Статья на тему: "Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка"
Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
дефектология +2
4 кл
18.02.2017
Статья использовалась как доклад на педагогическом совете коррекционной школы 8 вида. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним.Данная статья предназначена для педсовета, из опыта работы педагога с родителями.
Стили современного семейного воспитания.docx
Стили современного семейного воспитания
умственно отсталого ребенка
Воспитание и наставления начинаются с самых первых
лет
существования и продолжаются до конца жизни.
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Платон
Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа
родительского отношения к нему. Устойчивые сочетания различных черт
воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает
определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы
общения с ним. Типы родительского отношения в отечественной (В.И.
Гарбузов, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер) и
зарубежной (S. Brody, В. Suran, J. Rizzo, E.S. Schaefer, R.A. Bell, A. Roc, M.
Siegelman) литературе рассматривались в двух направлениях – клиническом и
аналитическом. В рамках обоих направлений выделялось три элемента
родительского
и
поведенческий. Авторами были выделены типы неправильного воспитания,
способствующие развитию личности ребенка по психопатическому или
невротическому типу.
отношения: эмоциональный,
когнитивный
Изучая модели типов воспитания в семьях детей с отклонениями в
развитии, В.В. Ткачева (2006) отметила следующие варианты.
1. Гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая
стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Инициатива
ребенка скована избыточной заботой и предупредительностью, даже если
ребенку чтото по силам сделать самому или овладеть какимлибо умением и
навыком. В результате он не умеет действовать самостоятельно и в трудных
ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный
ребенок. Повзрослев, человек оказывается неспособным к самостоятельным
действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о
себе, неразвитостью эмоциональноволевой сферы, пониженной критичностью
по отношению к себе.
2. Противоречивое воспитание. Родители могут быть сторонниками
жесткого воспитания, тогда как старшее поколение занимают более мягкую
позицию. Ребенок приспосабливается к требованиям членов семьи с выгодой
для себя, вызывая между ними неурядицы.
3. Авторитарная гиперсоциализация. Имея высокие социальные
установки, родители с той же меркой подходят и к ребенку, постоянно
завышая его возможности, используя собственные авторитарные усилия по
формированию у него тех или иных качеств и при этом переоценивая
реальные возможности ребенка.
4. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена
больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, убедительно доказывают, что живут ради детей. Навязывание этой роли
можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает.
Однако ктото в семье продолжает считать его слабым, болезненным.
Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с
ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать
новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает
изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.
5.
Симбиотический тип воспитания. Родители полностью
«растворяются» в проблемах ребенка, забывая о личностном росте,
собственных проблемах, повышении профессиональной квалификации.
Ребенок окружен чрезмерной любовью. Чаще это происходит в неполных
семьях, когда ребенка воспитывает одна мать. К сожалению, в результате
вырастает, как правило, эгоист, не умеющий любить других людей.
6. «Маленький неудачник». Родители стыдятся своих детей, их
неполноценности, уверены, что они в жизни никогда не добьются успеха и
вообще мало на что способны. Проявляя часто поспешность и досаду, когда у
ребенка чтото сразу не получается, они формируют в детях комплекс вины,
чувство собственной несостоятельности и безволия. Родители же таких детей
воспринимают как «наказание, крест», который они обречены нести до конца
жизни.
7. Гипоопека. Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются
им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что
делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей,
подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.
8. Отвержение ребенка. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта
трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и
нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят
к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к
его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости
родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с
ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта.
Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением
и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к
эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности
и преступных наклонностей. Подобное отвержение встречается в семьях
разного социального статуса. При материнском отвержении нередко имеет
место личностная незрелость самой матери и несформированность ее
материнского инстинкта. Родители чрезвычайно травмированы сложившейся
ситуацией и часто не могут найти адекватную модель воспитания.
