Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Оценка 4.7
Лекции
docx
английский язык
2 кл—4 кл
26.09.2018
В Статье на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе" рассказывается о значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели. Также говорится о трудностях, с которыми учителю приходится сталкиваться при обучении учащихся аудированию и чтению. В статье дается ответ на вопрос о важности формирования у детей орфографической грамотности.Данная статья будет интересна учителям, которые работают в начальной школе. В статье освещаются проблемы, с которыми сталкиваются обучающие и их наставники.
Специфика обучения английскому языку в начальной школе.docx
Специфика обучения английскому языку в начальной школе
Задание 1.
1. В чем на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите
также его основные цели, расставляя их по степени важности.
На современном этапе развития нашего общества, когда растут международное сотрудничество и
контакты с разными странами, необходимо изучать иностранный язык. Как свидетельствует
практика, процесс овладения младшими школьниками ИЯ будет успешным, если изучать ИЯ дети
начинают в возрасте до 9 лет. Начальное иноязычное образование можно определить как целостный
процесс учения, воспитания и развития, который способствует становлению опыта
самостоятельной иноязычной речевой деятельности, духовному обогащению личности учащихся и
формированию их учебной культуры и культуры общения. Успешное овладение ИЯ происходит при
органичном сочетании внешнего и внутреннего (самостоятельного), то есть при гармоничном
единении обучения и учения. Реальный эффект обучения в решающей степени зависит от
соотношения двух ведущих составляющих учебного процесса: от овладения знаниями, способами
деятельности и другими компонентами содержания образования и личностного развития учащихся.
Эффект развития, в свою очередь, создает предпосылки для основательного овладения знаниями и
вхождения личности в контекст культуры.
Таким образом, в качестве стратегической цели овладения ИЯ методисты выдвигают
формирование личности младшего школьника и его способности к общению на иностранном языке
(на начальном базовом уровне). Достижение сформулированной цели обеспечивается
формированием способностей, составляющих фундамент для овладения межкультурным
иноязычным общением в основной и старшей школе, а именно: способности к нравственной
ориентации в окружающем социуме и добродетельным поступкам – духовной способности;
способности к иноязычной речевой деятельности – иноязычной речевой способности; способности
к продуктивной учебнопознавательной деятельности по овладению ИЯ – учебнопознавательной
способности. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является
формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном
для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении.
2. Какой путь (путь «снизу» и путь «сверху») овладения иноязычным говорением
(диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для
становления самостоятельной речи учащихся во 2м классе и почему?
При обучении говорению учащихся во 2м классе лучше и целесообразно использовать «путь
снизу». Дело в том, что учащиеся еще не владеют необходимыми лексическими и грамматическими
средствами для того, чтобы понять и усвоить образец. Учащиеся должны осознанно строить
монологическое и диалогическое высказывания. Детям понятней и легче, когда обучение
говорению начинается с элементарных единиц. При этом дети постепенно овладевают
необходимыми лексическими и грамматическими средствами общения. Они учатся самостоятельно
выбирать необходимый речевой образец для ответа.
3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам
иноязычной речевой деятельности – аудированию и чтению? В чем причина этих
трудностей?
В процессе обучения аудированию во втором классе обращаю внимание учащихся на то, как важно
с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться в то, как говорят учитель и учащиеся,
и постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами и другими невербальными
средствами понять услышанное. Учащиеся с первых уроков должны понять, что умение слушать –
залог успеха в изучении английского языка. Не все учащиеся внимательно слушают учителя,
аудиозапись и своих одноклассников. Это приводит к непониманию. Следует обратить также
внимание на то, что аудирование требует умственной напряженности, а это приводит к быстрой
утомляемости детей. Чтобы избежать таких трудностей, я пользуюсь группой упражнений, которые
связаны с аудиотекстом. Работа с ним включает три этапа: предтекстовый, текстовый,
послетекстовый. Такие упражнения обеспечивают успешность аудирования. Учебный материал
построен таким образом, что, как правило, задания на аудирование проводятся в первой половине
урока. В английском языке очень велико расхождение между звуковым и буквенным составом слова
Расхождение между произношением и написанием слов в английском языке объясняется еще и тем,
что орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые
передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно
считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k,
M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но
читаются поразному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно
новые. Данные трудности помогает преодолеть устный вводный курс. В процессе обучения чтению,
когда идет становление звуков, столкнулась с тем, что у детей существуют логопедические
проблемы. Овладение техникой чтения ведется неразрывно с работой по овладению умением
извлекать информацию из прочитанного. Некоторые дети правильно читают, но, к сожалению, не
понимают, что прочитали. Это очень важно для осознания учащимися коммуникативной функции
чтения.
