Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Оценка 4.9

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Оценка 4.9
Документация +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
21.02.2018
Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Материал данной статьи содержит информацию об организации консультативной работы в системе коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями. Консультативная работа специальных педагогов играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье указаны принципы и направления индивидуального и группового консультирования педагогов и семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Консультативная работа.docx
«Консультативная работа в системе психолого­педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями» Малкина Татьяна Сергеевна, методист КГУ «Кабинет психолого­педагогической коррекции» Зеленовского района управления образования акимата ЗКО В настоящее время воспитание подрастающего поколения предполагает  непрерывный процесс социального развития: от социальной адаптации  (формирования навыков и умений) через социальную компетентность к социальной  успешности.  Одним из важнейших направлений деятельности специалистов системы  коррекционно ­ развивающего обучения является социальная реабилитация и  адаптация детей с особыми образовательными потребностями в детском  коллективе, в окружающем мире при осуществлении полной или частичной  интеграции.  Особое место здесь занимает планомерная и осмысленная консультативная  деятельность педагогов.  Консультативная работа включает:  ­ выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для  всех участников образовательного процесса;  ­ консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально  ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями  здоровья; ­ консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и  приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями.  Ведущие принципы консультирования:  ­ доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;  ­ проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на  его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он  не прав;  ­ конфиденциальность (анонимность);  ­ включенность клиента в процесс консультирования.  Направления психологического консультирования  ­ консультирование членов семей, имеющих детей с особыми образовательными  потребностями;  ­ консультирование персонала специального учреждения образования.                   Формы и содержание консультативной работы с родителями  Основные принципы организации работы:  ­ дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и  базовый уровень осведомленности о характере проблем ребенка;  ­ наличие уровня обратной связи со стороны родителей; ­ приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного  обучения.  Формы коррекционной работы с родителями в процессе консультативной деятельности ­ индивидуальное консультирование;  ­ групповое консультирование.  Этапы индивидуального консультирования  ­ ориентировочно­ознакомительный;  ­ диагностический;  ­ коррекционный.                                       Ориентировочно­ознакомительный этап:  Основная задача:  ­ создать доверительные, откровенные отношения с родителями.  Диагностический этап:  Основные задачи:  ­ подробное обсуждение общего состояния психолого­педагогического развития  ребенка, а также характера, степени и причины выявления трудностей, условно­ вариативного прогноза;  ­ разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры имеющегося  нарушения и объяснение необходимости участия родителей в общей системе  коррекционной работы;  ­ обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;  ­ планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамического  продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.  Коррекционный этап:  Основные задачи:  ­ формирование у родителей «воспитательной» компетентности через расширение  круга социальных представлений и знаний;  ­ привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их  ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса.  Формы индивидуального воздействия:  ­ совместное обсуждение с родителями задач и динамики работы;  ­ анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон  психолого­педагогической деятельности и выработка совместных рекомендаций по  преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;  ­ индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам  деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.  Групповые формы консультирования  Принципы организации:  ­ учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы  в родительской группе;  ­ учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой  работы; ­ возможность работы с родителями группами, разноуровневыми в плане  родительской мотивации.  Основные задачи:  ­ активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через  формирование у них адекватной оценки психопедагогического развития своего  ребенка; ­ изменение родительской позиции и отклонения к ребенку и вооружение родителей  соответствующими способами коммуникации;  ­ обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью  повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям.  Формы работы;  ­ тематические консультации;  ­ семинары­практикумы;  ­ групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми;  ­ наглядная стендовая информация;  ­ сетевое просвещение через интернет ­ сообщения (специально созданные сайты  ДОУ, специалистов).  Консультативная работа с педагогами Цель консультативной работы – совершенствование коммуникативных  способностей, образовательных возможностей педагогов в работе с семьями,  имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  Основные задачи:  ­ умение обеспечить обратную связь, т.е. четкий обмен информацией с учетом  реакции собеседника  Принципы представления педагогами информации так, чтобы:  • родители могли понять информацию;  • родители были в состоянии принять информацию;  • родители могли что­то сделать на базе информации.  ­ умение конструктивно изложить родителям информацию о ребенке.  Принципы:  • представлять информацию о ребенке, основанную на наблюдениях, как мнение, а  не как непреложный факт («Я думаю…, «Мне кажется…», «Я обеспокоена», «Мне  нравится… »);  • представлять свои наблюдения как описания. Чем описательнее эпизод, которым  педагог поделился с родителями, тем лучше они смогут понять, в каких ситуациях  ребенок ведет себя определенным образом;  • обосновывать свое мнение о работе;  • придерживаться своих наблюдений.  ­ совершенствовать навык общения с родителями при выходе из конфликтных ситуаций.  Формы организации консультативной работы с педагогами:  ­ лекционно­просветительская;  ­ дискуссионная проблемная;  ­ специально организованные деловые игры, а также другие интерактивные  методы.  Лекционно­просветительская работа:  Цель ­ повышение дефектологической компетентности педагогов, углубление  знаний об особенностях проявления различных нарушений развития, способах  коррекции и возможностях предупреждения вторичных отклонений.  Дискуссионная проблемная форма,  проведение консультаций, семинарских занятий:  Цель – достижение контакта между обучаемыми и обучающими, обеспечение  активного усвоения, осмысление, критического восприятия.  Методы активизации:  ­ дискуссионные вопросы;  ­ сопоставление различных позиций, точек зрения, актуальных педагогических  понятий.  Специально организованные деловые игры:  Цель:  –выработать стратегию поведения педагога в конкретных проблемных ситуациях,  способствовать развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями,  умение дозировать свое воздействие;  ­ моделирование педагогами адекватных способов поведения в процессе решения  проблемных задач и анализа конфликтных ситуаций.

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

Статья на тему «Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018