РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Клеймёнова Л.А., учитель начальных классов
Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье
школьников относится к приоритетным направлениям государственной
политики в сфере образования. Новые образовательные стандарты впервые
определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших
результатов образования.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления
подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых
детей, по данным Научноисследовательского института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской
академии медицинских наук, снизилось в три раза. Здоровыми можно назвать
всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90
процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом,
нервном развитии [1].
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника, одной из которых является соблюдение «правил здорового и
безопасного для себя и окружающих образа жизни» [2]. Согласно стандарту
личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать: «формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям» [2].
В состав образовательной программы начального общего образования
МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» входит
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Система работы по реализации данной программы представлена в виде 5
взаимосвязанных блоков: создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
эффективная организация физкультурнооздоровительной работы; реализация
образовательной программы; просветительская работа с родителями.
В процессе реализации образовательной программы успешно
применяются следующие приемы, формы и методы организации обучения,
способствующие здоровьесбережению младших школьников: разнообразие и
адекватность приёмов установления и поддержания контакта и
педагогического общения; использование привлекательной мотивации (кроме
отметок), способствующей активной самореализации учеников; выявление
«зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит
уточнить ориентированность учащихся в материале; сообщение о домашнем
задании с инструкцией по выполнению, во избежание затруднений по
выполнению; использование работы в парах постоянного состава и в малых
группах (по 24 человека); гибкость структуры уроков в соответствии не
только с целью урока и спецификой материала, но и с особенностями класса;
при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и
громкости речи, привлечение внимания учеников (например, неожиданным
проведением физкультминутки); использование портфеля
примером,
достижений для учащихся.
Воспитание у детей внимательного отношения к своему здоровью
осуществляется также и во внеурочной деятельности. Прежде всего, это
система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о
вредных привычках, встречи с фельдшером школы, со стоматологом,
различные тренинги с психологом школы, выполнение режима дня,
правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в
спортивные мероприятия. Проводятся мероприятия, формирующие у
ребенка правильное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Понятие
здорового образа жизни включает и представление о правильном питании.
Именно оно успешно формируется в процессе реализации программы
«Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет
формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать
навыки правильного питания. На родительских собраниях обсуждается
необходимость организации правильного питания в семье и в школе. От того,
насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит
его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Таким образом, требования новых стандартов к результатам основных
образовательных программ созвучны с требованиями по формированию
культуры здоровья и безопасного образа жизни, что помогает обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование
установки на использование здорового питания; использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и
иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и
спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; становление
формирование
навыков противостояния вовлечению в табакокурение,
потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены.
1. Абдрахимова, Л.С. Культура здоровья// «Здоровье детей», ИД «Первое
сентября» 2012. №2, С.16
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования – 2009. С.41
Статья на тему "Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО"
Статья на тему "Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО"
Статья на тему "Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.