4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на
английском языке? Чем они обусловлены?
В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом
трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. Особую
трудность представляет, например, различение на слух звуков: [æ e], [e ı], [i: ı]
Не все учащиеся сразу могут выполнить задания на аудирование. Развитие аудитивной памяти
учащихся является одной из важных задач первого года обучения ИЯ, однако это достаточно
длительный процесс, требующий кропотливой, систематической работы. Обычно после второго
прослушивания учащиеся в состоянии справиться с заданиями, но некоторыми школьникам нужно
третье или даже четвертое прослушивание для их выполнения.
При обучении чтению учащиеся сталкиваются с тем, что некоторые буквы английского алфавита
похожи по написанию на русские буквы. Это приводит к тому, что они начинают их путать.
Например, буква «р» в русском и английском языках. Буква «m» в английском очень похожа на
прописную русскую букву «т». Некоторым учащимся очень сложно различать открытые и закрытые
слоги. Детям бывает трудно понять, что две буквы могут читаться как один звук. Это связано с
тем, что они, вопервых, и порусски читают плохо, вовторых, сказывается интерференция. Все это
требует длительной и кропотливой работы учителя, учащихся, помощи и контроля родителей.
5. Считаете ли вы важным формирования у детей орфографической грамотности и
письменной иноязычной речи? Почему?
Формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи является
очень важным аспектом обучении детей иностранному языку. Дело в том, что стратегическая
цель обучения иностранным языкам в школе заключается в развитии личности, способной к
межкультурному общению и диалогу культур. Письмо является сложным речевым умением,
позволяющим при помощи системы графических знаков обеспечивать опосредованное общение.
Письмо – кодирование мысли графическими знаками. При письменном общении речь должна
быть грамотно построенной. Во время сдачи ЕГЭ по английскому языку ответы к заданиям 19
31 записываются в виде слова (нескольких слов). При этом одна орфографическая ошибка в
слове будет стоить выпускнику 1 балл. Если выполняя задание 39, ученик делает ошибки
(допускается не более четырёх негрубых лексикограмматических ошибок или/и не более
четырёх негрубых орфографических и пунктуационных ошибок), то за грамотность ему
ставиться 0 баллов. Согласитесь, что подготовка к сдаче ЕГЭ начинается на начальном этапе
обучения иностранному языку.
6. Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной
школе в первую очередь и почему?
Формирование способности и готовности младших школьников к универсальным учебным
действиям при овладении ИЯ – один из самых действенных путей развития автономии ученика. В
рамках предмета «Иностранный язык» в начальной школе личностные универсальные учебные
действия являются ведущими. Это происходит потому, что они обеспечивают ценностно
смысловую и нравственную ориентацию (знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и
умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию младших
школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях). Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью можно
выделить следующие виды личностных действий:
1) действия в личностном самоопределении;
2) действия смыслообразования;
3) действия нравственноэтической ориентации.
7. Является ли на Ваш взгляд, необходимым формирование межкультурной компетенции
младших школьников?
Формирование межкультурной компетенции младших школьников необходимо, так как обучать
языку – значит приобщать детей к культуре изучаемого языка с опорой на родную культуру.
Речь идет о социально значимой для младших школьников культурологической информации,
овладевая которой, дети будут приобщаться на определенном уровне к лингвокультурным
характеристикам представителя иной этнокультурной общности и, интерпретируя их, лучше
осознавать свою родную культуру.
Формирование межкультурной компетенции у младшего школьник призвано позволить ему:
быть чувствительным к восприятию привычного и чужого;
видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом – привычное, общее;
признавать /замечать чужое как чужое;
преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающее при встрече с
чужим/непривычным;
быть открытым для других культур.
Речь идет о расширении индивидуальной картины мира учащегося за счет знакомства с иным
образом жизни/поведения, приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка с
опорой на свою языковую картину мира. Таким образом, процесс формирования межкультурной
компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего
школьника.
8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему
мнению, самой актуальной и требующей решения?
Одна из методических проблем начального иноязычного образования заключается в подаче
материала в учебниках русского и английского языков. Преподавая английский язык, постоянно
сталкиваюсь с тем, что какоенибудь грамматическое явление дети еще не изучали на уроке
русского языка, поэтому, прежде чем приступить к английскому языку, приходиться объяснять
ученикам это явление на русском языке, а потом, переходить на английский язык. В этом году
объясняла детям спряжение глагола to be, а на русском языке они это правило еще не проходили.
