст 3) характер. Соберите все примеры вместе.
Конечным итогом вашей работы должен стать минисборник дидактических
материалов, которым смогут воспользоваться ваши одноклассники
Задание №8. Просклоняйте существительные. Работайте вдвоём: один склоняет
19 слова аллея, другой бабушка. Сравните окончания слов, сделайте вывод.
Задание №9. Выучи эти строки наизусть, запиши по памяти, для проверки
обменяться с соседом по парте тетрадями .
Задание №10.О чём или о ком написала этот маленький рассказ Р.Коваленко?
Узнали ли вы из летописи, которую вёл Шурик, чтонибудь о самом мальчике, о
том, какой он? Проведите обсуждение в группе .
Поэтому особое место в формировании коммуникативных универсальных
учебных действий принадлежит работе с текстом. Так, на примере одного и того
же текста можно предложить разные варианты работы с текстом по группам.
Комплексный анализ текста
Славная история (Р, р)уси отражается в многове..ковой биографии города
Ростова Великого.
Немало замечательных имён ростовцев вписано в древн..е летописи нашего
г..сударства. На ростовской з..мле р..дился былинный богатырь Алёша Попович.
Наравне с мужчинами самоотверженно бились с врагами на (К, к)уликовом поле
женщины Ростова.
За многие в..ка Ростов не раз разрушался вр..гами, но вновь и вновь
возр..ждался он из руин.
Славен Ростов своим Кремлём, а также ростовскими звонами. Пя..тнадцать
колоколов звонницы (У, у)спенского собора — гениальные творения ли
тейщиков. Необычайной силы и кр..соты музыку ростовских зв..нарей
сп..циально послушать приезжали А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький.
Задания для 1 группы:
1) Определите тему и главную мысль текста.
2) Озаглавьте текст.
3)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Задания для 2 группы:
1) Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем
звуков.
2) Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласного
звука.
3) Выпишите слово(а), в котором(ых) звуков больше, чем букв.
Задание для 3 группы:
1)Объясните графически постановку тире в последнем абзаце текста.
2) В предложении с однородными членами подчеркните однородные члены
20 предложения.
3.) Выпишите из второго абзаца прилагательные, обозначьте у них окончания
Любой текст можно использовать в качестве дидактической единицы, чтобы
достичь органического единства в изучении языка как системы и развития
коммуникативных умений учащихся. Эти проблемы и решаю на своих уроках.
Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы
в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же
время имеют ряд особенностей:
1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса
русского языка.
2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных
к моменту анализа текста.
3. Предложены все виды разборов.
4. Тексты являются образцовыми в идейнотематическом и языковом
отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также
демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не
расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать
приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с
остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». Такие виды
работ удобны при изучении нового материала, поскольку новый материал в
УМК Е.А. Быстровой дан объёмный, расплывчатый, опирающийся на ранее
приобретенные знания.
«Составление кластера» особая графическая организация материала,
позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В
центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелкилучи,
показывая смысловые поля того или иного понятия.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных
действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но
и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень
важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с
другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех
коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно
проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение,
понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать
вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в
ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти
коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в
дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых
содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области
знаний. Так, например, вопрос: « Останутся ли печатные книги в будущем?» или
21 «Нужны ли заимствованные слова?»(6 класс) не может не вызвать дискуссии.
Обязательным условием является соблюдения следующих правил:
Дать знать, если хочешь высказаться.
Говорить полными, законченными предложениями.
Говорить отчетливо и громко.
Аргументировать кратко и точно.
Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).
Обосновывать мнения или утверждения.
Внимательно слушать, когда говорит другой.
Когда говоришь, обращайся к аудитории.
Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
Проектная деятельности – необходимое условие компетентностного
подхода и действенное средство для формирования всех универсальных
учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся
формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в
группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных
выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение
ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность,
принимать решения; нести личную ответственность за результат),
познавательные
(познание объектов окружающей реальности; изучение
способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками
информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет
для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в
социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся
обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении
учебного материала,
широко охватывают внутрипредметные и
междисциплинарные связи.
