Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация
Оценка 4.6

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Оценка 4.6
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
20.01.2017
Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация
Презентация
Русс. народ. танц. культ..docx
Статья на тему: «Русская народная танцевальная культура» Составила: преподаватель МБОУДО ПДШИ Царёва Т.Е. Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Русский народный танец (р.н.т.) ­ это яркое, красочное творение народа, являющееся   эмоциональным   художественным   отображением   его   быта, характера,   мыслей,   чувств,  эстетических   взглядов   и   понимание   красоты окружающего мира.  Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени», «Светит месяц»),   иногда   по   количеству   танцоров   («Парная»,   «Четверка»),   иногда название   определяет   рисунок   танца   («Плетень»,   «Воротца»),   а   так­ же:"Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие   ворота",   "Балалайки",   "Чеботуха",   "Сибирская   потеха", "Полянка",   "Журавель",   "Гусачок",   "Тимоня",   "Валенки",   "Болтушки",   "Во саду ли", "Круговая­плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие. Но во всех этих столь различных танцах есть что­то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, жизнерадостность.              Русские  танцы...  Тот,  кто видел  их  хоть  раз, не  сможет  забыть их волнующей,  зажигательной   красоты.  Чем   же   покоряют   эти   танцы   людские сердца?   Безудержной   удалью   добрых   молодцев­плясунов   или   плавной поступью   русских   красавиц?   Задорными   плясками   или   задумчивыми хороводами? А может быть, тем, что именно в них, в этих танцах, видим мы и чувствуем   душу   русского   народа,   нашей   России   ­  веселую   и   открытую, сильную и добрую ­ прекрасную душу великой нашей Родины.  На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, танцевальную тематику, песенно­музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и др. 1 Основные   виды   русского   народного   танца:   хоровод,   пляска, кадриль, игровые танцы. Хоровод  Хоровод ­ это массовое народное действо, где пляска,  ходьба или игра неразрывно   связаны   с   песней.  Слайды.  Хоровод   объединяет   и   собирает большое количество участников. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. Слайд. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за   другом   или   рядом,   сохраняя   строгий   интервал,   иногда   идут   парами. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. В различных районах   России   существуют   свои   местные   особенности   исполнения хороводов. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. Слайд.  Виды хоровода Орнаментальные. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного  действия,  ярко выраженного  сюжета,  действующих лиц,  то это орнаментальный   хоровод.  Участники   хоровода   ходят   кругами,   рядами, заплетают   из   хороводной   цепи   различные   фигуры,   согласуют   свой   шаг   с ритмом   песни,   являющейся   лишь   музыкальным   сопровождением.   Иногда орнаментальные   хороводы   своим   рисунком,   построением   раскрывают   и передают   содержание   песни.   сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.  В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности ­ «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д.   Весь  хоровод   состоит  лишь  из   нескольких   фигур,  которые  органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.  Содержание   песен, Игровые.  Хоровод,   в   песне   которого   имеются   действующие   лица, игровой сюжет, конкретное действие, называется игровым.  Содержание песни разыгрывается   всеми   участниками   хоровода   одновременно.   Исполнители   с помощью   мимики, жестов  создают различные  образы  и характеры  героев. 2 Часто   персонажами   песни   являются   животные,   птицы,   и   тогда   участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является   ­   раскрытие   сюжета,   столкновение   характеров   и   интересов действующих лиц.  Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях,  отражающих   жизнь   и   быт   народа.  В  действие   хоровода   органично входят   платочек,   лента,   венок   и   т.д.   Эти   предметы   иногда   служат   и символами.   Так   венок   символизирует   брачный   союз,   платочек   заменяет подушку, перину и т.д. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в   орнаментальных.  Композиционно   эти   хороводы   строятся   по   кругу,   или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников. Слайды. Видео. Пляска Пляска  родилась   в  хороводе  и  вышла  из  него,   разорвав   хороводную цепь,  усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки,  заменив хороводную   песню   плясовой  и   различным   музыкальным   сопровождением. Пляска   ­   это   наиболее  распространенный   и   любимый  жанр   русского народного танца. Пляской можно выражать различные состояния человека. В   древности   пляски   носили   обрядовый,   культовый   характер,   но   со временем приобрели бытовой. Пляска состоит из ряда отдельных движений ­ элементов,   которые   отличаются   характерной   манерой   исполнения,   имеют русский   национальный   колорит.   Каждые   движения   в   пляске   наполнены смыслом.   Разнообразные   движения,   число   которых   во   много   раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, ­ характерная особенность русской пляски.  У исполнителя  русской пляски  очень выразительны  руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди.  