Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
06.03.2017
Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет. В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение.Взрослым важно вовремя заметить и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более гладко и безболезненно.
Кризис трех лет или как устанавливать запреты.docx
Кризис трех лет или как устанавливать запреты
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным —
приучить его не встречать ни в чем отказа. ЖЖ. Руссо
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из
очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого
человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года.
Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет. В три года дети
сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они
хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности.
Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение. Он уже
сегодня, сейчас хочет быть взрослым: "Я сам!"... Послушайте, какое
стихотворение написала психолог Л.А. Булгакова, описав ребенка в период
кризиса трех лет:
Кризис трех лет, "Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
. Хочу! Могу! И буду!
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним
стилем общения и прежним образом жизни. Возникают противоречия между
возможностями и желаниями ребенка. Кризис сопровождается массой
позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует
помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер. В этот
период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма,
в результате чего у детей наблюдается:
Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в
перестройке эндокринной системы.
Снижение адаптационнокомпенсаторных возможностей детского
организма (подверженность заболеваниям, особенно нервнопсихическим).
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять
свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти
более гладко и безболезненно. Но если родители не осознают, что ребенок
находится на новом возрастном этапе и прежние методы общения с ним уже
не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого
упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и
капризы.
Основные симптомы поведения ребенка
"КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ"
1. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА это немотивированное
поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно
противоположны требованиям и ожиданиям взрослых. Ребенок
противопоставляет себя взрослым и перестает выполнять их требования,
стремясь делать все наоборот, не только наперекор взрослым, но часто и в
ущерб своим интересам. Бывает и так, что взрослые сами провоцируют
вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется
авторитарная модель взаимодействия с ребенком, когда ребенку постоянно
приказывают, не считаются с его интересами. "Ешь быстро, не ори" и другие.
2. РЕБЕНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ
В поведении ребенка наблюдается строптивость — постоянное
недовольство всем. Это как "бунт против норм воспитания, установленных
ранее для ребенка, против всего прежнего образа жизни" (Л.С. Выгодский).
Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют
приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости. Однако
если ребенку давать полную свободу и не ограничивать его ни в чем то
взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия
ребенка все же приходится ограничивать. Например, в магазине, где он
требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что
вседозволенность до хорошего не доводит.
Ребенок в этот период любой ценой пытается завоевать
самостоятельность и самоутвердиться, настаивает на равноправии, разными
путями выражает протест против зависимости от родителей. Взрослый не
должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет,
отстаивает "свою самостоятельность", свое право на действия по
собственным решениям. Нравственное воспитание начинается с усвоения
ключевых слов:
"НАДО" и "НЕЛЬЗЯ".
Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает
его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ.
3. УПРЯМСТВО и КАПРИЗЫ
Ребенок проявляет упрямство, которое выражается в стремлении
поступать посвоему вопреки разумным доводам. Пик упрямство
приходится на 2,5—3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда
ребенок добивается своего, потому, что он так решил. НАСТОЙЧИВЫЙ —
стойкий в своих намерениях, твердый, упорный; неотступный в требованиях.
В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в
таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно можно
"выиграть битву", заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это
приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка,
который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет
действовать подобным образом.
Наша задача не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость.
Направлять активность ребенка в нужное русло. В кризисный период
приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день,
а у некоторых до 19 раз.
Период упрямства и капризности заканчивается к 3,54 годам. Если и
позже дети проявляют упрямство и капризы, то есть опасность фиксации
упрямства и истеричности как удобных способов манипулирования
родителями. Не следует поддаваться нажиму ради своего спокойствия.
Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой
деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности,
необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребенка играть "во
взрослых", беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите
ему несложные действия, которые он может воспроизвести. Поиграйте
рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.
4. «Правила, ограничения, требования, запреты.
Как их разумно устанавливать?»
Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их!
Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство
безопасности.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается
забота о
них. Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не
любят, так
как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим
ребятам. «Им, помоему, просто нет до меня дела», — печально заключил
мальчик.
Возникает вопрос: если дети чувствуют себя более защищенными в
условиях
заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они
норовят эти
порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители
и
воспитатели? На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их
«внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже
указывает на
силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти
пути к
бесконфликтной дисциплине ребенка?
Есть несколько правил, которые помогают наладить и
поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается
чтото вроде списка правил о правилах.
1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в
жизни каждого. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые
стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это
попустительский стиль воспитания.
2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком
много, и они должны быть гибкими.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие
с важнейшими потребностями ребенка.
4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть
согласованы взрослыми между собой.
Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш
ребенок
два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9ти, то на третий день
вам
трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и
позавчера вы
ему «разрешали».
Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на
прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается
расшатыванию.
В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть
скорее дружественноразъяснительным, чем повелительным.
На вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал»,
«Я так велю», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно»,
«Это
опасно», «Может разбиться...»
Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз. Если ребенок
снова спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а
потому, что
ему трудно побороть свое желание.
Бывает очень полезно, предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее.
И даже если он в этот момент не совсем такой, как нам бы хотелось, а
колючий и ершистый, лучшее, что мы можем сделать, — принять его таким,
какой он есть, и любить его.
Памятка для родителей
"КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ"
Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не
прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая непослушная
девочка!" Ребенок только и ждет этого.
В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте
выходить из себя.
Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с
ним "рядом".
Если ребенок впадает в истерику:
Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в
поведении с ребенком. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом
мнении.
Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном
месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести
Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
Не старайтесь поднять ребенка с пола.
Не оставляйте ребенка одного.
Не пытайтесь во время приступа чтото внушать ребенку. Это
бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
Переключите внимание ребенка: "Ой, какая интересна игрушка у
меня!",
"А что там делает ворона?" – Подобные приемы заинтригуют и отвлекут
ребенка.
Следите за своим эмоциональным состоянием.
Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Статья на тему: "Кризис трех лет или как устанавливать запреты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.