Так, учащимся 6 класса были предложены проекты на тему: «
Энциклопедия одного слова». Предполагалась групповая работа по работе с
одним словом(определение лексического значения слова, подбор синонимов
антонимов, составление анаграммы, поиск однокоренных слов, выяснение
этимологии слова и т.д.). Наиболее удачным был проект на тему: «
Энциклопедия слова школа», в котором учащимся удалось не только
рассмотреть «со всех сторон» это слова, но и умело связать его с историей
появления первых школ и отражения понятия школа в изобразительном
искусстве.
Микроисследования. Задания этого типа предполагают формирование у
учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста
уровне): работать с научно–популярной литературой и справочниками;
анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст
(сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в
22 конкретных
необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования.
Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы –
серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень
развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с
учетом
обучения.
Наиболее типичны следующие:
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно
сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на
первый взгляд фактов);
сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка,
сказка, путешествие, детективная история).
условий
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и
литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой
деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием
инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации,
костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение.
Например, урокобобщение по теме «Глагол» проходит в «Школе
волшебников», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие
проходит в необычном – костюмированном – виде.
Формированию коммуникативных учебных действий способствуют
следующие типы уроков:
уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная
защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное
сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или
письменной рефлексией);
уроки, имитирующие какиелибо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка,
ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране,
интервью, прессконференция и т.д.;
уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам,
предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания
собственных текстов.
Современный школьник получает большое количество информации из
самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни
ученику необходимы не только знания и умение обладать грамотной устной и
письменной речью для общения и жизни в обществе, но и умение правильно
выстраивать свои отношения в социуме.
23 Главными показателями развития коммуникативных универсальных
учебных действий на данном этапе их формирования можно считать:
желание вступать в контакт с окружающими;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными
навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально
сопереживать;
умение решать конфликтные ситуации;
умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в
неоднозначных и спорных обстоятельствах;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации
спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
осуществление взаимного контроля и взаимной помощи по ходу выполнения
задания.
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
умение работать в группе.
Безусловно, работа по формированию коммуникативных универсальных
учебных действий это огромный труд. Мной разработаны методические
рекомендации учителям по формированию коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках.
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос
задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр,
дискуссий и групповой работы для освоения материала.
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения
дискуссий беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу,
переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
особенности развития.
Таким образом, именно формирование коммуникативных учебных
уроках русского языка создаёт условия для развития
действий на
24 интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к
общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной
компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности,
потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и
заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией
текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все
виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ
1.2. Технологическая карта оценивания развития коммуникативных
УУД на уроках русского языка
Безусловно, процесс формирования коммуникативных универсальных
учебных действий процесс длительный и трудоемкий. Способствовать
формированию видов УУД призваны все учебные предметы. В настоящее
время существует огромное количество методик и способов выявления уровня
сформированности УУД, но, на мой взгляд, каждый учитель должен выбрать ту
методику, те критерии, которые наиболее полно отражают уровень
сформированности УУД на определенном предмете.
Мной разработана технологическая карта оценивания развития
коммуникативных УУД на уроках русского языка на основе технологической
карты оценки всех видов УУД О.П. Ивановой, которая на мой взгляд, помогает
определить уровни оценки коммуникативных УУД.
25 Технологическая карта оценивания развития коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Вид коммуникативных УУД
Уровень сформированности коммуникативных УУД
Показатели
возраст
я Отвечать
на
вопросы учителя,
товарищей
по
классу.
Участвовать
в
диалоге на уроке и
внеурочное время.
Работать в паре.
и
ц
а
р
е
п
о
о
к
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я Соблюдать
простейшие нормы
речевого этикета:
здороваться,
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
к
а
к
я
и
и
ц
к
а
р
е
т
н
и
высокий
отвечает на все вопросы.
осознанно стремится к
сотрудничеству.
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение групповых
заданий на уроке, положительное
одобрение со стороны взрослого
тактичен, вежлив, соблюдает
этикет.
понимает речевое обращение
другого человека
средний
5 класс
частично отвечает на
вопросы.
