Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении. При этом педагог и обучающийся - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Интерактивные формы и методы обучения
Суворова Л.Е.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного
процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением
учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения,
при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство.
Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное
взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении. При
этом педагог и обучающийся равноправные, равнозначные субъекты обучения.
Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного
процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся
быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать
обоснованные решения.
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от
создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого
воспитательного мероприятия. Создание учебных проектов, посещение кружков,
элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более
осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их
навыки конкретизируются, становятся более жизненными.
Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично
поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются
индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты,
ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации,
используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся
вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и
рефлексировать.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия,
эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейсметод,
метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение
видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, интерактивные методы с
точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении дисциплин.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно
сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы
достичь наибольшего эффекта от их использования.
Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении
различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях, как среднего,
так и начального, и высшего профессионального образования для формирования
компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных
педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных
профессиональных кадров.
Интерактивное обучение играет значительную роль при реализации
компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению
качества профессиональной подготовки выпускников.
Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие
информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
1)
получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами;
2)
знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией,
владение способами работы с информацией:владение навыками работы с различными устройствами информации
технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.;
преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в
поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
извлечение информации с различных носителей;
систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры,
запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
цифровую и т.п.);
3)
(мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернетресурсы, и т.п.).
Таким образом, информационные компетенции предполагают формирование умений:
1)
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями,
каталогами, словарями, CDRom, Интернет;
2)
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать
необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
3)
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и
необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам
СМИ;
4)
5)
технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
владеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные
деятельностное обучение – выражается через метод практических работ;
проблемное обучение – выражается через частичнопоисковый метод, метод
Формирование и развитие компетенции в сфере работы с информацией на уроках
информатики происходит в основном через содержание, т.к. сама дисциплина
подразумевает работу с информацией в разных направлениях. Для проведения уроков
информатики используются такие технологии как:
1)
2)
решения проблемных ситуаций;
3)
4)
5)
проектное обучение – используется метод проектов;
игровое обучение – используется метод деловой игры;
дискуссионное обучение – используются методы дискуссия и «мозговой штурм».
На учебных занятиях применяются такие приемы позволяющие формировать и
контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения,
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных
развивать информационную компетенцию:
доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
проблем;
предположений;
возникающих в ходе решения задач;
вопроса;
выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий,
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания,наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной
учителем;
исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
мысли;
проблемы;
последовательности;
учителем;
выдвижение проблемы и т.д.
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на
Я постоянно использую ресурсы Интернет в своей педагогической деятельности:
при подборе материала для подготовки к урокам;
для личного профессионального развития;
для повышения мотивации студентов к обучению.
Работу студентов в классе с использованием ресурсов сети Интернет организую
следующим образом:
фронтально (виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты);
индивидуально (поиск, отбор и анализ информации);
в группах (выполнение общего учебного проекта).
При использовании информационных ресурсов Интернет в организации
познавательной деятельности студентов на уроке и в ходе самостоятельной работы
необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и
имеющиеся для этого условия.Список источников и литературы
1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по
ФГОС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo
spo/gumanitarnyenauki/library/metodicheskoeposobieposozdaniyusovremennogo
urokapofgos
2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический
журнал научных трудов «ФЭННАУКА». – Бугульма. № 1(16), 2013. – С. 1720
3. Интернеткаталог дидактических приемов обучения– [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/
4. Портал «Российское образование», глоссарий [Электронный ресурс] — Режим
доступа: http://www.edu.ru/index.php
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие /
под ред.
Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
7. Хуторской А.В. Системнодеятельностный подход в обучении: Научно
методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института
образования человека, 2012.
8. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М. :
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012
9. Цифровой конструктор урока [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home