Статья на тему "Самооценка младших школьников"
Оценка 4.7

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
04.08.2018
Статья на тему "Самооценка младших школьников"
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
самооценка младших школьников..doc
Самооценка младших школьников.  Что такое самооценка и как она складывается  в младшем школьном возрасте.   Самооценка –   это   оценка   человеком   самого   себя:   своих   качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка  отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. На   начальных   этапах   развития   ребенок   оценивает   преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают   осознаваться   и   оцениваться   практические   умения,   поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора  поведения  человека,  его   активности  в учении,  труде, общении, самовоспитании. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с   самонаблюдением   и   самоконтролем.   Игры,   занятия,   общение   постоянно обращают   его   внимание   на   самого   себя,   ставят   его   в   ситуации,   когда   он должен   как­то   отнестись   к   себе   –   оценить   свои   умения   что­то   делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее   влияние   на   формирование   самооценки   оказывают   два фактора: ­ отношение окружающих; ­   осознание   самим   ребенком   особенностей   своей   деятельности,   ее   хода   и результатов.  И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями   других   людей,   согласовывать   свои   желания   с   желаниями   и потребностями окружающих. В   каждом   возрастном   периоде   на   формирование   самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.   В   младшем   школьном   возрасте   ведущей   является   учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки   ребенка,   она   прямо   связана   с   его   успеваемостью,   успехами   в учении.   Учение,   как   ведущая   деятельность,   начинает   корректировать формирование   личности   буквально   с   первых   месяцев   прихода   ребенка   в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, а подвластна   оценкам окружающих, прежде всего оценкам учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет   собой   копию,   почти   буквальный   слепок   оценок,   сделанных учителем. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на   учебных   успехах,   что   объективно   создаст   не   очень   уверенному   в   себе школьнику новые основы самооценки. Нужно   также   помочь   ребенку   проявить   себя   –   осуществить   свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет   ему   заслужить   уважение   учителя,   товарищей.   Психологи утверждают,   что   неспособных   детей   нет,   каждый   к   чему­то   имеет   особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок.   Родители   могут   содействовать   тому,   чтобы   их   ребенок   открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам,   чутко   улавливают   отношение   окружающих.   Поэтому,   любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.               Самооценка младших школьников с разной успеваемостью У   успешных     учеников   формируется   высокая,   часто     завышенная самооценка,   а   у   слабых   –   низкая,   преимущественно   заниженная.   Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и   качеств   личности   ­   возникают   конфликтные   ситуации,   усиливающие эмоциональное   напряжение,   волнение   и   растерянность   ребенка.   У   слабых учеников   постепенно   начинает   развиваться   неуверенность   в   себе, тревожность,   робость,   они   плохо   чувствуют   себя   среди   одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко   переходящая   в   чрезмерную   самоуверенность,   привычка   быть первыми, образцовыми. Ребята,   которые   испытывают   значительные   затруднения   в   усвоении программного   материала,   получают   чаще   всего   отрицательные   оценки. Слабоуспевающим   школьник   становится   на   каком­то   этапе   учения,   когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и   тем,   что   он   в   состоянии   выполнить.   На   начальном   этапе   отставания расхождение   это   недостаточно   осознается,   а   главное,   не   принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты   своей   учебной   деятельности.   К   IV   классу   уже   выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов. И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не   безобидное   для   школьника.   Привычка   к   определенному   положению   в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, ­ постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Самооценка младших школьников как средство повышения  уровня успеваемости Задача   учителя,   прежде   всего,   состоит   в   повышении   мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить   эту   задачу   достаточно   эффективно.   Трудность   лишь   в  том,   чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1­м   классе   необходимо   начать   формировать   такую   самооценку.   Система контроля   и   оценки   также   ставит   перед   нами   важную   социальную   задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию,   её   участие   в   жизни   коллектива.   Принято   различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную ­ самооценку.   Эти   определения   появляются   в   сравнении   с   реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться. Самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет  социальный   статус  ребенка, поэтому   следует  различать  оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты ­ плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми,   а   показывать   ему   положительные   результаты   собственной   работы прежде   и   теперь.   Используя   прием   сравнения   для   показа   ученику   его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним   днем,   мы   укрепляем   и   поднимаем   доверие   к   себе,   к   своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.  «Самооценка» Оценку определяют учитель и ученик сообща.  Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку)  в диалоге (кратком или развернутом)  Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю,   право например, аргументированно   оспорить   выставленную   ему   отметку,   в   диалоге   с учителем давая оценку своей работе.   