Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
8 кл—11 кл
12.10.2017
В современной школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.Одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему является историческое краеведение.В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе неуклонно возрастает. Это относится прежде всего к дисциплинам гуманитарного цикла.В статье рассказывается об основных формах историко-краеведческой работы в школе.
Система исторического краеведения в современной школе.docx
Система исторического краеведения в современной
школе.
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам
нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В
этомто и главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к
родному пепелищу: в них краелюбие».
С.О.Шмидт
Произошедшие в последние десятилетия перемены, смена идеологических
ориентиров побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания,
его место в общественной жизни.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе
чувства истинного патриотизма как важнейшей духовнонравственной и
социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански
активных, социально значимых качеств.
Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного
края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и
навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних
условиях очень важна его активизация.
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного
исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно
большего изучения современности, предоставления почётного места в
краеведении человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство
уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и
достижения земляков.
Академик Д.С.Лихачёв, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это
самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и
большие учёные, и школьники».
В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе
неуклонно возрастает. Это относится прежде всего к дисциплинам
гуманитарного цикла. В школьном краеведении необходимо различать
следующие уровни познавательной краеведческой работы учащихся:
получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных
пособий и сообщений СМИ;
самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более
активной познавательной работы учащихся.Источниками таких знаний могут быть научная и научнопопулярная литература, публикации в местной
периодической печати, материалы музеев, ресурсы интернета;
изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае
ученики выступают в роли юных учёныхисследователей. Такого рода
деятельность обеспечивает движение вперёд не по пути запоминания
материала, а по пути добывания новых знаний при решении задач,
возникающих в ходе учения. Ученик в этой ситуации сочетает знания с
эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям,
формируя историческое сознание.
«Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно.
Что интересно, то и запоминаешь».Эти слова могут служить девизом для
учителякраеведа, организующего с учащимися сбор краеведческого
материала. Работа в музеях, встречи, переписка с интересными людьми,
походы, экспедиции, формирование архивов устной истории(т.е.создание
документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования
непосредственных участников и очевидцев исторических событий)все эти
формы сбора краеведческого материала вырабатывают навыки и приёмы
исследовательской деятельности, воспитывают уважение к историческому
факту, способствуют выработке умения практически использовать
полученные знания.
Одна из составляющих системы школьного краеведения организационные
формы историкокраеведческой работы в школе. К ним можно отнести:
1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной
истории. Речь идёт об уроках истории России, с включением элементов
краеведения, и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов
по курсу отечественной истории. На таких уроках особое внимание уделяется
раскрытию истории родного края в определённый период прошлого: «Родной
край в первой половине XIX века», «Наш край в годы Великой Отечественной
войны» и т.п;
2.Освещение истории Воронежского края в рамках учебного предмета
«Краеведение» в средних и старших классах. Ребята с интересом изучают
историю своей «малой Родины»,различные сферы общественной жизни,
знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась
деятельность многих поколений жителей края, их социальноэкономические,
общественнополитические, культурные связи и отношения. Справедливо
утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, идеалы значит понять
саму эпоху, саму историю. 3.Введение в учебный процесс специальных краеведческих факультативных
курсов: «Родной край: страницы истории», «Наше село: прошлое, настоящее,
будущее», «История Верхнехавского района»,и т.п.Проводятся они обычно за
счёт часов школьного компонента.
4.Организация внеклассной работы по историческому краеведению:
деятельность научных ученических обществ, кружков, клубов, лекториев и
т.д.
Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы:
экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному
краю, исторические вечера, конференции, «круглые столы»,организация
выставок музейных экспозиций. Краеведческие занятия в образовательном и
воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью
учащихся.Это участие школьников в различных проектах: охране и
восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно
просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь
ветеранам войны и труда.
Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс
используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит от возраста
школьников, уровня их подготовки, целей занятий, задач проводимой работы.
Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки
экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом,
семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения.
Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности
для групповых исследований, диспутов, дискуссий, сочетания письменных
источников и свидетельств современников. Очень существенна выработка в
процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в
истории.
Потенциал исторического краеведения в современной школе очень велик.
Урочные и внеклассные занятия по данному предмету способствуют развитию
у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, помогают
юным краеведам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных
в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам»(статья 44,ч.3;статья 58).
Для эффективного функционирования системы краеведения в школьной
истории необходимым условием является высокая профессиональная, в том
числе краеведческая, подготовка учителя. Последняя предполагает хорошее
знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владение методами краеведческих
исследований и методикой организации учебных занятий с учащимися.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации
воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в
своём селе, районе, участвовать в их развитии, социальноэкономическом и
культурном обновлении. Это одна из актуальных социальнопедагогических
задач нашего времени.
Литература
1.Шмидт С.О. Краеведам России//Вестник Союза краеведов
России.1992.№1.С.4.
2.Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом
образовании//Преподавание истории и обществознания в
школе.2004.№10.С.1928.
3.Лихачев Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов
России.1992.№1.С.8.
4.Бурякова В.В. Патриотизм и гражданственность//Преподавание истории и
обществознания в школе.2005.№9.С.6166.
5.Золотарёва И.С.Занятия устной историей в историческом
краеведении//Преподавание истории и обществознания в
школе.2003.№2.С.6163.
6.Конституция Р.Ф.
Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Статья на тему: "Система исторического краеведения в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.