Вниманию читателей предлагается статья, в которой представлены размышления о семейных ценностях и возможности их формирования на уроках литературы в школе. Рассматривается анализ отрывков из романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", связанных с точкой зрения автора на предмет построения  отношений в семье на примере семей Мироновых и Гриневых.
            
        
        
        
                    
                
                    Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной  деятельности
Говоря о семейных ценностях, необходимо сначала разобраться в том, как определяют значение
понятия «семья» различные источники:
1.Совокупность близких родственников, живущих вместе. (Балашов Н.В. «И сотворил Бог женщину:
комментарий к социальной конвенции Русской православной церкви».)
2.Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью была,
взаимной   моральной   ответственностью   и   взаимопомощью.   (Белов   В.И.Лад:   очерки   о   народной
эстетике»)
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные нравственные
обязанности. В каждой семье складываются свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Но
далеко не каждую семью можно назвать благополучной, не каждая семья дает ребенку правильное
представление   о   ее   роли   и   назначении   в   обществе.   В   современных   условиях   семья   как   институт
формирования основ нравственности испытывает определенные трудности. Это связано со многими
причинами: ростом количества разводов, рождением детей вне брака, которое увеличивает количество
неполных   семей.   Сегодня,   к   сожалению,   утрачивается   престижность   материнства,   разрушается
традиционная структура семьи.
Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, черствость, равнодушие. Эти качества
иногда начинают проявляться уже в 15 классах, а в подростковом  и старшем школьном возрасте еще
более закрепляются, и становится практически невозможным чтолибо изменить в характере ребенка.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет
школа. Работая в этом направлении, педагог решает следующие задачи:
 формирование у ребенка представления о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими;
воспитание уважительного отношения к семье;
знакомство со способами выражения заботы, уважения, благодарности;
расширение знаний о родственных связах, родословной.
В процессе обучения  и воспитания  в школе дети усваивают такие понятия, как родство,
родословная,   забота,   любовь,   уважение,   преданность,   благодарность,   сострадание,   честность,
искренность,   доверие.   Это   и   есть   семейные   ценности,   на   которых   базируется   крепкая
благополучная семья. С ранних лет необходимо формировать у детей   представление о хорошей,
дружной семье, о том, что создание крепкой семьи  это ежедневный труд, приносящий радость,
спокойствие, но главное во всем этом умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.
Читая произведения русской классической литературы, мы часто погружаемся в атмосферу
практически идеальных семейных отношений. Почему же русские классики так много места уделяли
именно семье? Обратимся к произведению А.С.Пушкина. Изучая «Капитанскую дочку»   на урокахлитературы в средней школе, школьники  имеют возможность поучиться тому, как должна выглядеть
настоящая семья. 
Уже   в   самом   начале   романа     читатель   понимает,   что   родители   Петра   Гринева   не   только
заботятся   о   благополучии   сына   еще   до   его   рождения,   но   и   думают   о   том,   каким   человеком   он
вырастет.   И   даже   традиционное   для   того   времени   домашнее   обучение   (сначала   надзор   дядьки
Савельича, а потом «обучение» мсье Бопре) не смогло испортить его. Лучшее воспитание  личный
пример   родителей.   И   отношения   четы   Гриневых   это   доказывают.   Авдотья   Васильевна,   «знавшая
наизусть   все   …   свычаи   и   обычаи»   своего   супруга,   заботилась   о   его   покое,   постоянно   пряча
Придворный календарь, чтобы чтение подобных изданий не раздражало хозяина. А тот в свою очередь
с   уважением   относился   к   жене.   Честь   дома,   семьи   для   него   была   всего   дороже.   Поэтому   даже
выписанный из–за границы француз Бопре не был прощен, когда был замечен в обольщении дворовых
девиц. Воспитанный на уважении к отцу, Петр не смеет ослушаться его и в отношении места будущей
службы. И как бы ни тяжела была предстоящая разлука с любимым сыном, Авдотья Васильевна не
думает перечить мужу. Отыскав паспорт Петруши, хранившийся вместе с сорочкой, в которой его
крестили, в заветной шкатулке, она вручает «его батюшке дрожащею рукою».
Другим примером идеальных семейных отношений, показанных Пушкиным,   является жизнь
коменданта Белогорской крепости и его жены. Уехав из родного дома, главный герой попадает в
семью,  не менее любящую. Иван Кузмич, всю  жизнь посвятивший службе Отечеству,  и его  жена
Василиса Егоровна, разделяющая все тяготы воинской службы со своим мужем, становятся Гриневу
настоящими родителями. Не имея собственного сына, они искренне привязываются к Петруше. Муж и
жена Мироновы  люди самые почтенные. «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей,
был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что
согласовалось   с   его   беспечностию.   Василиса   Егоровна   и   на   дела   службы   смотрела,   как   на   свои
хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». так рассказывает о них Петр
Гринев. Их дочь Маша воспитывается в соответствии с традициями того времени, в скромности и
почитании   родителей.   Полюбив   главного   героя,   она   отказывается   выходить   за   него   замуж   без
благословения семьи жениха. В момент захвата Белогорской крепости Пугачевым Василиса Егоровна
и не думает оставлять супруга одного. Находясь рядом в самые опасные для его жизни моменты, она
старается помогать ему во всем. И принимает смерть рядом с ним. Это ли не пример семьи, в которой
отношения построены на доверии, преданности и любви?
Знакомя   учеников   с   русской   литературой,   учитель   средствами   ее,   возможно,     не   в   силах
коренным образом изменить ситуацию в семье ребенка, но повлиять на нее он может и обязан. Наше
будущее   зависит   оттого,  какое   поколение   войдет   в   него,  с   какими   нравственными   ценностями   и
ориентациями.   Таким   образом,   сохранение   семейных   ценностей   это   сотворение   будущего,   это
созидательный труд на благо поколений.Н.И.Пирогов сказал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном
образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания
должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
.