работает в паре
ситуативно.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
групповых заданий на
уроке, важно
положительное одобрение
со стороны взрослого.
частично соблюдает
этикет.
не всегда понимает
речевое обращение
другого человека
низкий
не идет на контакт
(агрессивен или пассивен).
Рекомендации:
консультация специалистов,
поощрения за минимальный
результат, групповые задания
с друзьями по классу.
молчалив или агрессивен.
не понимает речевое
обращение другого человека.
26 прощаться,
благодарить.
Понимать речевое
обращение другого
человека.
Рекомендации: продолжает
изучение правил речевого этикета,
проведение групповых заданий на
уроке, положительное одобрение
со стороны взрослого.
Рекомендации: изучение
правил речевого этикета,
проведение групповых
заданий на уроке,
положительное одобрение.
я Слушать и
и
ц
а
з
и
р
о
и
р
е
т
н
и
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
понимать речь
других.
возраст
слышит, понимает и дает
собеседнику обратную связь
слышит, понимает,
обратную связь дает
ситуативно.
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение групповых
заданий на уроке, положительное
одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
групповых заданий на
уроке, важно
положительное одобрение,
больше времени отводить
на обратную связь
6 класс
Рекомендации:
консультация специалистов,
изучение речевого этикета и
правил позитивного общения,
поощрения за результат,
совместное выполнение
заданий с друзьями по классу.
не слышит, не может дать
обратную связь
Рекомендации:
консультация специалистов,
поощрения за результат,
совместное выполнение
задания с друзьями по классу,
изучение правил активного
слушания.
27 я
и
ц
а
р
е
п
о
о
к
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
к
а
к
точку
на
Участвовать в
диалоге; слушать
и
понимать
других,
высказывать
свою
зрения
события,
поступки,
выполняя
различные роли в
группе,
сотрудничать в
совместном
решении
проблемы
(задачи).
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи
с учетом своих
учебных и
осознанное стремление к
сотрудничеству.
доброжелательно идет на
контакт, участвует в совместном
решении проблемы (задачи)
участвует выборочно в
диалоге.
идет на контакт, когда
уверен в своих знаниях
не идет на контакт
(агрессивен или пассивен)
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке, положительное
одобрение, поддержка активной
позиции в диалоге.
обладает хорошим словарным
запасом и активно им пользуется
усваивает материал, дает
обратную связь (пересказ, рассказ)
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке, важно
положительное одобрение,
выработка активной
позиции в диалоге.
читает, высказывает свои
мысли по алгоритму.
Рекомендации:
консультация специалистов,
коррекционные занятия на
развитие коммуникативных
навыков, поощрения за
минимальный результат,
совместное выполнение
задания с друзьями по классу.
читает, но не понимает
прочитанного, и не может
найти нужных слов при
высказывание обратной связи.
28 Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке (пересказ,
рассказ), учиться по алгоритму
составлять небольшие сообщения,
положительное одобрение со
стороны взрослого.
я
и
ц
а
з
и
р
о
и
р
е
т
н
и
жизненных
ситуаций.
Читать вслух и
про себя тексты
учебников,
других
художественных
и научно
популярных
книг, понимать
прочитанное.
возраст
Рекомендации:
консультация специалистов,
коррекционные занятия на
развитие коммуникативных
навыков, важно
положительное одобрение,
совместные задания с
друзьями по классу, изучение
правил активного слушания.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке, учиться по
алгоритму составлять
небольшие сообщения,
важно положительное
одобрение, больше
времени отводить на
обратную связь
7 класс
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
и
ц
а
р
е
п
о
о
к
к
а
к
я Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
активно принимает участие в
работе группы, умеет
договариваться с другими людьми,
понимает смысл высказываний
других людей и выражает свою
точку зрения.
понимает смысл
высказываний других
людей, но испытывает
трудности при выражении
обратной связи.
ведомый
не хочет участвовать в
диалоге.
не слушает и не понимает
других.
29 Участвовать в
работе
группы,
распределять роли,
договариваться друг
с другом.
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке (в парах и
группах), участие в дискуссиях,
дебатах и т.д.
владеет большим словарным
запасом и активно им пользуется.
