Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Оценка 4.9
Документация +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
21.02.2018
Материал данной статьи содержит информацию об организации консультативной работы в системе коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями. Консультативная работа специальных педагогов играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье указаны принципы и направления индивидуального и группового консультирования педагогов и семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Консультативная работа.docx
«Консультативная работа в системе психологопедагогической помощи детям с
особыми образовательными потребностями»
Малкина Татьяна Сергеевна, методист
КГУ «Кабинет психологопедагогической коррекции» Зеленовского района
управления образования акимата ЗКО
В настоящее время воспитание подрастающего поколения предполагает
непрерывный процесс социального развития: от социальной адаптации
(формирования навыков и умений) через социальную компетентность к социальной
успешности.
Одним из важнейших направлений деятельности специалистов системы
коррекционно развивающего обучения является социальная реабилитация и
адаптация детей с особыми образовательными потребностями в детском
коллективе, в окружающем мире при осуществлении полной или частичной
интеграции.
Особое место здесь занимает планомерная и осмысленная консультативная
деятельность педагогов.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для
всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями
здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями.
Ведущие принципы консультирования:
доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;
проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на
его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он
не прав;
конфиденциальность (анонимность);
включенность клиента в процесс консультирования.
Направления психологического консультирования
консультирование членов семей, имеющих детей с особыми образовательными
потребностями;
консультирование персонала специального учреждения образования.
Формы и содержание консультативной работы с родителями
Основные принципы организации работы:
дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и
базовый уровень осведомленности о характере проблем ребенка;
наличие уровня обратной связи со стороны родителей; приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного
обучения.
Формы коррекционной работы с родителями в процессе консультативной
деятельности
индивидуальное консультирование;
групповое консультирование.
Этапы индивидуального консультирования
ориентировочноознакомительный;
диагностический;
коррекционный.
Ориентировочноознакомительный этап:
Основная задача:
создать доверительные, откровенные отношения с родителями.
Диагностический этап:
Основные задачи:
подробное обсуждение общего состояния психологопедагогического развития
ребенка, а также характера, степени и причины выявления трудностей, условно
вариативного прогноза;
разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры имеющегося
нарушения и объяснение необходимости участия родителей в общей системе
коррекционной работы;
обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамического
продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.
Коррекционный этап:
Основные задачи:
формирование у родителей «воспитательной» компетентности через расширение
круга социальных представлений и знаний;
привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их
ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса.
Формы индивидуального воздействия:
совместное обсуждение с родителями задач и динамики работы;
анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон
психологопедагогической деятельности и выработка совместных рекомендаций по
преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.
Групповые формы консультирования
Принципы организации:
учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы
в родительской группе;
учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой
работы; возможность работы с родителями группами, разноуровневыми в плане
родительской мотивации.
Основные задачи:
активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через
формирование у них адекватной оценки психопедагогического развития своего
ребенка;
изменение родительской позиции и отклонения к ребенку и вооружение родителей
соответствующими способами коммуникации;
обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью
повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.
Формы работы;
тематические консультации;
семинарыпрактикумы;
групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми;
наглядная стендовая информация;
сетевое просвещение через интернет сообщения (специально созданные сайты
ДОУ, специалистов).
Консультативная работа с педагогами
Цель консультативной работы – совершенствование коммуникативных
способностей, образовательных возможностей педагогов в работе с семьями,
имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:
умение обеспечить обратную связь, т.е. четкий обмен информацией с учетом
реакции собеседника
Принципы представления педагогами информации так, чтобы:
• родители могли понять информацию;
• родители были в состоянии принять информацию;
• родители могли чтото сделать на базе информации.
умение конструктивно изложить родителям информацию о ребенке.
Принципы:
• представлять информацию о ребенке, основанную на наблюдениях, как мнение, а
не как непреложный факт («Я думаю…, «Мне кажется…», «Я обеспокоена», «Мне
нравится… »);
• представлять свои наблюдения как описания. Чем описательнее эпизод, которым
педагог поделился с родителями, тем лучше они смогут понять, в каких ситуациях
ребенок ведет себя определенным образом;
• обосновывать свое мнение о работе;
• придерживаться своих наблюдений.
совершенствовать навык общения с родителями при выходе из конфликтных ситуаций.
Формы организации консультативной работы с педагогами:
лекционнопросветительская;
дискуссионная проблемная;
специально организованные деловые игры, а также другие интерактивные
методы.
Лекционнопросветительская работа:
Цель повышение дефектологической компетентности педагогов, углубление
знаний об особенностях проявления различных нарушений развития, способах
коррекции и возможностях предупреждения вторичных отклонений.
Дискуссионная проблемная форма,
проведение консультаций, семинарских занятий:
Цель – достижение контакта между обучаемыми и обучающими, обеспечение
активного усвоения, осмысление, критического восприятия.
Методы активизации:
дискуссионные вопросы;
сопоставление различных позиций, точек зрения, актуальных педагогических
понятий.
Специально организованные деловые игры:
Цель:
–выработать стратегию поведения педагога в конкретных проблемных ситуациях,
способствовать развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями,
умение дозировать свое воздействие;
моделирование педагогами адекватных способов поведения в процессе решения
проблемных задач и анализа конфликтных ситуаций.
Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.