Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"
Оценка 4.8

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русская литература
6 кл—11 кл
17.02.2017
Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"
В данной статье раскрыввается тема "маленького человека" в русской литературе. Показаны интеграционные процессы в пространстве урока литературы, посвященного теме "маленького человека" (литература -история; литература - русский язык). Анализ осуществляется на материале произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.М. Шукшина, М.М. Зощенко. Показано, что данная тема была и осается предметом исследования. Писатели по-разному раскрывают этот образ и заставляют задуматься читателя над проблемами "маленьких" людей.
Интеграционные процессы в пространстве урока литературы.docx
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОСТРАНСТВЕ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ Появление образа «маленького человека» связано с литературным и общественным развитием России: углубление и обогащение гуманистических начал русской литературы и общественной мысли вызывало интерес именно к такому человеку. Эта тема эволюционирует и изменяется. Но всегда остается неизменным   то,   что   за   всей   обыденностью   нашей   жизни   мы   не   замечаем «маленьких людей», их существование в обществе. Они по­прежнему остались униженными, смиренными и безропотными. Точно так же беззащитен он перед прохожими,   начальством,   организациями,   властью,   судьбой.   Они   остаются наедине   со   своими   проблемами.   Поэтому   актуальность   темы   «маленького человека» не меркнет и сегодня.   «Маленький человек» в литературе – это определение, объединяющее разнородных героев, связанных между собой тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию   и   общественное   поведение   (приниженность,   соединенная   с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью [Николюкина, С. 494]. Тема   «маленького   человека»  подразумевает  определенное   развитие сюжета, который строится обычно как история катастрофы, несчастия или обиды, оскорбления, несправедливости и наличие характерного конфликта: «маленький человек» – «значительное лицо». В   эпоху   классицизма   писателей,   поэтов,   мыслителей   волновали,   в первую очередь, интересы и потребности государства, а также человек, как гражданин,   который   полезен   своей   стране.   Отсюда   и   возникла   проблема отношения   «маленького   человека»   и   большого   общества.   В   стране   очень быстро возрос спрос на образованных людей низшего и среднего сословия. В большом   количестве   понадобились   грамотные   люди.   Поэтому   герой   с маленькими способностями и скромными потребностями не был интересен. 1 Только с приходом сентиментализма писатели проявили интерес к личным потребностям и переживаниям людей.  В сентиментальной прозе основным элементом сюжета является такой   препятствием   любви   оказывается   недостаточно   знатное момент: происхождение   или   бедность   героя.   Такая   сюжетная   линия   является характерной для повестей о «маленьком человеке» в первой трети XIX века. Примером   может   служить   повесть   Карамзина   Н.   М.   «Бедная   Лиза». Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся   препятствием   для   Лизиного   счастья.   Судьба   девушки разворачивается на фоне, наполненной драматизма  истории России. Но этот образ   «маленького   человека»   является   идеализированным, реалистичным.    мало Определение   «маленький   человек»   приобрело   широкое     и реалистическое изображение именно во второй половине XIX века. Появление «маленьких людей» в этот период объясняется страшной действительностью николаевской   России,   социальной   атмосферой,   которая   и   определила характерные черты человека. «Маленький человек» страдает и сгибается под гнётом самодержавно­крепостнических порядков, которые царят в обществе. Позднее человек из низов получил освобождение от крепостничества и стал юридически свободным, но входя в центр общественной жизни, продолжал нести   в   себе   дух   замкнутых,   ограниченных   общинно­крепостнических отношений.   «Маленький   человек»   начал   пониматься   как   вообще   человек бедный, занимающий низкие ступени в социальной иерархии.  Пушкин   А.   С.   первый   поднимает   вопрос   социально   сложного положения людей, занимающих низшую ступень в табели о рангах. Он создает образ Самсона Вырина ­ первого "маленького человека" русской культуры. Передача смысла "маленького человека" , формирование образа происходит на   лексико­семантическом   уровне   художественного   текста.   Повесть 2 перенасыщена оценочными лексемами: старик, старый, бедный, печальный, сердце   (тронуло   мое   сердце,   сердце   закипело),   слезы,   добрый,   мученик, мучительное волнение.  Писатель показал как общество отрицательно влияет и искажает его. Пушкин   хотел   изобразить   не   забитость   своего   героя,   а   открытость   в "маленьком" человеке сострадательную и чуткую душу. Он осуждает злые и бесчеловечные   силы   общества. определенных исторических условий.    