Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".
Оценка 5

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
09.02.2017
Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".
Начальная школа – важный этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Составление плана,умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету.
статья.docx
Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного. МО учителей начальных классов. Пономаренко Л.А. Почему большое внимание в начальной школе уделяется работе по составлению плана.           Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить   текст   на   части   и   озаглавливать   их.   Умение   делить   текст   на   части,   видеть   его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, т.е.,   обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать   полученную   информацию.   В   своей   работе   я   использую   следующие   виды плана: 1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления  последовательности событий, простейшей логической связи. 2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального  восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание; 3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую  дети должны восстановить.                Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель»  должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над  содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.  Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала  чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться  обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу  следует тоже на уроке. Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы  над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и  трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же  внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы  как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель  практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а  просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п. Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение,  на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться  работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст  наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа  является живая речь ученика. Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог  самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами,  полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над  подробным пересказом. Одним из таких приемов является составление плана литературного  произведения. Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на  «свой» язык.        Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков  содержанию маленьких текстов. Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное  чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются  ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа  нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять  план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе. В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на  основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное  (картинное) выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько  иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте  место каждой из них, получается картинный план. Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности  событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В 1  классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка  побуждает ребенка к поиску ответа. На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого  школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению.  Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой  план сами. На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже  даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них. Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа. Составление плана рассказа. 1 Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец  карандашом. Как ты выделял части? 2 Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом,  озаглавь эту часть. 3 Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши  план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное. 4 рассказ. Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить  Основной   приём   обучения   ­   это   показ   на   примере,   каким   должен   быть   план. (Готовый план) . На   примере   учащимся   показывают   и   как   формулируются   заголовки.   Например, задание, предполагающее данный прием,  такое: Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.             Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ. Задание:       «Напечатанные ниже смысловые части       текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)        С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические  вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении. Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны  определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой  части текста. Подведем итог:  План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий,  понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом  отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать  главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана. Вместе с тем составление плана помогает  запомнить материал. Составление плана  влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".

Статья на тему: "Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017