Еще одна из проблем состоит в том, что наполняемость классов большая. При делении учащихся на
группы (при условии, что весь класс изучает английский язык), группа состоит из 15, 16 человек.
Есть только рекомендации, которые исходят от методистов об оптимальном количестве человек в
группе 1012, для успешного овладения языком. В процессе работы приходилось вести английский
язык в группе, которая состояла из 23 человек. 7 человек, при этом, изучали немецкий язык.
Задание 2.
1. Название УМК (авторы) и аргументация выбора именно этого комплекта.
УМК М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О.А.Денисенко Английский язык: Английский язык с
удовольствием («Enjoy English»). Переход на этот УМК обусловлен тем, что этот учебник
рассчитан (в начальной школе) на 2 часа в неделю. До этого УМК мы занимались по другому
комплекту, который подразумевает большее количество часов в неделю.
2. С какого класса дети изучают предмет «Иностранный язык» в Вашей школе – с 1го или со
2го класса.
В МБОУ СШ № 17 дети начинают изучать иностранный язык со 2го класса, в первом классе
иностранный язык не изучается.
3. Духовнонравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и
понимает «что такое хорошо и что такое плохо») и степени его реализации в Учебнике и
книге для учителя (виды заданий тексты, картинки и пр.): недостаточная, достаточная,
отсутствует совсем. Духовнонравственное воспитание младшего школьника в данном УМК присутствует и его
реализация достаточная. При обучении диалогической речи дети имеют возможность узнать о
правилах этикета, как необходимо знакомиться с людьми, составляют монологи о себе, своей
семье, своих друзьях. Учебник очень красочный. Они имеют возможность на уроке понять, «что
такое хорошо и что такое плохо». Если у твоего друга плохое настроение, то мы его успокаиваем
его и сочувствуем ему, если записи кролика попали под дождь, то мы помогаем Мартину их
прочитать, если ведущий не заполнил таблицу, то мы ее заполняем. Такие упражнения, безусловно,
воспитывают в учащихся чувство взаимопомощи, товарищества. Школьники учатся сочувствовать
героям, которые попали в беду, герои, которые ведут себя недостойно, вызывают у них
недовольство и осуждение. Например, кошка Ника, которая хотела съесть рыбку. Учащиеся также
учатся думать и фантазировать, и это способствует развитию их творческих способностей.
4. Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и
возможность ее формирования с помощью данного УМК: много возможностей (указать
какие), недостаточно возможностей, какие возможности отсутствуют. Оказывает ли
учебник помощь ученику в самостоятельной учебной работе – может ли ученик
самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок/уроки.
Что касается данного УМК, то он предоставляет большую возможность для формирования и
развития самостоятельной работы. В конце каждого юнита есть самостоятельная работа, которая
содержит задания на все виды речевой деятельности. Выполнив данные упражнения, ребенок может
оценить себя. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат
проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В учебнике очень
много загадок, которые ученик должен отгадать самостоятельно. Рабочая тетрадь помогает
учащимся овладеть графикой и орфографией. Она включает ряд упражнений, способствующих
усвоению лексического и грамматического материала. В рабочей тетради есть упражнения,
которые необходимо выполнить самостоятельно. Рабочая тетрадь дополняет учебник.
Предложенные в тетради занимательные игровые задания и вопросы помогут учащимся повторить и
закрепить материал, который объяснялся на уроке.
Ученик может справиться с заданием, если он пропустил урок, так как в учебнике есть образцы
выполнения заданий. Однако, если он болел две недели и с ним никто не занимался, то пробелы
очевидны.
5. Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход («от буквы к
звуку», «от звука к букве», другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у
учащихся.
их
овладение
осознанное
учет
учет
семи
русского
детей
изучении
возрастных
школьного
особенностей
в
опыта
В данном УМК используется подход «от звуку к букве». В данном учебнике предусмотрен устный
вводный курс. В основе данной технологии формирования у детей технических навыков чтения:
–
–
– опора на родной язык;
–
– ориентация на развитие способности к общению.
В данном учебнике буквы изучаются в алфавитном порядке параллельно со звуками, и дети
пробуют читать слова, где изучаемая гласная стоит в закрытом слоге. Начиная с третьего модуля,
чтение гласных в закрытой позиции повторяется и отрабатывается чтение гласных в открытом
положении. Одновременно изучаются и отрабатываются правила чтения буквосочетаний. Однако,
закреплению транскрипционных знаков, уделяется небольшое внимание. В третьем модуле
вводится правило чтения гласной i в закрытом слоге почти со всеми согласными. У некоторых
учащихся вызывают затруднения слова his, swim, slim, six, не смотря на то, что школьники их знают
из устного курса. Также вызывает затруднение слово cat. Некоторые учащиеся произносят [sæt]
вместо[cæt]. Радует то, что есть аудиоприложение к данным упражнениям.
