Статья на тему "Интерактивные формы и методы обучения"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении. При этом педагог и обучающийся - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Иконка файла материала интераткивне методы обучения.docx
Интерактивные формы и методы обучения Суворова Л.Е. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса,   суть   которой   состоит   в   совместной   деятельности   учащихся   над   освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство. Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо­обучении. При этом   педагог   и   обучающийся   ­   равноправные,   равнозначные   субъекты   обучения. Интерактивное   взаимодействие   исключает   доминирование   одного   участника   учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть   демократичными,   общаться   с   другими   людьми,   критически   мыслить,   принимать обоснованные решения. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного   мероприятия.   Создание   учебных   проектов,   посещение   кружков, элективных   курсов   порождает   у   них   потребность   в   знаниях,   делает   обучение   более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Ведущая   роль   в   интерактивном   обучении   отводится   развивающим,   частично­ поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная,   парная   и   групповая   работа,   применяются   исследовательские   проекты, ролевые   игры,   идет   работа   с   документами   и   различными   источниками   информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются   в   процесс   познания,   они   имеют   возможность   думать,   понимать   и рефлексировать. К   интерактивным   методам   могут   быть   отнесены   следующие:   дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс­метод, метод   проектов,   групповая   работа   с   иллюстративным   материалом,   обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении дисциплин. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать   различные   методы   и   формы   организации   образовательного   процесса,   чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования. Рассмотренные   интерактивные   методы   могут   быть   применимы   при   обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях, как среднего, так   и   начального,   и   высшего   профессионального   образования   для   формирования компетенций.   А   в   своей   концептуальной   основе   –   при   проектировании   инновационных педагогических   технологий,   обеспечивающих   подготовку   высококвалифицированных профессиональных кадров. Интерактивное   обучение   играет   значительную   роль   при   реализации компетентностного   подхода   в   обучении   и,   следовательно,   способствует   повышению качества профессиональной подготовки выпускников. Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности: 1) получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами; 2) знакомство   с   компьютером   как   с   устройством   по   работе   с   информацией,  владение способами работы с информацией:владение   навыками   работы   с   различными   устройствами   информации технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.; преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры,    запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);   цифровую и т.п.); 3) (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет­ресурсы, и т.п.). Таким образом, информационные компетенции предполагают формирование умений:  1) владеть   навыками   работы   с   различными   источниками   информации:   книгами, учебниками,   справочниками,   атласами,   картами,   определителями,   энциклопедиями, каталогами, словарями, CD­Rom, Интернет;  2) самостоятельно   искать,   извлекать,   систематизировать,   анализировать   и   отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;  3) ориентироваться   в   информационных   потоках,   уметь   выделять   в   них   главное   и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;  4) 5) технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.  владеть навыками использования информационных устройств; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные деятельностное обучение – выражается через метод практических работ; проблемное   обучение   –   выражается   через   частично­поисковый   метод,   метод Формирование и развитие компетенции в сфере работы с информацией на уроках информатики   происходит   в   основном   через   содержание,   т.к.   сама   дисциплина подразумевает   работу   с   информацией   в   разных   направлениях.   Для   проведения   уроков информатики используются такие технологии как: 1) 2) решения проблемных ситуаций; 3) 4) 5) проектное обучение – используется метод проектов; игровое обучение – используется метод деловой игры; дискуссионное обучение – используются методы дискуссия и «мозговой штурм». На   учебных   занятиях   применяются   такие   приемы   позволяющие   формировать   и контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;  предъявление   учащимся   преднамеренно   нарушенной   логики   изложения, раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения обсуждение   учителем   возможных   последствий,   сделанных   из   неверных развивать информационную компетенцию:   доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;   проблем;   предположений;    возникающих в ходе решения задач;   вопроса;   выдвинутого в ходе изложения;    риторические вопросы учителя в ходе изложения;  предъявление учащимся конфликтного примера.  членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;  фиксирование   внимания   учащихся   на   последовательности   противоречий, интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой установка   учителя   на   мысленное   решение   учениками   логического   задания,наводящие   вопросы   учащимся,   помогающие   выбору   правильных   путей   решения задание   учащимся   на   поиск   ошибок   в   рассуждениях,   требующее   оригинальной организация   конкретных   наблюдений   ученика,   побуждающих   к   формулированию задание   учащимся   на   обобщение   фактов,   изложенных   учителем   в   специальной включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;  задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного задание   учащимся   на   решение   нескольких   подзадач,   выделенных   из   трудной   учителем;   исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;   задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;   мысли;   проблемы;   последовательности;    учителем;    выдвижение проблемы и т.д. показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником; задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;  выделение   цветом   части   чертежа,   схемы,   записи,   ориентирующее   учащихся   на Я постоянно использую ресурсы Интернет в своей педагогической деятельности:  при подборе материала для подготовки к урокам;   для личного профессионального развития;   для повышения мотивации студентов к обучению. Работу студентов в классе с использованием ресурсов сети Интернет организую следующим образом:  фронтально (виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты);  индивидуально (поиск, отбор и анализ информации);  в группах (выполнение общего учебного проекта). При   использовании   информационных   ресурсов   Интернет   в   организации познавательной   деятельности   студентов   на   уроке   и   в   ходе   самостоятельной   работы необходимо   учитывать   их   возрастные   особенности,   уровень   подготовленности   и имеющиеся для этого условия.Список источников и литературы 1. Бутурлакина   Т.   Ю.   Методическое   пособие   по   созданию   современного   урока   по ФГОС   –   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа:   http://nsportal.ru/npo­ spo/gumanitarnye­nauki/library/metodicheskoe­posobie­po­sozdaniyu­sovremennogo­ uroka­po­fgos 2. Воронич   Е.А.   Сущность   инклюзивного   подхода   в   образовании   //   Периодический журнал научных трудов «ФЭН­НАУКА». – Бугульма. ­ № 1(16), 2013. – С. 17­20 3. Интернет­каталог   дидактических   приемов   обучения–   [Электронный   ресурс]   – Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/ 4. Портал «Российское   образование»,   глоссарий   [Электронный   ресурс] —   Режим доступа:  http://www.edu.ru/index.php 5. Современные   образовательные   технологии:   учебное   пособие   /     под   ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  7. Хуторской   А.В.   Системно­деятельностный   подход   в   обучении:   Научно­ методическое   пособие.   —   М.:   Издательство   «Эйдос»;   Издательство   Института образования человека, 2012.  8. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 9. Цифровой   конструктор   урока   [Электронный   ресурс] —   Режим   доступа:  https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home