Для мужской пляски   характерны  широта,   размах,   удаль,   сила,   внимание   и   уважение   к партнерше.  Для   женской   пляски   характерны   величавость,   плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором. В   каждой   пляске   есть   свое   содержание,   сюжет.  Пляска   отличается   от хоровода   более   сложными   движениями:   лихие   выходы   парней,   задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. ­   все   это   создает   новые   рисунки   и   построения,   присущие   только   пляске. 3 Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только   под   песни,   а   под   аккомпанемент   различных   музыкальных  Слайд.  Песни,  под которые исполняется пляски,  в  основном инструментов.     быстрые,  мелодии   их   ярко   расцвечены   акцентами   и   резко   выраженной активной   ритмикой.  Такие   песни   называют   плясовыми.  Исполнители  и зрители   плясок  подчеркивают   ее   ритмические   акценты  с   помощью подголосков, и   различных   музыкальных инструментов. Видео.  подкрикивания,   хлопков  Виды пляски  Одиночная.  Одиночная   пляска   бывает   мужской   и   женской.  В   ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя.   Одиночная   пляска  основана   на   импровизации   исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.  Парная. Её исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски  ­  как   бы  сердечный   разговор,  диалог   влюбленных.  Чаще  всего   это свадебные   пляски.   Но   иногда   в   парных   плясках   содержание   и   настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих.  В основном парные пляски очень лиричны. Слайд. Перепляс.  Это   соревнование   в   силе,   ловкости,  изобретательности.  В старинном   русском   переплясе   участвовали   два   парня   или   двое   мужчин, девушки   участия   не   принимали.   Перепляс   исполнялся   под   сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего   двое.   Перепляс   исполняется   под   общеизвестные   распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется. Видео. Массовый пляс.  В этой пляске нет ограничения  ни в возрасте, ни  в количестве участников.  Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача ­ не только показать себя, но и сплясать 4 лучше, чем стоящий рядом.  Каждый  исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко. Групповая   пляска.  В   групповой   пляске  может   участвовать   много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая   пляска  имеет   установленное   построение.  Она  вобрала   в   себя многие  фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень  разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию.  Все фигуры пляса круговые:   исполняются   против   часовой   стрелки.   Групповая   пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене. Слайды. Кадриль По   количеству   исполнителей  кадриль  можно   отнести   к   групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры  и ряд других   признаков   отличают   кадриль   от   традиционных   плясок.   Поэтому кадриль   выделяется   в   самостоятельную   форму.  Кадриль   ведет   свое происхождение   от   салонного   французского   танца.  Французская   кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.  В народе кадриль   десятилетиями   видоизменялась,   совершенствовалась   и   создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв   от   салонного   танца   лишь   некоторые   особенности   построений,   да название. Богаче стала форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом,  и в  круговом  построении.  В кадрили  стали  принимать  участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное.  В русской кадрили фигуры получили разнообразные названия, исходя из местных особенностей, а самое главное ­ названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и   перепляс.  Каждая   фигура   кадрили   исполняется   под   отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от   другой   паузами   –   остановками,  как   в   музыке,   так   и   в   пляске.  Перед 5 началом   каждой   фигуры   ведущей,  обычно   юноша   первой   пары,  объявляет название   или   порядковый   номер   фигуры.  Каждая   фигура   почти   всегда заканчивается   кружением,   которое   чаще   всего   происходит   по   движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.    Виды кадрили    Квадратная.  Она  исполняется   четырьмя   парами,   стоящими   друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест ­ накрест.  Линейная.  Может участвовать от 2 до 16 пар.  Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.   Круговая. Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки.   В   круговых   кадрилях   движения   пар   и   одиночные  переходы происходят по кругу,  против часовой стрелки,  а так же  к центру круга и обратно.  Видео. Игровые танцы Особое   место   принадлежит   танцам,   в   которых   проявляется наблюдательность народа:  либо о явлениях природы  («метелица», «пурга»), либо   о   каких­либо   животных   или   птицах   («Бычок»,   «Дергач»,   «Медведь), трудовых   процессах(   «А   мы   просо   сеяли»)...  Эти   танцы   можно   назвать игровыми или танцами­играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или   птиц,   а   старается   придать   им   черты   человеческого   характера.   Очень важно,   чтобы   созданию   образа   танца   были   подчинены   все   компоненты: движения, музыка, костюм, цвет. Слайд. Видео. 6 7

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему «Русская народная танцевальная культура» + презентация

Статья на тему  «Русская народная танцевальная культура» + презентация
Скачать файл