Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
8 кл—11 кл
12.10.2017
Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
В современной школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.Одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему является историческое краеведение.В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе неуклонно возрастает. Это относится прежде всего к дисциплинам гуманитарного цикла.В статье рассказывается об основных формах историко-краеведческой работы в школе.
Система исторического краеведения в современной школе.docx
Система исторического краеведения в современной школе.  «Краеведение­ возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам  нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В  этом­то и главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к  родному пепелищу: в них краелюбие». С.О.Шмидт Произошедшие в последние десятилетия перемены, смена идеологических  ориентиров побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни. Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе  чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно­нравственной и  социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански  активных, социально значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного  края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и  навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних  условиях очень важна его активизация. В свете гуманизации исторического образования активизация школьного  исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно  большего изучения современности, предоставления почётного места в  краеведении человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство  уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и  достижения земляков. Академик Д.С.Лихачёв, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это  самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и  большие учёные, и школьники». В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе  неуклонно возрастает. Это относится прежде всего к дисциплинам  гуманитарного цикла. В школьном краеведении необходимо различать  следующие уровни познавательной краеведческой работы учащихся: ­получение  учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных  пособий и сообщений СМИ; ­самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более  активной познавательной работы учащихся.Источниками таких знаний могут быть научная  и научно­популярная  литература, публикации в местной  периодической печати, материалы музеев, ресурсы интернета; ­изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного  исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики выступают в роли юных учёных­исследователей. Такого рода  деятельность обеспечивает движение вперёд не по пути запоминания  материала, а по пути добывания новых  знаний при решении задач,  возникающих в ходе учения. Ученик в этой ситуации сочетает знания с  эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям,  формируя историческое сознание.  «Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно.  Что интересно, то и запоминаешь».Эти слова могут служить девизом для  учителя­краеведа, организующего с учащимися сбор краеведческого  материала. Работа в музеях, встречи, переписка с интересными людьми,  походы, экспедиции, формирование архивов устной истории(т.е.создание  документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий)­все эти  формы сбора краеведческого материала вырабатывают навыки и приёмы  исследовательской деятельности, воспитывают уважение к историческому  факту, способствуют выработке умения практически использовать  полученные знания. Одна из составляющих системы школьного краеведения­ организационные  формы историко­краеведческой работы в школе. К ним можно отнести: 1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идёт об уроках истории России, с включением элементов  краеведения, и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов по курсу отечественной истории. На таких уроках особое внимание уделяется раскрытию истории родного края в определённый период прошлого: «Родной  край в первой половине XIX века», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т.п; 2.Освещение истории Воронежского края в рамках учебного предмета  «Краеведение» в средних и старших классах. Ребята с интересом изучают  историю своей  «малой Родины»,различные сферы общественной жизни,  знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась  деятельность многих поколений жителей края, их социально­экономические,  общественно­политические, культурные связи и отношения. Справедливо  утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, идеалы­ значит понять саму эпоху, саму историю. 3.Введение в учебный процесс специальных краеведческих факультативных  курсов: «Родной край: страницы истории», «Наше село: прошлое, настоящее,  будущее», «История Верхнехавского района»,и т.п.Проводятся они  обычно за счёт часов школьного компонента. 4.Организация внеклассной работы по историческому краеведению:  деятельность научных ученических обществ, кружков, клубов, лекториев и  т.д. Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы:  экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному  краю, исторические вечера, конференции, «круглые столы»,организация  выставок  музейных экспозиций. Краеведческие занятия в образовательном и  воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью  учащихся.Это участие школьников в различных проектах: охране и  восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно­ просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь  ветеранам войны и труда. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс  используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит от возраста  школьников, уровня их подготовки, целей занятий, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки­ экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом,  семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения.  Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности  для групповых исследований, диспутов, дискуссий, сочетания письменных  источников и свидетельств современников. Очень существенна выработка в  процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в  истории. Потенциал исторического краеведения в современной школе очень велик.  Урочные и внеклассные занятия по данному предмету способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, помогают юным краеведам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных  в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении  исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и  культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,  бережно относиться к природным богатствам»(статья 44,ч.3;статья 58). Для эффективного функционирования системы краеведения в школьной  истории необходимым условием является высокая профессиональная, в том  числе краеведческая, подготовка учителя. Последняя предполагает хорошее  знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владение методами краеведческих   исследований и методикой организации учебных занятий с учащимися. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации  воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в  своём селе, районе, участвовать в их развитии, социально­экономическом и  культурном обновлении. Это одна из актуальных социально­педагогических  задач нашего времени. Литература 1.Шмидт С.О. Краеведам России//Вестник Союза краеведов  России.1992.№1.С.4. 2.Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом  образовании//Преподавание истории и обществознания в  школе.2004.№10.С.19­28. 3.Лихачев Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов  России.1992.№1.С.8. 4.Бурякова В.В. Патриотизм и гражданственность//Преподавание истории и  обществознания в школе.2005.№9.С.61­66. 5.Золотарёва И.С.Занятия устной историей в историческом  краеведении//Преподавание истории и обществознания в  школе.2003.№2.С.61­63. 6.Конституция Р.Ф.

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"

Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017