Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"
Оценка 4.7

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Оценка 4.7
Лекции
docx
биология
6 кл—9 кл
10.05.2017
Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"
статья содержит информацию о приемах работы на уроках биологии, которые способствуют формированию навыков общения и коммуникативных УУД: технология дебатов, элементы устного народного творчества, проектная деятельность. Статья рассказывает о межпредметных связях уроков биологии и уроков культуры общения, которые повышают интерес к изучению биологии и способствуют расширению кругозора учащихся.
статья.docx
Использование приемов риторики на уроках биологии Современные педагогические   технологии  предполагают    формирование   культуры речи и коммуникативных навыков  общения  не только на уроках  русского языка, но и на уроках биологии.        Так  при изучении темы «Строение и работа сердца», определяются   причины возникновения конфликтов  и воздействие их  на сердечную  деятельность,  ребята  знакомятся  с принципами бесконфликтного  общения.        При изучении основ биотехнологии в 11 классе  можно проводить  дебаты  «Генетически  модифицированные  продукты: зло или благо».     Тема «Гигиена органов  дыхания»  позволяет  формировать  у учащихся  навыки убедительной аргументации.  Детям  предлагается  обосновать свою точку зрения при обсуждении проблемы  «Курение – это вредная привычка, или болезнь». Ребята приводят аргументы, примеры, мнения ученых,  рассматривая данную проблему  с разных сторон. Как можно избавиться от  курения? Если  это привычка, то достаточно усилия воли. А если – болезнь, приходится применять лекарство.        На уроках биологии  можно  успешно использовать   поэзию, живопись,  но чаще всего устное народное творчество.   Обилие народных сказок, где  главные герои животные или растения, пословиц, загадок   позволяет  изучать биологические особенности  представителей царств живой  природы,  параллельно воспитывая   патриотизм и нравственные качества,  связанные с художественно­образным познанием  действительности.   Ведь  фольклор­ это основа основ воспитания детей, это универсальная  педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже  отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи,  1 музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых  навыков, этических и нравственных идеалов.      Элементы устного народного творчества  можно широко использовать на  различных этапах урока: для создания проблемной ситуации, для  закрепления и систематизации знаний или как опережающее домашнее  задание, что будет способствовать  формированию  УУД.     Использование  загадок,  сказок,  пословиц помогает сделать уроки эмоциональными,  впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению  учебного материала.     Так  на уроках в 8 классе использую следующие пословицы:  Кто долго жует, тот долго живет.  Лучше пять  раз поесть, чем один раз наесться.  Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин – отдай врагу.  При этом формируются коммуникативные УУД, т.к. ребята получают  задания в группах обсудить эти пословицы и объяснить их с точки зрения  знаний по теме «Питание и пищеварение».        Таким образом, все  выше изложенное способствует  реализации   требований  к современному уроку ­ повышение эффективности учебной  деятельности, обеспечение высокой познавательной активности  обучающихся. Искусство ­ толчок к работе воображения, мысли, средство воспитания в человеке бережного отношения к окружающему миру.  Различные жанры  народного творчества   позволяют моим ученикам глубже почувствовать  красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство  с ней.  Загадки, пословицы, сказки оставляют след в умах учеников, пускают  корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к  предмету биология.  Содержание образов  устного народного  творчества  2 способствует  приобщению подрастающего поколения к культурно­ исторической традиции своего народа,   формированию духовно­ нравственных качеств личности.      Проектная деятельность –  одна из  основных  составляющих ФГОС.       И здесь опять можно использовать межпредметные связи. Так учащиеся  7класса работали   над проектом:  «Сила слова или яд сквернословия». Они определяли,  как влияет сквернословие на живые организмы. Работая над проектом, ученики познакомились с историей возникновения  сквернословия, изучили работы ученых о влиянии сквернословия на  организмы, подготовили список пословиц, которые предупреждают о  негативном влиянии злоречия на состояние человека. Оказывается, не  только человек страдает от сквернословия, но все, что его окружает.      Ребята проверили эксперимент с воздействием слов на рис. Поместили  рис в два стакана, залили водой. В один говорили добрые слова, во второй ­  злые слова. Там, где произносились ругательства  вода изменила  цвет  и  приобрела тухлый запах.     Конечно, изучение механизма физиологических изменений организма под действием слова остается пока в области гипотез, но сами изменения для  многих ученых и психологов очевидны.  Трудно опровергнуть или  подтвердить вывод исследователей о том, что грубость приводит к мутации ДНК, но в том, что мат, обидные замечания глубоко ранят человека, никто  не сомневается.      Проблема сквернословия,  затронутая на уроках биологии еще раз  заставила задуматься над тем, что  злословие оказывает негативное влияние на физическое здоровье и духовную культуру человека.  3 Таким образом, межпредметные связи с русским языком, литературой,    культурой общения могут успешно реализовываться на уроках биологии,  обогащая учащихся новыми знаниями,  развивая личность ученика.  4

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"

Статья на тему "Использование приемов риторики на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017