Развитие нравственных качеств младших школьников через народные
традиции
Кичайкина Ксения, студентка ГБПОУ «ГКП», 4 курс
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
«…самый важный приоритет — это воспитание человека,
у которого есть нравственный стержень,
для которого небезразличны понятия
«справедливость», «доброта», «любовь»,
«уважение к старшим», «забота о старших».
Так выразилась новый министр образования РФ О.Васильева.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России
нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты
подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего
поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и
нравственных установок. И в то же время, наряду с этими негативными
явлениями, для современной России характерны процессы возрождения
традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ
жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания
личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности
(гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Объектом исследования является процесс
формирования нравственных ценностей младших школьников через
культурные традиции. Предметом исследования являются формы и средства
формирования нравственных ценностей у младших школьников через
народные традиции и обычаи. Цель исследования – разработка
и апробация рабочей программы по формированию нравственных ценностей умладших школьников через народные традиции и обычаи. Одна из основных
задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это
формирование духовнонравственной личности.
Знание наследия необходимо каждому народу. Мы обращаемся к народной
педагогике не только потому, что это кладовая мудрости, запасник
педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши
истоки.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим
потенциалом и могут служить эффективным средством духовно
нравственного воспитания. К народным традициям относятся праздники,
обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все
компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,
поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают
содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и
идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
При прохождении практики с детьми младшего школьного возраста
проводилось исследование ,в процессе которого было выявлено, как дети знаю
народные традиции и обычаи. Результат исследования показал, что дети не
плохо ориентируются в народных праздниках, они знают такие праздники как
Рождество, Масленица, Пасха и другие.
Праздник является одной из форм воспитательной работы, он несет в
себе положительные эмоции, через народные праздники у детей формируется
бережное отношение к народной культуры, традициям, обычаям.
Другая форма народные игры, о которых дети практически ничего не знают.
Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с
песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народноготворчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды,
резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!».
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему
учитель должен уметь использовать их в учебновоспитательном процессе и
во внеурочной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с
игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства, такие как:
«Горелки», «Жмурки», «Колечко», «Иван», «Дедушкарожок».
Фольклор. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых
фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок,
песенокнебылиц.
Педагогические функции фольклора многообразны. Вопервых, в нем
выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, це
лям. Вовторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические
рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства
национального воспитания.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель — это
народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной
педагогики. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения
положительного и отрицательного.
Для многих было открытие история происхождения народных игрушек.
Игрушкиобереги и игрушкипотешки, стригушки и козули, бирюльки и
свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.
Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,
красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям
любовь и доброту. Народная крестьянская игрушка была
многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава,
средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный
атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функциюдуховного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых
старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло
накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным
культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной
памяти.. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие,
музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по
форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня
может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его
обучением даже самым серьезным наукам.
старом и новом. Важным
Традиция живет в
моментом в решении данной проблемы является взаимодействие семьи и
школы. В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В
народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу
семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки,
семейные традиции. Важным элементом народной педагогики было
воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к
своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших
— сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на
печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет
подружки против матушки». Детей учили поособому относиться к матери.
Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и
напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что
выходила».
Данное исследование подтолкнуло на разработку и дальнейшую апробацию в
ходе педагогической практики рабочей программы «Бабушкин сундучок»,
которая включает в себя такие формы работы, как: праздники, игры,
этические беседы, народные забавы, диспут, экскурсии и так далее.
1.Ручеек нравственности. Народный календарь
2.Малые жанры фольклора. «Пословица недаром молвится».3.Этика сказок.
4.Народные игры основа нравственного воспитания.
5.Роль и место фольклора в жизни людей.
«Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для
одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к
культуре своих предков – естественной частичкой бытия.