Статья на тему "Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
8 кл
17.10.2019
Вниманию читателей предлагается статья, в которой представлены размышления о семейных ценностях и возможности их формирования на уроках литературы в школе. Рассматривается анализ отрывков из романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", связанных с точкой зрения автора на предмет построения отношений в семье на примере семей Мироновых и Гриневых.
Документ Microsoft Word.docx
Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности
Говоря о семейных ценностях, необходимо сначала разобраться в том, как определяют значение
понятия «семья» различные источники:
1.Совокупность близких родственников, живущих вместе. (Балашов Н.В. «И сотворил Бог женщину:
комментарий к социальной конвенции Русской православной церкви».)
2.Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью была,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (Белов В.И.Лад: очерки о народной
эстетике»)
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные нравственные
обязанности. В каждой семье складываются свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Но
далеко не каждую семью можно назвать благополучной, не каждая семья дает ребенку правильное
представление о ее роли и назначении в обществе. В современных условиях семья как институт
формирования основ нравственности испытывает определенные трудности. Это связано со многими
причинами: ростом количества разводов, рождением детей вне брака, которое увеличивает количество
неполных семей. Сегодня, к сожалению, утрачивается престижность материнства, разрушается
традиционная структура семьи.
Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, черствость, равнодушие. Эти качества
иногда начинают проявляться уже в 15 классах, а в подростковом и старшем школьном возрасте еще
более закрепляются, и становится практически невозможным чтолибо изменить в характере ребенка.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет
школа. Работая в этом направлении, педагог решает следующие задачи:
формирование у ребенка представления о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими;
воспитание уважительного отношения к семье;
знакомство со способами выражения заботы, уважения, благодарности;
расширение знаний о родственных связах, родословной.
В процессе обучения и воспитания в школе дети усваивают такие понятия, как родство,
родословная, забота, любовь, уважение, преданность, благодарность, сострадание, честность,
искренность, доверие. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая
благополучная семья. С ранних лет необходимо формировать у детей представление о хорошей,
дружной семье, о том, что создание крепкой семьи это ежедневный труд, приносящий радость,
спокойствие, но главное во всем этом умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.
Читая произведения русской классической литературы, мы часто погружаемся в атмосферу
практически идеальных семейных отношений. Почему же русские классики так много места уделяли
именно семье? Обратимся к произведению А.С.Пушкина. Изучая «Капитанскую дочку» на уроках литературы в средней школе, школьники имеют возможность поучиться тому, как должна выглядеть
настоящая семья.
Уже в самом начале романа читатель понимает, что родители Петра Гринева не только
заботятся о благополучии сына еще до его рождения, но и думают о том, каким человеком он
вырастет. И даже традиционное для того времени домашнее обучение (сначала надзор дядьки
Савельича, а потом «обучение» мсье Бопре) не смогло испортить его. Лучшее воспитание личный
пример родителей. И отношения четы Гриневых это доказывают. Авдотья Васильевна, «знавшая
наизусть все … свычаи и обычаи» своего супруга, заботилась о его покое, постоянно пряча
Придворный календарь, чтобы чтение подобных изданий не раздражало хозяина. А тот в свою очередь
с уважением относился к жене. Честь дома, семьи для него была всего дороже. Поэтому даже
выписанный из–за границы француз Бопре не был прощен, когда был замечен в обольщении дворовых
девиц. Воспитанный на уважении к отцу, Петр не смеет ослушаться его и в отношении места будущей
службы. И как бы ни тяжела была предстоящая разлука с любимым сыном, Авдотья Васильевна не
думает перечить мужу. Отыскав паспорт Петруши, хранившийся вместе с сорочкой, в которой его
крестили, в заветной шкатулке, она вручает «его батюшке дрожащею рукою».
Другим примером идеальных семейных отношений, показанных Пушкиным, является жизнь
коменданта Белогорской крепости и его жены. Уехав из родного дома, главный герой попадает в
семью, не менее любящую. Иван Кузмич, всю жизнь посвятивший службе Отечеству, и его жена
Василиса Егоровна, разделяющая все тяготы воинской службы со своим мужем, становятся Гриневу
настоящими родителями. Не имея собственного сына, они искренне привязываются к Петруше. Муж и
жена Мироновы люди самые почтенные. «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей,
был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что
согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои
хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». так рассказывает о них Петр
Гринев. Их дочь Маша воспитывается в соответствии с традициями того времени, в скромности и
почитании родителей. Полюбив главного героя, она отказывается выходить за него замуж без
благословения семьи жениха. В момент захвата Белогорской крепости Пугачевым Василиса Егоровна
и не думает оставлять супруга одного. Находясь рядом в самые опасные для его жизни моменты, она
старается помогать ему во всем. И принимает смерть рядом с ним. Это ли не пример семьи, в которой
отношения построены на доверии, преданности и любви?
Знакомя учеников с русской литературой, учитель средствами ее, возможно, не в силах
коренным образом изменить ситуацию в семье ребенка, но повлиять на нее он может и обязан. Наше
будущее зависит оттого, какое поколение войдет в него, с какими нравственными ценностями и
ориентациями. Таким образом, сохранение семейных ценностей это сотворение будущего, это
созидательный труд на благо поколений. Н.И.Пирогов сказал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном
образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания
должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
.
Статья на тему "Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности"
Статья на тему "Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности"
Статья на тему "Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности"
Статья на тему "Формирование семейных ценностей у обучающихся средствами учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.