то   ученик   имеет     проверочная   работа, Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.   Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно                было получить в результате?  2й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?  3й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в  чем)? 4й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей­то помощью                (кто помогал, в чем)?  Со 2­го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4­е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг. 5й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?  Начиная с 3­го класса, после введения правила уровней успешности  к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах. 6й шаг. Каков был уровень задачи­задания? –  Такие   задачи   мы   решали   уже   много   раз,   понадобились   только   давно полученные знания? (Необходимый уровень.) –  В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние   знания   в   новой   ситуации,   либо   нам   нужны   новые   только   сейчас получаемые знания)?  (Программный уровень.) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали?  (Максимальный уровень.)   7й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.  8й   шаг.   Исходя   из   продемонстрированного   уровня   успешности,   определи отметку,                которую ты себе поставишь.    Педагогическая   диагностика   является   неотъемлемым   компонентом педагогической   деятельности,   т.к.   осуществление   процессов   обучения   и воспитания   требует   оценки,   анализа   и   учета   результатов   этих   процессов. Педагогическая   диагностика   направлена   на   решение   задач   оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов.      Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу   включены   те,  которые   являются   наиболее   адекватными   в   работе   с детьми младшего школьного возраста. Методика «Лесенка» Данная   методика   разработана   В.Г.   Щур   и   предназначена   для   выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель   исследования: определить   особенности   самооценки   ребенка   (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Процедура исследования Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой   он   сам  помещает   себя   и  предположительно   определяет   то  место, куда его поставят другие люди. Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту  лесенку. Если рассадить на ней   всех   детей,   то   на   самой   верхней   ступеньке   окажутся   самые   хорошие ребята,   ниже   –   просто   хорошие,   затем   –   средние,   но   еще   хорошие   дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке –   самые   плохие   и   т.   д.».   После   этого   ребенку   дается   фигурка   человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?»   При   этом   обязательно   выясняется,   почему   ребенок   выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты   так   считаешь?»   Далее   в   зависимости   от   состава   семьи,   значимого окружения   задаются   примерно   следующие   вопросы:   «Куда   тебя   поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору. Ребенка   также   спрашивают   о   том,   кто   поставит   его   на   самую   верхнюю ступеньку (особенно если он по каким­либо причинам считает, что мама его туда   не   поставит),   и   кто   –   на   самую   нижнюю   ступеньку.   Помимо   этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках). Беседа с одним ребенком занимает примерно 20­30 минут. Обработка и анализ результатов Дети   старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему. При   оценке   результатов   необходимо   прежде   всего   установить   отношение ребенка   к   себе.   В   старшем   дошкольном   и   младшем   школьном   возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к   самым   лучшим),   практически   никогда   не   могут   обосновать   такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке   себя   более   объективно   и   критично   и   объясняли   свой   выбор различными причинами, например: «Я все­таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др. Как   правило,   отношение   других   людей   к   ребенку   воспринимается   им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по­разному относятся к ним. Наиболее   важным   для   понимания   сложившейся   у   ребенка   самооценки является   соотношение   оценок   «за   себя»   и   «за   маму».   Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки,  а   сами   себя   ставят   немного   ниже  –   на   вторую­третью   ступеньку сверху.   Такие   дети,   ощущая   твердую   поддержку   со   стороны   наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными». Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей: действительно благополучных; инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но   при   этом   нет   обоснованных,   развернутых   формулировок,   поясняющих такое приписывание); «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное). И   еще   один   вариант   –   дети   ставят   себя   выше,   чем,   как   они   полагают, поставила   бы   их   мама.   Автор   методики   считает   такую   ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено  ребенком и несет для него страшный смысл – его  не любят. По данным В.Г. Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые,   по   убеждению   испытуемых,   будут   помещены   мамой   на   самую верхнюю ступеньку.              Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем­то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все­таки поставит тебя   на   самую   верхнюю   ступеньку?»   И,   как   правило,   у   каждого   ребенка находится кто­то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.        Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.          Для   младших   школьников   важно   также   выяснить   прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.            Тестирование младших школьников  с помощью  методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей.         Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это  возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к  детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый  конкретный ребенок в классе.

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"

Статья на тему "Самооценка младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018