Его   судьба   является   результатом В   повести   Гоголя   «Шинель»   главный   герой   –   Акакий   Акакиевич Башмачкин.   Он   был   титулярным   советником,   человеком   беззащитным, безвольным, до крайности унижен и забит, не имеющим никаких прав. При описании героя и мира окружающих его предметов Гоголь Н. В. использует значение   уменьшительности,   неполноты   признака.   Прежде   всего,   это экспрессивно­оценочная   лексика   (бедный,   умоляющий   голос   ребенка, низенького роста, с небольшой лысиной, узенький, низенький, воротничок, баночка); говорящее фамилия – Акакий Башмачкин. Фамилия образована от лексемы   башмачок   при   помощи   уменьшительного   суффикса   ­ск.   Автор повести сравнивает Башмачкина с неодушевленными предметами небольшого размера: муха, вынул шинель из носового платка. Все это формирует четкий образ   физически   маленького   человека,   а   результатом   сравнения   с неодушевленными   предметами   является   понимание   «маленькости» внутреннего мира такого человека. XX век – это век, характеризующийся рядом великих преобразований и великих трагедий. Революция в России устранила старые порядки и открыла для   каждого   человека   широкие   возможности   изменить   свою   жизнь.   Но революция так же создала и ряд противоречий не только в пределах общества, но и в пределах даже одной семьи. И эти противоречия разделили все жизнь на «одну» и «другую».  3 Более точно и иронично изобразил образ нового «постреволюционного   именно   М.   М.   Зощенко.   Итогом   такого маленького   человека»   перевоплощения   человека   стало   безразличие,   которое   поселилось   в   душах постреволюционных людей.  В   повести   «Страшная   ночь»   Котофеев   –   ничем   не   примечательный музыкант   оркестра,   который   играет   на   металлическом   треугольнике (инструмент весьма незаметный при исполнении музыкальных произведений). Для героя треугольник является всем смыслом его жизни. Если треугольник исчезнет   из   его   жизни,   то   и   исчезнет   и   он   сам.   В   состоянии   ночного помешательства   герой  бегает   по   городу,  спрашивает  людей,  как   жить   ему дальше. Его тянет наверх, чтобы поведать всему народу о своей беде.  В итоге Котофеев возвращается к своему треугольнику в оркестр.  Бунт «маленького человека»   закончен,   но   главное,   что   он   состоялся.   Своим   незначительным протестом   он   «стер»   свою   биографию,   как   когда­то   революция   «стерла» царский режим. Писатель показывает нам, что внешние обстоятельства могут сломить человека, но нужно приложить все усилия, чтобы не потерять смысл жизни. Также тему «маленького человека» открыл В. М. Шукшин. Главный герой рассказа «Миль пардон, мадам!» Бронька Пупков имеет не созвучное со своей фамилией имя –распространенный признак «маленького человека». В рассказе специально подчеркивается обида героя на местного попа, который и дал   Броньке   столь   редкое   имя,   исходя   явно   из   православной   традиции. Окружающие   смеются   над   ним.   Но   он   не   отчаивается.   Рассказывает постоянно выдуманную историю о том, как он чуть не застрелил Гитлера. Как только ему начинают напоминать об этом, он не просто злится, а страдает и переживает.   Каждый   раз,   рассказывая   эту   историю,   он   как   будто   ее проживает.   В   его   душе   живет   жажда   подвига,   жажда   чего­то   большего, непохожего на его повседневную жизнь. Но вся его трагедия заключается в 4 том, что он «маленький человек», никогда не сможет жить той прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому он и сам пытается поверить в свою историю. Ему так легче. Но Бронька все равно не сдается пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.  Отсылка к войне 1812 года и к Наполеону не случайна. Ассоциативно к рассказу Шукшина В.М. "подключается" контекст творчества Л. Толстого, в частности, сцена неудачного покушения Пьера на Наполеона. Действительно заступник найдется, так   как не переведутся в России люди, стремящиеся взять всю полноту ответственности за судьбы мира и встать на пути мирового зла. Поэтому герой не из зависти моделирует чужую судьбу, чужую и чуждую ему роль. Бронька Пупков изменяет лишь обстоятельства. Он по сути дела воплощает высшую степень возможного и допустимого.  Тема   «маленького   человека»   –   одна   из   ведущих   тем   русской литературы.   Писатели   по­разному   раскрывают   этот   образ   и   заставляют задуматься   читателя   над   проблемами   «маленьких»   людей.   Подобное разнообразие   в   трактовке   образа   «маленького   человека»   объясняется постоянными   социальными   переменами   и   изменчивостью   самой   жизни. Каждая   эпоха   дает   своего   «маленького   человека».   Мал   этот   человек     в социальном   плане,   так   как   занимает   низкое   положение   в   обществе. «Маленький»   потому,   что   мир   его   духовной   жизни   до   крайности   сужен, обеднен,   обставлен   всевозможными   запретами.   Он   находится   в   узком   и замкнутом круге своих жизненных интересов.  5

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"

Статья на тему "Интеграционные процессы в пространстве урока литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017