Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

  • Исследовательские работы
  • rtf
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие нравственных качеств младших школьников.rtf
Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции        Кичайкина Ксения, студентка ГБПОУ «ГКП», 4 курс специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах   «…самый важный приоритет — это воспитание человека,                            у которого есть нравственный стержень,                                                    для которого небезразличны понятия «справедливость»,   «доброта»,  «любовь»,   «уважение к старшим», «забота о старших».  Так выразилась новый министр образования РФ  О.Васильева. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты  подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего  поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и  нравственных установок.   И в то же время, наряду с этими негативными  явлениями, для современной России характерны процессы возрождения  традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ  жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания  личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).                         Объектом исследования является процесс  формирования нравственных ценностей младших школьников через  культурные традиции.  Предметом исследования являются формы и средства  формирования нравственных ценностей у младших школьников через  народные традиции и обычаи.                           Цель исследования – разработка  и апробация рабочей программы по формированию нравственных ценностей умладших школьников через народные традиции и обычаи. Одна из основных  задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это  формирование духовно­нравственной личности.                                                     Знание наследия необходимо каждому народу. Мы обращаемся к народной  педагогике не только потому, что это кладовая мудрости, запасник  педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши  истоки. Русские народные традиции обладают значительным педагогическим                                                                                                       потенциалом и могут служить эффективным средством духовно­ нравственного воспитания. К народным традициям относятся праздники,  обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня.         В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все  компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,  поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают  содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и  идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.      При прохождении практики с детьми младшего школьного возраста  проводилось исследование ,в процессе которого было выявлено, как дети знаю народные традиции и обычаи. Результат исследования показал, что дети не  плохо ориентируются в народных праздниках, они знают такие праздники как  Рождество, Масленица, Пасха и другие.   Праздник является одной из форм воспитательной работы, он несет в  себе положительные эмоции, через народные праздники у детей формируется  бережное отношение к народной культуры, традициям, обычаям.                     Другая форма­ народные игры, о которых дети практически ничего не знают.   Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.  Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с  песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народноготворчества как средствами воспитания народной культуры.  «Пока молоды,  резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!».                                  Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему  учитель должен уметь использовать их в учебно­воспитательном процессе и  во внеурочной работе.   Народные обрядовые праздники всегда связаны с  игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства, такие как:  «Горелки», «Жмурки», «Колечко», «Иван», «Дедушка­рожок».                           Фольклор. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок,  песенок­небылиц.                                                                                                        Педагогические функции фольклора многообразны. Во­первых, в нем  выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, це­ лям. Во­вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические  рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства  национального воспитания.                                                                               Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель — это  народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной  педагогики. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения  положительного и отрицательного.                                                                  Для многих было открытие история происхождения народных игрушек.  Игрушки­обереги и игрушки­потешки, стригушки и козули, бирюльки и  свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.  Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,  красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям  любовь и доброту. Народная крестьянская игрушка была  многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава,  средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный  атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функциюдуховного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых  старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло  накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным  культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной  памяти.. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие,  музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по  форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня  может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.              старом и новом.                                                                                   Важным   Традиция живет в  моментом в решении данной проблемы является взаимодействие семьи и  школы.  В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В  народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу  семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Важным элементом народной педагогики было  воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к  своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на  печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет  подружки против матушки». Детей учили по­особому относиться к матери.   Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и  напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что  выходила».                                                                                                                   Данное исследование подтолкнуло на разработку и дальнейшую апробацию в  ходе педагогической практики рабочей программы  «Бабушкин сундучок»,  которая включает в себя такие формы работы, как:  праздники, игры,  этические беседы, народные забавы, диспут, экскурсии и так далее.                    1.Ручеек нравственности. Народный календарь                                                       2.Малые жанры фольклора. «Пословица недаром молвится».3.Этика сказок.                                                                                                            4.Народные игры ­ основа нравственного воспитания.                                            5.Роль и место фольклора в жизни людей.                                                               «Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для  одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к  культуре своих предков – естественной частичкой бытия.