В статье анализируется возможности современных социальных медиа и их использование в образовательных практиках на примере анализа работы медиа направленностей отделения дополнительного образования детей. В связи с этим рассмотрены вопросы и возможности образовательной системы по созданию пространства, способствующего саморазвитию учащегося как субъекта деятельности.
В статье анализируется возможности современных социальных
медиа и их использование в образовательных практиках на примере анализа
работы медиа направленностей отделения дополнительного образования
детей. В связи с этим рассмотрены вопросы и возможности образовательной
системы по созданию пространства, способствующего саморазвитию
учащегося как субъекта деятельности.
Ключевые слова: социальные медиа, образовательные практики,
сетевые сообщества, социальная активность молодежи, медиакомпетенции.
The article analyzes the facilities of modern social media and their use
in educational practice. An example is the work analyses of different media in a
system of additional (informal) education for children. In case of this situation,
different questions and possibilities of educational system, concerning creating
space for development of students as actors, were examined.
Keywords: social media, educational practices, online communities,
social activity of youth, media competences.
Современный мир стремительно развивается: появляются новые
технологии, новые профессии, меняется сама природа человеческих
взаимоотношений. В нашу жизнь стремительно ворвались социальные сети:
Одноклассники,
пользователями
последней преимущественно является молодая аудитория. Именно перед
школой стоит задача создать динамичное образовательное пространство,
способствующее подготовке поколения, способного решать постоянно
изменяющиеся нестандартные проблемы.
Инстаграм,
Facebook,
Вконтакте,
В связи с этим эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы в
приоритете окажутся дополнительные общеразвивающие программы для
детей и подростков медийного профиля (например, «школьная газета»,
«детское радио», «основы медиа», «редакция сайта» и т.д.), что в свою
очередь может положительно сказаться на состоянии медиаобразования в
стране, так как в соответствии с существующими в России традициями
наиболее распространенной формой медиаобразования у нас является
именно ОДОД [1].
Т.о. в нашей школе возникла идея о медийном проекте «Школьный
информационный трансмедиа центр», в основу которого легла модель
интеграции медиаобразования через дополнительное образование детей.
Кружковая деятельность в школе обеспечена программами,
направленными на освоение учащимися современного медиапространства.
Весьма важно, что в ситуации дополнительного образования детей не
существует жестких ограничений и регламентации способов и средств
достижения целей медиадеятельности, отсутствует отметочная система
оценивания результатов.
Наш школьный Медиацентр представляет собой комбинацию
различных каналов распространения информации для достижения
1поставленной цели – повышение знания об образовательной организации,
повышение лояльности у родительской общественности и стимулирование к
развитию коммуниации, создание условий для самореализации каждого
школьника..
Суть проекта заключается в том, что для донесения контента
используются сразу несколько каналов, причем важно отметить, что они не
дублируют информацию, а дополняют ее.
Так ребята из школьного клуба «Фемида», «Мир Чистых Сердец
(МЧС)», «Я – лидер» помогают редакциям студии школьных новостей
«ТРИ news» и школьной газете «Шкозета» со сбором информации, которую
впоследствии пускают в эфир в новом новостном блоке или очередном
выпуске газеты, освещая не только учебную жизнь, но и деятельность
разных направленностей ОДОД, а также проблемы, интересующие самих
учеников. Студийцы кружка «Юный дизайнер» и «Изостудия» помогают в
художественном оформлении выпусков.
Обучающиеся Совета
старшеклассников обеспечивают трансмедийность проекта в социальной
сети Вконтакте в группе нашей школы «ГБОУ СОШ №391» и на школьном
сайте. Это дает возможность всем участникам образовательных отношений
получать информацию по разным каналам (газета, видео, сайт, группа в
социальной сети), но и включаться в процесс. Пользователи могут оставлять
свои комментарии и предложения на сайте и в группе, на основе
зрительского голосования мы выбирали лучший номер на Фестивале
английской песни (победитель отправился на районный конкурс «Голоса
планеты» и занял призовое место).
Такая работа способствует глубокому вовлечению в историю и
жизнь школы всех участников образовательных отношений, но прежде
всего, конечно же организует взаимодействие самих школьников. Учащиеся
учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов
окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать
друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций,
приобретают навыки контролировать себя,
становятся более
эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий
уровень культуры; учащиеся объединения ограждены от отрицательного
влияния окружающей среды.
Общение как особый вид деятельности включает в себя стремление к
познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и
самооценке, что в процессе формирования личности с помощью средств
массовой коммуникации является составной частью медиаобразования. С
позиции И. В. Жилавской «…в основе новой концепции медиаобразования
должна быть заложена идея субъектности мира, его разнообразия и
изменчивости, глобальной сбалансированности и взаимозависимости всех
участников информационного обмена. Она должна строиться на
2органично погруженного в медиасреду.
активизации внутренних ресурсов личности ученика как человека
медийного,
Пока еще
малоизученное, информальное образование — это ненаправленное освоение
социальнокультурного опыта вне жестких рамок организованного
педагогического процесса … оно определяется потребностями учащегося и
реализуется в любом месте и в любое время. В этом контексте
информальное образование проявляется во внутренней мотивации человека
к восприятию мира, в самоорганизации и самоопределении» [2].
А это значит, что, учитывая возможность развития школьником
навыков саморегуляции через порождение смыслов и осознавания
ценностных оснований своей деятельности, педагог создает условия, в
которых обучение способствует решению подростком основных задач этого
возраста — развитию самосознания и коммуникативных компетенций.
Литература
1.
Городилина Т. В. Медиа в школе// Сборник трудов Всероссийского
форума конференций «Медиаобразование 2015. Медиаинформационная грамотность
для всех», Москва, 11 декабря 2015 г. / Под редакцией И. В. Жилавской. М.: МПГУ,
2015. — 236 с.
2. Жилавская И. В. О современной концепции медиаинформационной
грамотности и медиаобразования. [Электронный ресурс]. URL: http:// mic.org.ru/pr
ob/383mediaobrazovanie (дата обращения 10.09.2014)
3