лет;
языка;
чтения;
детьми
техникой
6. Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи?
Приведите примеры.
При обучении грамматической стороне речи используется сознательный путь, при котором детям
раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило его употребления с
последующей автоматизацией. В данном курсе обучение грамматике происходит с опорой на сознание путем грамматического моделирования. В качестве компонентов модели используются
знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными
элементами), а также "живой" герой одинокий жираф. Грамматические правила и модели в
учебнике представляет Mr Rule. Учащиеся опираются на модели при построении своих
высказываний, формулировании вопросов, предъявлении нового или закреплении известного
грамматического правила. При постоянном обращении к моделям у учащихся формируется
устойчивый навык их использования.
7. Уделяется ил достаточное внимание формированию орфографических навыков и
формированию творческой письменной речи?
На первом году обучения большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно
графике и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут
полупечатным шрифтом. Знакомство с буквами английского алфавита и обучение написанию букв
происходит в занимательной форме с учетом психологических трудностей, возникающих у
учащихся восьми лет, когда они вступают в мир "абстрактных знаков", какими являются буквы.
Для того чтобы запомнить графический образ буквы и закрепить навык ее написания, научиться
различать в буквах пространственные направления сходных элементов, сформировать умение
писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные
упражнения в рабочей тетради. Для формирования орфографических навыков используется
цветовая сигнализация, а также упражнения: вставить в слова пропущенные буквы, записать слова с
определенными звуками, составить слова из букв (буквосочетаний), решить кроссворды и
сканворды. Формированию творческой письменной речи также уделяется внимание. На это
направлены такие задания: переделай по образцу, напиши, что думает мышонок о животных,
помоги написать письмозаявку.
8. Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику)
соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом
обеспечиваются их потребности в иноязычном общении, т.е., интересно ли детям
беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?
Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку, предполагающая
широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают учащимся возможность
лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными
ориентирами людей, для которых английский язык является родным.Курс "Enjoy English"
содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его живым и
реалистичным. С помощью данного учебника происходит приобщение к новому социальному опыту
с использованием английского языка. Это знакомство с миром их зарубежных сверстников, с
некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным
фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской
художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к
представителям других стран; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр,
учебных спектаклей с использованием английского языка; приобщение младших школьников к
новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых
ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Все учебники английского языка
"Enjoy English" для начальной школы имеют сюжетное построение, в соответствии с которым
второклассники являются актерами детского театра, что позволяет им многократно проигрывать
типичные ситуации общения, такие, как "Приветствие", "Знакомство", "Проведение свободного
времени с семьей".
9. Реализуется ли в УМК принцип доступности – соответствует ли представленное в учебнике
дидактическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей
(насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?
В качестве основных характеристик / принципов учебного курса "Enjoy English" авторы выделяют
следующие:
1. Личностноориентированный характер обучения.
Это в том числе достигается за счет разнообразия заданий в учебнике и рабочей тетради, их
дифференциации по характеру и по степени трудности, что позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулируя темп и качество овладения
материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
В организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между
деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно,
условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы
максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
3. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку.
Это понимается как направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня
коммуникативной компетенции. Названный уровень должен обеспечить готовность и способность
школьников к общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах,
установленных стандартом по иностранному языку для данного этапа.
4. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
Более прочное и гибкое владение материалом достигается при параллельном, взаимосвязанном
обучении всем видам речевой деятельности.
5. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку
Курс "Enjoy English" содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают
его живым и реалистичным.
6. Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
Это позволяет интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и
эффективным при помощи различных методов, приемов и средств обучения, речевых и
познавательных игр, создание благоприятного психологического климата, располагающего к
общению, использование соответствующего иллюстративного и аудиоматериала, а также
индивидуальных и групповых проектов.
10. Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что
ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какиелибо задания сверх
программы?
Я считаю, что развивает. Использование в данном учебнике наглядности, ярких сюжетных линий,
все это развивает интерес ученика к овладению английским языком. Сканворды, загадки и
кроссворды также способствуют этому, а также предоставляет дополнительную возможность к
выполнению какихлибо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала.
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Статья на тему "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.