Надо сказать, что в жизни могут сочетаться даже в рамках одной семьи
разные подходы к воспитанию ребенка, они могут переосмысливаться и
меняться. Однако следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей
создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются,
поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития,
если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям
ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней
диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью
которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие
семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего
воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует,
вопервых, совокупности методов, вовторых, эти методы должны быть
адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который
прогнозируется исследователем.
В свою очередь, В.Б. Пархомович, преподаватель кафедры основ
дефектологии БГПУ им. Максима Танка, в своей статье «Особенности работы
психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушения»
(Певзнер М.С., 1959), говорит, что проблемы родителей настолько глубоки и
обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым
условием работы психолога с данной категорией является организованная
многократная система встреч.
Родитель склонен воспринимать психолога как панацею от всех своих
бед, которые чудесным образом сразу исчезнут. В связи с этим у родителей
может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном
процессе. В этом случае психолог должен объяснить, что только активная
двусторонняя деятельность способна принести результаты.
Условиями для начала работы с родителем являются следующие
положения:
1.
многократность встреч психолога с родителем. Одноразовая
встреча ничего не решает. Проблемы родителя накапливались длительное
время и разрешить их за один раз невозможно;
2.
активность родителя в коррекционном процессе. Родитель
не должен выступать в роли пассивного и благодарного слушателя. Для
достижения результата необходима мотивация, заряженность на успех и
глубинная внутренняя работа, направленная на изменение собственных
представлений, убеждений, чувств и стереотипов;
3.
участие в коррекционной работе других членов семьи.
Проблема, с которой обратился один из родителей, не является только его
личной. Эта проблема общесемейная, а значит, решать ее необходимо всей
семьей. В противном случае возможен обратимый процесс и
эффективность работы будет очень низка.
Однако для успешности консультирования и психолого
педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушение
интеллекта, самим психологам необходимо знать, что такое умственная
отсталость, виды классификаций, особенности психофизиологических нарушений. Не менее важно осознавать роль самой семьи в реабилитации
ребенка, уметь выстраивать отношения с родителями, определять их
психологических тип и стили семейного воспитания. Владея такими
знаниями, можно грамотно разработать конкретную программу для
психологопедагогической помощи семье, имеющей умственно отсталого
ребенка, нормализовать семейные отношения в меру возможностей, вселить в
родителей веру в ребенка, умение принять дитя и не считать свою жизнь
«загубленной», что порождает надежду и желание добиться посильного
успеха в его воспитании и обучении. Как говорил Л.Н. Толстой, «счастлив
тот, кто счастлив у себя дома». Помочь обрести психологическое
благополучие и является задачей специалистов, занимающихся помощью
семьям, имеющих детей с проблемами в развитии.
Проблема детейинвалидов касается почти всех сторон нашего
общества – от законодательных актов и социальных организаций, которые
призваны оказывать помощь этим детям, до человеческой, моральной
атмосферы, в которой живут их семьи.
Детиинвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие
лицо и характер. В тяжелых условиях, порой катастрофической
инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и
неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений
развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей;
душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект
(если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть
единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с
первого дня и до конца жизни.
Вся тема тяжелых больных детей, детей с патологиями, с психическими
и умственными серьезными патологиями, в конечном счете целиком висит не
на тех или иных социальных принципах, гарантиях, правах (людей, детей),
крайне важных в решении возникающих проблем, которыми надо заниматься,
но сами принципы и права являются следствием человеческого, личностного
аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей,
видеть личности. Именно родители таких детей, не отказавшиеся от них,
любящие, и видящие в них именно детей, то есть имеющие к ним самое
прямое и личное отношение, всегда были двигателями в этой проблеме. Не
сверху спускались законодательные акты, но именно родители и, затем,
присоединившиеся к ним психологи, медики, педагоги, юристы, часто сами
прошедшие через такой же родительский опыт, знающие его изнутри, стоят у
истоков всех социальных инициатив в этой области, от создания групп и
центров поддержки до законодательных актов.
Статья на тему: "Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка"
Статья на тему: "Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка"
Статья на тему: "Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка"
Статья на тему: "Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.