Статья на тему «Проектная деятельность как средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.02.2017
Публикация для Всероссийской заочной научно-практической конференции «Образование лиц с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы».
Аннотация. Из опыта работы по применению метода проекта в коррекционной школе. Описание результатов проектной деятельности, рекомендации учителям.
Ключевые слова. Коррекционно-развивающее обучение, познавательная активность, мотивация, проектная деятельность, организационно-деятельностные, информационно-речевые универсальные учебные действия.Статья на тему «Проектная деятельность как средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья.docx
«Проектная деятельность как средство обучения, воспитания и развития личности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
У обучающихся с умственной отсталостью отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный
уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование
активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств
повышения эффективности коррекционноразвивающего обучения.
Педагоги нашей школы проводят работу по внедрению в учебный процесс новых
образовательных технологий. Наиболее интересной и приемлемой формой работы является
метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Это один из методов проблемного обучения;
проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна
интеграция предметов; в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены
семьи, а это способствует повышению познавательной активности обучающихся.
Опытно – экспериментальная
работа организована в КГБОУ «Бийская
общеобразовательная школаинтернат №2» с обучающимися 79 классов. Её результаты
показали, что эта педагогическая технология может быть эффективно использована в
коррекционноразвивающем обучении. Не следует сразу нацеливать детей на решение
сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на
уже имеющемся опыте учеников.
Ученик, включаясь в проект, имеет возможность максимально раскрыть свой
творческий потенциал. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в
группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать
публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда
результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен
и значим для самих открывателей. [1]
Руководитель проекта должен подходить к проведению работы творчески; не
сдерживать инициативу учащихся; не давать прямых инструкций, а направлять учеников на
верный путь решения проблем; поощрять самостоятельность. Не следует выносить
конкретных оценочных результатов о сделанной работе до момента ее окончательного
завершения; не критиковать работу (лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни
за что раскритиковать). Нужно научить детей прослеживать связи между предметами,
явлениями и событиями; учить анализировать,
классифицировать,
синтезировать полученную информацию. В ходе всего процесса работы не забывать о
воспитании учеников.
оценивать,
Я отслеживала уровень познавательной активности, интерес к различным видам
проектов и предмету, степень участия в проектной деятельности каждого ученика,
отношение к проектной деятельности в целом. Опыт показал, что уровень познавательной
активности, интерес к разным видам проектов растёт. Ребята лучше работают в группах,
это связано с возрастными и психофизическими особенностями детей. Активно принимают
участие и проявляют заинтересованность в проектной деятельности 38% от общего числа
обучающихся. Наибольший интерес вызвали проекты по темам: «Этикет», «Тайна имени»,
«Жаргонная лексика подростка», «Литературный Бийск».
Свои проекты ребята
представляли школьной аудитории в рамках предметных недель.
В ходе применения проектной деятельности у детей формируются познавательные,
организационнодеятельностные,
информационноречевые универсальные учебные
действия. Ребята учатся самостоятельно приобретать знания, которые пригодятся ему в жизни. «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого
плодотворного учения» (К. Д. Ушинский).
Для того чтобы создать наиболее эффективные условия для самостоятельной и
творческой работы в проектной деятельности, необходимо формировать умения и навыки
самостоятельной деятельности у учеников не только во время работы над проектом, но и
непосредственно на уроках. Во время традиционных занятий выдвигать проблемные
задачи, цели урока ставить совместно с учащимися, использовать групповые и парные
работы на уроке, ставить вопросы, формулировать гипотезы, искать альтернативные
способы решения проблем, способствовать развитию интереса, расширять кругозор
учеников. [2] Я использую проектный метод на уроках развития речи при изучении
делового письма: «Объявление», «Доверенность» и т.д.
После окончания проекта провожу рефлексию. Ученики анализируют достигнутые
результаты, причины успеха и неудач. При самоанализе у детей происходит осмысление не
только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих
внутренних перемен. Повышается самооценка личности. В проведении рефлексии мне
помогают различные виды анкетирования. Ребятам нравится «Цветопись». (Каждому
ученику выдаётся жетон с его именем. Он должен прикрепить жетон на то поле, которое
соответствует его оценке, его настроению. Предварительно обговаривается информация по
цвету: красное поле проект не понравился; жёлтое поле – проект понравился, но я
испытывал трудности при его выполнении; зелёное поле – я справился с проектом без
затруднений).
Использование проектных методик позволяет мне решить одну из самых острых
проблем современного образования – проблему мотивации.
Результатом грамотно
выстроенной проектной деятельности становится повышение познавательной активности
школьников и интереса к предмету. Появляется больше возможностей лучше узнать своих
учеников, определиться с кругом их интересов и потребностей. Следовательно, между
учителем и учащимися устанавливаются более доверительные отношения. Я получаю
возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими
его людьми, вносить необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя
нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.
Все вышесказанное дает основание рассматривать метод учебного проекта как
эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образовательной
практикой.
Список использованной литературы
1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист. – 2004, №1.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. // М.: Просвещение, 2008.
Статья на тему «Проектная деятельность как средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Проектная деятельность как средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.