Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"
Оценка 5

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Оценка 5
Научные работы
docx
классное руководство
Взрослым
12.01.2019
Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"
Статья на тему "Организация группового взаимодействия младших школьников как условие успешности в учении" была написана при работе над выпускной квалификационной работой, посвященной изучению данной проблемы. Не секрет, что групповые формы работы в учебной и во внеурочной деятельности оказывают хорошее влияние на учащихся. Работая в группе, дети развивают в себе, в первую очередь, коммуникативность.
Групповое взаимодействие младших школьников.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ В УЧЕНИИ Игнатова Анастасия Юрьевна МАОУ СОШ № 69, учитель начальных классов г. Тюмень, Российская Федерация Одна из задач начальной школы заключается в формировании и развитии базовых   навыков   учащихся   для   дальнейшего   успешного   их   обучения   и последующей   самореализации   в   современном   обществе.  Успех   осознается человеком   в   процессе   приобретения   социального   опыта   и   достигается   им благодаря   приложенным   усилиям   и   старанию.   Применительно   к   младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о неких достижениях ребенка в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей). Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в жизни он становится членом общества, наделенным конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка в том, как вести себя, что и как делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т.п. Учение становится ведущим видом деятельности младших школьников, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка.   С   началом   обучения   в   школе   у   неподготовленных   детей   возникают специфические   реакции:   страхи,   срывы,   истерические   реакции,   повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».  Одна из целей работы педагога, по определению О.С. Газмана, ­ «помочь растущему человеку в обретении себя… в работе с самим   собой,   т.е.   в   самоопределении   и   самореализации   путем   разрешения жизненных проблем детей позитивным методом» [2]. Успешность   в   учении   ­   исторически   обусловленное   понятие.   В зависимости   от   социокультурных   условий   в   понимании   успешности   особую значимость приобретала либо когнитивная, либо эмоциональная составляющая. Так,   практика   средневекового   обучения   была   ориентирована   на   получение результата в виде когнитивной составляющей, а в эпоху Возрождения в решении проблемы   достижения   успешности   акцент   делался   на   эмоциональной составляющей.   Позже,   в   период   Нового   времени,   эти   идеи   получили   свое развитие в работах Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо и др., где говорится   о   необходимости   целенаправленного   построения   операционно   – деятельностного   компонента   обучения,   уделяется   внимание   необходимости формирования у детей учебной мотивации. В трудах отечественных педагогов XIX  в.   (Н.А.   Добролюбов,   Л.Н.   Толстой,   К.Д.   Ушинский   и   др.)   впервые представлен детальный анализ условий успешного обучения. Педагоги уделили внимание и мотивационно ­ деятельностному компонентам обучения, а в оценке успешности обозначили интерес к эмоциональной составляющей. Однако в XXв. в работах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина и др. вновь начинает доминировать когнитивная составляющая успешности. К концу века, благодаря заслугам   педагогов­новаторов,   она   сменяется   осознанием   значимости   оценки эмоциональной составляющей, представлениям о необходимости изменения не только   операционно   ­   деятельностного,   но   и   мотивационно­целевого компонентов учения. На   рубеже  XX­XXI  в.в.   проблема   успеха   в   учебной   деятельности рассматривается в парадигме гуманистической педагогики (А.С. Белкин, Е.В. Коротаева, И.А. Ларионова, Х.Й. Лийметс, Г.А. Цукерман, Н.Я. Якиманская и др.),   ориентирующей   на   смещение   акцентов   с   оценки   общего   результата   на оценку результата деятельности субъекта обучения, и прежде всего конкретного ученика. Результаты ряда исследований показывают, что вопросы формирования учебной успешности наиболее актуальны для младшего школьного возраста, так как   полученный   в   начальной   школе   опыт   успешности   задает   траекторию взаимодействия человека с миром во взрослой жизни (У.Глассер, Е. Куркин, О.А. Яшнова и др.). Однако, в начальной школе возможности целеполагания, самоорганизации, самооценки учащихся весьма ограничены, поэтому большую степень ответственности за организацию обучения несет учитель, в связи, с чем успешность в учении следует рассматривать как результат совместных усилий педагога  и ученика. Важность роли учителя  подчеркивается необходимостью создания   условий,   обеспечивающих   успешность   учащихся   в   учении   (Е.В. Коротаева, С.А. Котова, Н.Б. Крылова, Н.А. Федосова и др.). Таким образом, успешное   обучение   можно   определить   как   особым   образом   организованный процесс   взаимодействия   обучающего   и   обучающегося,   в   котором   создаются условия для достижения каждым школьником результатов учения, адекватных современному   уровню,   а   также   обеспечивается   эмоциональное   благополучие учащихся   [1].  В   словаре   русского   языка   С.И.   Ожегова   слово   «успех» рассматривается   в   трех   значениях:   как   удача   в   достижении   чего­либо;   как общественное   признание;   как   хорошие   результаты   в   работе,   учебе   и   других видах   общественно­полезной   деятельности   [3].   Исходя   из   представленного выше, успешность можно рассматривать с точки зрения социального качества, ведь   успешность   оценивается   людьми   и   самим   человеком,  опирающимися   на обычаи,   нормы   и   ценности,   принятые   в   современном   обществе.   Успешность можно   понимать   как   один   из   социальных   личностных   параметров,   как своеобразный   индикатор   социального   статуса   индивида.   