усваивает материал, дает
обратную связь (пересказ, рассказ)
свои
Оформлять
мысли в устной и
письменной речи с
учетом
своих
учебных и жизненных
ситуаций.
Читать вслух и про
тексты
себя
учебников,
других
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
и
ц
а
з
и
р
о
и
р
е
т
н
и
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке (в парах и группах),
важно положительное
одобрение, выработка
активной позиции в
диалоге, привлекать к
участию в дебатах,
дискуссиях
читает, высказывает свои
мысли, но с помощью
алгоритма.
Рекомендации:
консультация
специалистов,
коррекционные занятия на
развитие коммуникативных
навыков, поощрения за
минимальный результат,
совместные задания с
одноклассниками (в парах
и группах).
молчит, не может оформить
свои мысли
читает, но не понимает
прочитанного
30 художественных и
научнопопулярных
книг,
прочитанное.
понимать
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке (пересказ,
рассказ соседу по парте),
положительное одобрение,
составление рефератов, докладов,
участие в литературных конкурсах
отстаивает свою точку зрения,
вежлив, тактичен,
доброжелателен.
умеет слушать и слышать, дает
обратную связь
свою
Отстаивать
точку
зрения,
соблюдая правила
речевого этикета и
дискуссионной
культуры
Понимать точку
зрения другого.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке (пересказ, рассказ
соседу по парте),
привлекать к составлению
рефератов, докладов, (по
алгоритму), привлечение
к участию в
литературных конкурсах
ситуативно отстаивает
свою точку зрения, не
всегда вежлив и тактичен.
слушает, но не всегда
дает обратную связь
Рекомендации:
консультация специалистов,
учить высказыванию своих
мыслей по алгоритму,
важно положительное
одобрение, совместные
задания с одноклассниками.
пассивен или агрессивен.
молчит, игнорирует
другого человека
31
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
и
ц
к
а
р
е
т
н
и Рекомендации: продолжение
изучения правил речевого этикета,
проведение групповых заданий на
уроке, положительное одобрение.
Рекомендации:
продолжение изучения
правил речевого этикета,
проведение групповых
заданий на уроке,
положительное одобрение.
8 класс
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
и
ц
а
р
е
п
о
о
к
общее
возраст
Умение
договариваться,
находить
решение.
Умение
аргументировать свое
предложение,
убеждать и уступать.
умеет договариваться, находить
общее решение,
умеет аргументировать свое
предложение, убеждать и
уступать.
владеет адекватными выходами
из конфликта.
всегда предоставляет помощь.
не всегда может
договориться.
не всегда может
сохранить
доброжелательность.
предоставляет помощь
только близким,
знакомым.
Рекомендации:
консультация специалистов,
изучение речевого этикета и
правил позитивного
общения, поощрения за
результат, совместные
задания с одноклассниками.
не может и не хочет
договариваться.
пассивен или агрессивен.
не предоставляет помощь.
32 Способность
сохранять
доброжелательное
отношение друг к
другу в ситуации
конфликта
интересов.
Взаимоконтроль и
взаимопомощь
по
выполнения
ходу
задания.
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке (в парах и
группах), положительное
одобрение, выступление на
школьных конференциях,
олимпиадах.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке (в парах и группах),
важно положительное
одобрение, выработка
активной позиции при
общении.
Рекомендации:
консультация специалистов,
поощрения за минимальный
результат, совместные
задания с одноклассниками
(в парах и группах),
выработка активной позиции
при общении., продолжение
коррекционных занятий по
развитию коммуникативных
навыков
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
к
а
к
Оформлять
свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом
своих
учебных и жизненных
ситуаций.
имеет богатый словарный запас и
активно им пользуется, бегло
читает,
усваивает материал, дает
обратную связь (пересказ, рассказ)
читает, но понимает
смысл прочитанного с
помощью наводящих
вопросов,
высказывает свои мысли
по алгоритму
молчит, не может оформить
свои мысли
читает, но ни понимает
прочитанного
33 и
ц
а
з
и
р
о
и
р
е
т
н
и
я Читать вслух и про
тексты
себя
учебников,
других
художественных и
научнопопулярных
книг,
прочитанное.
