Методические материалы по теме: «Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.04.2019
В добавленном материале подробно перечисляются негативные проявления в детской и подростковой среде, названы группы основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений. Описана работа, проводимая в образовательном учреждении, направленная на профилактику негативных проявлений. Подробно рассмотрены основные формы профилактики различного вида нарушений поведения.
методический материал.docx
«Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Все негативные явления, с которыми мы сталкиваемся и привычно называем отклоняющимся
поведением, по сути своей являются звеньями одной цепи. Если присмотреться внимательней, то
всякое отклоняющееся поведение это некий звоночек, сигнал о бедствии, о неблагополучии, который
посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие, будь это агрессивное
поведение или невыученный урок, нарушение дисциплины, курение и т.п. Если мы, взрослые, не
обращаем внимание на эти сигналы, либо обращаем на них внимание негативное, оценочное,
пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь в разрешении
возникших трудностей, сложностей, поведение чаще всего ухудшается, переходит на новый более
серьезный виток. Так и идет по цепочке: нарушения в поведении, неуспеваемость, конфликты,
агрессивное поведение, насилие и жестокость по отношению к окружающим, порча школьного
имущества, пропуски уроков, и т.д. и т.п., вплоть до правонарушений, преступлений и разного рода
зависимостей.
Прежде чем говорить о том, как «бороться» с негативными проявлениями, давайте
определимся, с чем же мы «боремся», с каким «врагом»? Чаще всего нам приходится вести «борьбу»
с различными проявлениями негативного поведения в широком смысле этого определения.
Негативные явления, это отрицательные явления, отклоняющееся от наиболее важных
социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самому себе.
Причины всех этих явлений практически одни и те же: неумение выстраивать отношения с
окружающими сверстниками и взрослыми, позиция эгоцентризма, когда на первом месте своя точка
зрения, а другие даже не рассматриваются, неблагополучия в семье (в особенности).
В настоящее время выделяют следующие негативные проявления в детской и
подростковой среде, требующие профилактической работы:
безнадзорность, беспризорность и правонарушения;
жестокое обращения и насилие в отношении несовершеннолетних;
семейное неблагополучие;
употребление ПАВ (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, лекарственная аддикция,
наркотическая зависимость, табак, микс, курительные смеси);
нехимическая зависимость (азартные игры, интернетзависимость;
булемия;
фанатизм во всех его проявлениях религиозный, спортивный, национальный);
ВИЧинфекции;
ксенофобия (страх чужого) и экстремизм;
терроризм;
антивитальные переживания (размышления о бессмысленности (ненужности) жизни без четких
представлений о собственной смерти) и аутоагрессивное поведение (проявляется в двух
формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении
(парасуицидальном поведении). Чтобы четко осознавать направления профилактической работы необходимо знать причины
На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих
возникновения негативных проявлений в детской и подростковой среде.
формированию негативных проявлений. В неё входят:
Социальноэкономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между
1.
членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение оказывающее
негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни).
По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий
(хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение
родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты
между родителями, чаще конфликтуют с учителями (61%), со сверстниками (28%).
2.
психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).
Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных
способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности
во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит от характера его взаимоотношений с
самим собой (своим внутренним миром), окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими
взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей
и духом времени).
3.
4.
форм поведения. Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.
Недостатки воспитательной работы, разрыв между воспитанием и образованием.
Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных
Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребёнка
Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит в
нашей школе систематический характер по следующим направлениям:
а) организация досуговой деятельности;
б) работа с родителями;
в) правовой всеобуч;
г) организация каникул;
д) работа с детьми с отклонениями в поведении;
е) охрана детства, опека и попечительство.
Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися процесс сложный,
многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно
видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.
ПОМНИТЕ Дети учатся жить у жизни:
1 Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
2 Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
3 Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
4 Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
5 Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
6 Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
7 Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
8 Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
9 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить любовь в этом мире.
10 Если ребенка хвалят – он учится быть благородным. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому на первое место в
нашей работе выходит профилактика возникновения данных негативных проявлений, негативного
поведения.
С основными направлениями профилактики, думаю, вы хорошо знакомы и в соответствии с
ними строите свою работу. Напомню коротко их особенности.
Основные формы профилактики различного вида нарушений поведения:
1.Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое
явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
2.Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к
формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление
данных учащихся, выявление данных семей
3.Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем
влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы,
можно предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы может быть семья,
социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика
зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование
установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.
4.Информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы
в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео и телефильмов,
создание сайтов в Интернете.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью
повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко
используется информация, подтверждения статистическими данными, например, о пагубном
влиянии наркотиков и алкоголя на здоровье и личность. Нередко информирование имеет
запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления алкоголя и
наркотиков и описываются драматические судьбы девиантов, их личная деградация. Метод
действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе
информирование не снижает уровень отклонений.
5.Активное обучение социальноважным навыкам. Данная модель преимущественно
реализуется в форме групповых тренингов.
6.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы
связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. например, аддикция
(зависимость) может играть важную роль в личностной динамике повышение самооценки или
интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества,
улучшающие настроение, до тех пор, пока не получают чтото лучшее. Альтернативными формами
активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском),
значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно
духовная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже
сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают ранее
воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование
умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности
личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности спорт, искусство, познание. если к
подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой
в отношении негативных потребностей и занятий.
7.Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной
ответственности за здоровье, о гармонии с окружающим миром и своим организмом, об умении
человека достигать оптимального состояния и учиться успешно противостоять неблагоприятным
факторам среды. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой
стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система в работе по профилактике негативных
проявлений в детской и подростковой среде не может быть выстроена в «одночасье» это
кропотливая работа с педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов и с
безответственными родителями, которую мы делаем и, надеюсь, будем делать в координации с
другими учреждениями.
Спасибо за внимание и удачи в профилактической работе.
Методические материалы по теме: «Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Методические материалы по теме: «Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Методические материалы по теме: «Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Методические материалы по теме: «Из опыта работы по профилактике негативных явлений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.