Успех   же   может осознаваться людьми в ходе приобретения социального опыта и достигаться ими за счет усилий и стараний. С   точки   зрения   педагогической   науки   успешность   определяется   как качество, которое присуще личности, достигшей успехов в результате обучения и воспитания. Это могут быть и успехи детей в обучении, и успехи учителей в обучении   и   воспитании   учащихся,   и   успехи   родителей   в   воспитательном воздействии на их детей. В ходе многочисленных педагогических наблюдений было выявлено, что многие учителя начальной школы подходят к преподаванию учебных предметов шаблонно, не внося разнообразия в процесс его изучения. Это ведет за собой повышенную   утомляемость   детей   на   уроках,   непонимание   предмета   и,   как следствие, – нежелание детей осваивать его основы и низкая успеваемость. И это притом, что уже давно замечено, что обучение школьников реализуется с большей   эффективностью,   если   учителем   активно   внедряются   самые разнообразные   виды   работы   с   детьми.   Наиболее   оптимально,   на   наш   взгляд, ведущая деятельность младшего школьного возраста реализуется в групповых формах обучения, имеющих ряд своих достоинств. Поэтому одним из способов повышения успешности являются групповые формы обучения. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, в парах. Во­первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не   боится   высказывать   свои   мысли   о   чем­то   незнакомом,   неизвестном.   Во­ вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями   именно   при   сотрудничестве   со   сверстниками.   В­третьих,   к   детям приходит   понимание   своей   значимости:   «…мои   знания,   умения   необходимы группе   для   успешного   выполнения   задания».   При   этом   у   ребенка вырабатываются   навыки   общения   и   сотрудничества,  что,  бесспорно   является залогом дальнейшего успешного обучения. В­четвертых, только сотрудничая в группе,   ребенок   учится   оценивать   объективно   собственную   работу   и   работу своих   сверстников   [4].   Под   групповым   взаимодействием   принято   понимать основной способ активизации потребности в самоактуализации и саморазвитии личности ребенка. В совместном этапе способности и возможности партнеров реализуются в наиболее полном объеме, поскольку, дополняя друг друга, они способны достигнуть принципиально новой ступени своего развития. Обобщая различные положения авторов, а, также основываясь на сущности общих форм организации   учебной   деятельности   школьников   можно   дать   следующее определение: групповая форма обучения  ­ это способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве   с   учителем.   Групповые   формы   организации   учебной деятельности   способствуют   формированию   у   детей   умения   сотрудничать, слушать   и   слышать   друг   друга.   Правильно   организованное   групповое взаимодействие школьников на уроке делает урок более интересным, живым, воспитывает   у   учащихся   сознательное   отношение   к   учебному   труду, активизирует   мыслительную   деятельность,   дает   возможность   многократно повторять материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. Мы провели опытно – экспериментальную работу, на формирующем этапе которой, нами были подобраны групповые формы работы учащихся на уроке, позволяющие   активизировать   познавательный   интерес,   развить   навыки совместной   работы   в   группе   и   привить   самостоятельность,   что   в   комплексе оказывает существенное влияние на успешность учения младших школьников. Мы внедрили в учебный процесс уроки, в структуру которых входят групповые формы работы (задания для пар, троек и т.д.). Групповая работа учащихся на уроке занимала 10­15 минут. На своих уроках мы использовали парную работу и работу   в   микрогруппах.   Пары   формировались   из   детей,   сидящих   рядом   (за одной партой). Опишем один из способов деления учащихся на микрогруппы, который мы использовали в своей работе. У учителя в руках полоски разного цвета. Он предлагает детям вытянуть одну полоску. После того, как учащиеся вытянули   данные   полоски,   они   рассаживаются   группами   в   соответствии   с цветом   полоски.   Также   мы   формировали   и   гетерогенные   группы.   Для   более эффективной работы участников группы необходимо учитывать следующее: не рекомендуется   формировать   большие   группы   учащихся,   оптимальное количество  участников, на наш взгляд, – 4 ­ 5  человек. Если в классе,  есть ученик,   который   не   хочет   сегодня   работать   совместно,   не   следует   его принуждать к этому. Такому ученику можно дать индивидуальное задание. Результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что в том классе,   где   достаточно   хорошо   была   поставлена   работа   по   использованию групповых форм взаимодействия учащихся на уроках, успешность в учении у детей выше, нежели в том классе, где нет регулярной работы по использованию групповых форм взаимодействия. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что при включении в учебный процесс групповых форм работы в том классе,   где   практически   (по   результатам   констатирующего   этапа)   не использовалось   групповое   взаимодействие   учащихся,   у   детей   повышается познавательная   активность   на   уроке,   желание   работать   совместно,   что   и способствует повышению успешности в учении. Таким образом,  можно  сделать вывод  о том, что  внедрение  в  учебный процесс   групповых   форм   взаимодействия   учащихся   является   эффективным. Учащиеся   начальной   школы,   работая   в   группах,   в   ходе   сотрудничества помогают   друг   другу.   Использование   работы   в   группе   в   процессе   обучения является   очень   полезным   для   школьников   на   разных   этапах   изучения   и закрепления   учебного   материала,   поскольку   это   создает   каждому   ученику условия для развития в соответствии с уровнем его учебных возможностей и обеспечивает ощущение успеха в учении. Используемая литература 1. Братчикова,   Ю.В.   Методическое   сопровождение взаимодействия   младших   школьников   в   процессе   естественнонаучного образования как условие успешности в учении [Текст]: Автореферат дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009 ­ 23 с.  2. Когут, Л.М. Педагогическая поддержка младшего школьника как условие успешного личностного развития [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009 ­ № 11. ­ с. 22­25. 3. языка. ­ М., 1996. – 598 с. 4. Ожегов,  С.  И.  Шведова,  Н.  Ю.  Толковый  словарь   русского Романова,   Е.В.   Групповое   взаимодействие   –   эффективная форма организации учебного процесса [Текст] // Начальная школа. – 2007 – № 5. ­ с. 57­59.

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"

Статья на тему: "Организация группового взаимодействия младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019