понимать
к
а
к
я
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
К
я
и
ц
к
а
р
е
т
н
и
Понимание
возможности
различных позиций и
точек зрения на
какойлибо предмет
или вопрос.
Уважение позиции
людей,
других
отличную
от
Рекомендации: поддержка и
развитие коммуникативных
навыков, проведение совместных
заданий на уроке (пересказ,
рассказ соседу по парте),
положительное одобрение,
составление рефератов, докладов,
участие в литературных
конкурсах.
различает и понимает различные
позиции другого, дает обратную
связь, проявляет
доброжелательность.
Рекомендации:
поддержка и развитие
коммуникативных
навыков, проведение
совместных заданий на
уроке (пересказ, рассказ
соседу по парте),
привлекать к составлению
рефератов, докладов, (по
алгоритму), привлечение
к участию в
литературных конкурсах
понимает различные
позиции других людей, но
не всегда проявляет
доброжелательность,
дает обратную связь,
когда уверен в своих
знаниях.
Рекомендации:
консультация специалистов,
учить высказыванию своих
мыслей по алгоритму,
важно положительное
одобрение, совместные
задания с одноклассниками.
редко понимает и
принимает позицию других
людей, считая свое мнение
единственно верным.
34 собственной.
Учет разных мнений
и умение обосновать
собственное.
Рекомендации: продолжение
изучения правил речевого
этикета, проведение групповых
заданий на уроке, умение
презентовать себя, участие в
диспутах и дебатах городского
уровня
Рекомендации:
Продолжение изучения
правил речевого этикета,
проведение групповых
заданий на уроке, умение
презентовать себя,
участие в диспутах и
дебатах городского
уровня
Рекомендации:
консультация специалистов
(умение контролировать
свои эмоции), изучение
речевого этикета и правил
позитивного общения,
поощрения за результат,
совместные задания с
одноклассниками.
35 36 Заключение
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней
общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической
деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования
комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые
помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся
реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный
выбор.
В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при
системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед
учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального
внедрения Федеральных государственных стандартов в основной
общеобразовательной школе. К 2015 году, по нашему мнению, в
педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться
система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная
обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в
5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять,
исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства
формирования универсальных учебных действий.
Результатом нашего исследования стало определение тех средств,
которые позволяют формировать коммуникативные универсальные учебные
действия.
Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями
словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для
создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в
педагогическую практику описанных средств позволит осуществить
метапредметный подход к образованию школьников.
Таким образом, можно подвести итоги данной работы:
проанализирована литература по проблеме формирования коммуникативных
универсальных учебных действий школьников;
разработаны средства формирования универсальных учебных действий
школьников;
разработана технологическая карта оценивания развития коммуникативных
УУД на уроках русского языка;
разработаны методические
коммуникативных универсальных учебных действий.
рекомендации по формированию
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь
не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным
дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик
плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно
33 родной язык это основа формирования и развития мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков
самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее
эффективно организовать работу по формированию и развитию
познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Умение учиться существенный фактор повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому
языку.
33 Литература
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной)
культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006.
№3.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.
Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. М., 2008.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети. – М : Педагогика, 1998.
4.
Бахтин, М.М. Психология личности: культурноисторическое понимание
развития человека/ М.М.Бахтин, А.Н. Леонтьев. – М., 2001.
5. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. –
307с.
6. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6ти т. [Текст]. Т. I. М., 1982.304с.
7.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. М.: Педагогика,
1991. 480 с.
8. Гришанова, И.А.
Развитие коммуникативных
умений младших
школьников. М., 2005.
9. Занков, Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1999.
10.Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной
системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
11.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект РАО
12.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей
теории речевой деятельности. М., 1965.
13.Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Педагогика, 2000.
14.Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М. БимБад. – М.:
Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
15.Программа развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования. – М.: 2008.
16.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.:
33 Просвещение, 2011.
17.Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2001/ Цукерман Г.А.,
Поливанова К.Н.
18. Якиманская, И.С. Технология личностноориентированного обучения в
современной школе [Текст]. М.: Сентябрь, 2000.162с.
33
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Статья на тему :«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.