Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"
Оценка 5

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Оценка 5
Исследовательские работы
rtf
воспитательная работа
1 кл
03.03.2018
Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"
Развитие нравственных качеств младших школьников.rtf
Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции        Кичайкина Ксения, студентка ГБПОУ «ГКП», 4 курс специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах   «…самый важный приоритет — это воспитание человека,                            у которого есть нравственный стержень,                                                    для которого небезразличны понятия «справедливость»,   «доброта»,  «любовь»,   «уважение к старшим», «забота о старших».  Так выразилась новый министр образования РФ  О.Васильева. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты  подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего  поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и  нравственных установок.   И в то же время, наряду с этими негативными  явлениями, для современной России характерны процессы возрождения  традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ  жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания  личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).                         Объектом исследования является процесс  формирования нравственных ценностей младших школьников через  культурные традиции.  Предметом исследования являются формы и средства  формирования нравственных ценностей у младших школьников через  народные традиции и обычаи.                           Цель исследования – разработка  и апробация рабочей программы по формированию нравственных ценностей у младших школьников через народные традиции и обычаи. Одна из основных  задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это  формирование духовно­нравственной личности.                                                     Знание наследия необходимо каждому народу. Мы обращаемся к народной  педагогике не только потому, что это кладовая мудрости, запасник  педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши  истоки. Русские народные традиции обладают значительным педагогическим                                                                                                       потенциалом и могут служить эффективным средством духовно­ нравственного воспитания. К народным традициям относятся праздники,  обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня.         В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все  компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,  поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают  содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и  идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.      При прохождении практики с детьми младшего школьного возраста  проводилось исследование ,в процессе которого было выявлено, как дети знаю народные традиции и обычаи. Результат исследования показал, что дети не  плохо ориентируются в народных праздниках, они знают такие праздники как  Рождество, Масленица, Пасха и другие.   Праздник является одной из форм воспитательной работы, он несет в  себе положительные эмоции, через народные праздники у детей формируется  бережное отношение к народной культуры, традициям, обычаям.                     Другая форма­ народные игры, о которых дети практически ничего не знают.   Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.  Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с  песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.  «Пока молоды,  резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!».                                  Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему  учитель должен уметь использовать их в учебно­воспитательном процессе и  во внеурочной работе.   Народные обрядовые праздники всегда связаны с  игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства, такие как:  «Горелки», «Жмурки», «Колечко», «Иван», «Дедушка­рожок».                           Фольклор. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок,  песенок­небылиц.                                                                                                        Педагогические функции фольклора многообразны. Во­первых, в нем  выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, це­ лям. Во­вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические  рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства  национального воспитания.                                                                               Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель — это  народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной  педагогики. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения  положительного и отрицательного.                                                                  Для многих было открытие история происхождения народных игрушек.  Игрушки­обереги и игрушки­потешки, стригушки и козули, бирюльки и  свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.  Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,  красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям  любовь и доброту. Народная крестьянская игрушка была  многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава,  средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный  атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых  старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло  накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным  культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной  памяти.. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие,  музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по  форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня  может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.              старом и новом.                                                                                   Важным   Традиция живет в  моментом в решении данной проблемы является взаимодействие семьи и  школы.  В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В  народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу  семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Важным элементом народной педагогики было  воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к  своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на  печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет  подружки против матушки». Детей учили по­особому относиться к матери.   Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и  напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что  выходила».                                                                                                                   Данное исследование подтолкнуло на разработку и дальнейшую апробацию в  ходе педагогической практики рабочей программы  «Бабушкин сундучок»,  которая включает в себя такие формы работы, как:  праздники, игры,  этические беседы, народные забавы, диспут, экскурсии и так далее.                    1.Ручеек нравственности. Народный календарь                                                       2.Малые жанры фольклора. «Пословица недаром молвится». 3.Этика сказок.                                                                                                            4.Народные игры ­ основа нравственного воспитания.                                            5.Роль и место фольклора в жизни людей.                                                               «Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для  одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к  культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"

Статья на тему "Развитие нравственных качеств младших школьников через народные традиции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018