Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Оценка 4.8
Педсоветы
rtf
чтение +1
Взрослым
09.05.2017
Одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Над развитием навыков быстрого чтения можно работать на любом уроке, так как навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
статья.rtf
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных
процессов (Статья)
Огромная роль в воспитании, развитии школьников отводится чтению.
Чтение это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку,
но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.
Почему в средней школе резко падает успеваемость многие отличники и
хорошисты плавно «перетекают» в троечники? Успеваемость во многом
определяется скоростью чтения. Следовательно, кто мало и плохо читал в
четвертом классе, наверняка будет хуже учиться в средней школе объемы
получаемых на уроках знаний и домашних заданий возрастают значительно!
Многие родители не понимают смысла в проверке технике чтения в
начальных классах школы. Не все ли равно, с какой скоростью читает
ребенок? Нужно акцентировать родительское внимание на проблемы
оптимального чтения. Оптимальное чтение это чтение в темпе разговорной
речи, примерно 120150 слов в минуту. Доказано, что именно при такой
скорости чтения достигается наилучшее понимание текста. Диапазон
оптимального чтения это тот диапазон, к которому в чтении столетий
приспособилось мышление человека. Именно скорость чтения самый важный
фактор, влияющий на успеваемость ученика.
видим, что читать научили, но ребята читать не хотят, потому что не любят.
Детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно,
любая книжица кажется непосильной, становится скучно.
Поэтому одной из
актуальных тем начальной школы является формирование навыков
правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Часто
Над развитием навыков
быстрого чтения можно работать на любом уроке, так как навык быстрого
чтения и понимания прочитанного формируется на основе всех
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
I. Восприятие текста.
1.Очень нравятся детям упражнения на тренировку восприятия,
предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово,
идентичное тому, которое расположено в начале строки и
выделено жирным шрифтом. Вол /мол мул вол волк столб болт вол тол вот.
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
Каркас карась карат карниз карниз карст.
1. Развитие антиципации текста:
а) На доске написана скороговорка. После предварительного прочтения
учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст.
Убираются и целые слова.
б) Прочитать предложения, у которых проблемы окончания отдельных слов.
Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения
«Репка».
По... де... ре... Вы... ре... бо... пре...
в) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
Написать слова, у которых есть такие согласные:
К н кино, океан, конь, окно...
г) Дописать пропущенные слова в пословицах, предложениях.
Сделал дело... Тише едешь...
д) Восстановить диалог.
Ты уже читал эту книгу
…
Я тебе её дам прочитать.
…
Ты что, медленно читаешь?
П. Развитие внимания.
Чтение вид деятельности, в котором значение внимания особенно
велико, так как без умения сосредоточиться, быстрое чтение не возможно.
Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие, повысить уровень
внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение,
переключение, а также увеличить объем внимания.
Для расширения объема и распределения внимания используются
1)
корректурные пробы:
ма/мсаы умамауысуоносам
2)
Мюнстерберга.
Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н
Для развития избирательного внимания используется методика Найти общее понятие для каждого ряда.
3) Найти ошибки в тексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
III. Чтение и память.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет
семь + две единицы хранения. У младшего школьника на две единицы
меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.
Для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих
единиц хранения более емкими.
Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти
детей.
1) Игра «Слова».
Записать как можно больше слов, относящихся к темам:
« Шкала, книга, город, осень» на уроке русского языка;
«Лес, животные, приборы и оборудование» на уроке «Окружающий
мир».
2) Игра «Кто больше запомнит?»
Первый участник называет слово. Следующий повторяет названное слово
и произносит свое и т. д.
Например, на уроке русского языка имена существительные
женского рода.
3) Игра «Запоминаем рисуя ».
Ведущий называет слово, дети зарисовывают слово. В конце игры они должны
назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.
IV. Приемы осмысления текста.
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание
прочитанного. Для осмысления текста необходимо владеть определенными
приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов,
антиципация и реципация.
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей
можно формировать с помощью следующих заданий.
1. Подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста.
2. Работа с деформированным текстом.
• Собери рассыпанные тексты; • Собери предложения из частей;
• Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой
смысловой части текста.
Работа над прогнозированием текста.
1. Допиши словосочетания:
Карие .... Перочинный.....
Грецкий ....
2. Дополни предложение...
На берегу разложим костер, чтобы.....
3. Допиши текст.
4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.
Эти упражнения не занимают много времени, а
дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования
навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.
Перечисленные упражнения, если их систематически проводить, дают
неплохие результаты. И каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика
должен быть отмечен учителем.
Роль учителя в воспитании читателя очевидна, но не так велика, как
родительская. Если ребенок не любит читать, то дома ему необходимо режим
щадящего чтения. Можно использовать жужжащее чтение.
Нужно объяснить родителям, что важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений: человеческая память устроена таким образом,
что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Если
мы помогаем ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но
маленькими порциями не полтора часа подряд, а 3 4 захода по пять минут.
Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты (510 минут). Организм
фиксирует хорошую скорость чтения, «привыкает » к ней.
важно, чтобы дети читали хорошие книжки, а не детские ужастики и комиксы.
Еще Маршак говорил, что плохая книга это вред, причем вред двойной.
Плохая книга, прежде всего, портит вкус, и, к тому же, отнимает время у
хорошей книжки! Поэтому пристального внимания требует и «репертуар»
детской литературы.
Вернуть в руку ребенку
книгу можно. Надо только захотеть хоть ненадолго вынуть из нее джойстик
или пультик...
Очень
Информационные источники: 1. О.А. Обнорская. «Почему мои дети любят читать» Журнал. «Начальная
школа» «№ 2, 2000 г.
2. С.В. Решетникова. «Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов». Журнал. «Начальная школа» № 2, 2006 г.
3. А.В. Полякова. «Превращение слов». Москва. Просвещение, 1991 г.
4. Ли Кларк. Техника быстрого чтения. Минск, 1999 г.
5. И.Д. Ладанов. «Практическое пособие с упражнениями». «Техника
быстрого чтения». М., 1998г.
Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Статья на тему "Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.