Статья на тему "Темы самообразования классного руководителя"

  • Документация
  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • docx
  • 14.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Переход на ФГОС, специфика преподавательской работы, актуальность непрерывного образования и современные социальные реалии диктуют педагогам необходимость самообразования. Самообразование классного руководителя — возможность расширить горизонты знаний и реализовать воспитательный, педагогический и творческий потенциал, поскольку: • только тот педагог может дать детям фундаментальные знания, который сам ни на минуту не прекращает учиться; • способность к самообразованию — это внутреннее стремление к знаниям и самосовершенствованию, которое зависит от психологической и интеллектуальной готовности педагога. Мотивированное самообразование выстраивается системно и, несмотря на то, что процесс предполагает автономность, важно эффективное взаимодействие с коллегами, руководством и специалистами смежных областей.
Иконка файла материала Самообразов-е кл. рук-ля. Темы.docx
Темы самообразования классного руководителя Переход   на   ФГОС,   специфика   преподавательской   работы,   актуальность непрерывного   образования   и   современные   социальные   реалии   диктуют   педагогам  Самообразование   классного   руководителя  — необходимость   самообразования. возможность расширить горизонты знаний и реализовать воспитательный, педагогический и творческий потенциал, поскольку:    только тот педагог может дать детям фундаментальные знания, который сам ни на минуту не прекращает учиться;  способность к самообразованию — это внутреннее стремление к знаниям и самосовершенствованию,   которое   зависит   от   психологической   и интеллектуальной готовности педагога.    Мотивированное самообразование выстраивается системно и, несмотря на то, что процесс   предполагает   автономность,   важно   эффективное   взаимодействие   с   коллегами, руководством и специалистами смежных областей.  Самообразование классного руководителя  Знания и опыт педагогов­предметников и классных руководителей влияют качество реализации   школьного   образовательно­воспитательного   процесса.   В   условиях стремительного развития техники, информационных технологий и социума, непрерывное образование педагога — залог соответствия занимаемой должности. Чтобы применять в работе   передовые   образовательные   и   информационно­коммуникативные   технологии, учителю нужно непрерывно развиваться и учиться.  Самообразование классрука — непрерывный процесс, целенаправленная, осознанная и   добровольная   познавательная   деятельность,   планируемая   и   контролируемая специалистом для углубления существующих и получения новых знаний. Оно предполагает постоянный самоанализ, рефлексию, совершенствование и над воспитательными навыками.  Регулярного   повышения   уровня   квалификации   посредством   участия   в профессиональных конкурсах, практических занятиях и семинарах, прохождения курсовой подготовки   недостаточно,   полноценное   профессиональное   и   личностное   развитие возможно   только   благодаря   самообразованию.   Следовательно,   целью   самообразования классного   руководителя   является   непрерывное   и   систематическое   повышение профессионального уровня.  Классного руководителя к самообразованию мотивируют:  1. поиск и подбор актуальной информации;  2. 3. интерес   к   преподавательской   деятельности   и   потребность   в   творческой здоровая конкуренция между педработниками;  реализации.Саморазвитие ставит перед педработником следующие задачи:      рост педагогического мастерства и специализированных знаний;  внедрение   новых   приемов,   методов   и   форм   реализации   образовательно­ воспитательного процесса;  успешное прохождение аттестации;  внедрение   инноваций   в   школьную   жизнь   для   совершенствования   качества образования.  Самообразование выполняет следующие функции:  1. Саморазвития   —   навык   рефлексии,   стимулирование   мышления,   памяти, самопознания, речи.  2. Компенсаторная   —   устранение   недостатков   образовательного   процесса   и пробелом в общей культуре.  3. Методологическая — определяется сущность педагогической деятельности, поиск новых методик, форм и приемов работы.  4. Коммуникативная — взаимодействие с коллегами, администрацией школы, установление связей между социологическими науками.Этапы саморазвития классного руководителя  Самоанализ Выбор   темы   и сроков работы Планирование работы Реализация Рефлексия деятельности Педагог   оценивает   собственный   уровень   компетентности,   сравнивает его   с   требованиями,   которые   предъявляются   к   учителю,   определяя потребность в самообразовании.  Классрук,   исходя   из   собственных   профессиональных   затруднений, индивидуальных интересов или по результатам рефлексии, определяет тему работы, которая, в свою очередь, позволяет установить сроки (как правило, 1­3 года). Разрабатывая тему, учитель собирает определенный материал, который после завершения присоединяет к отчету. Классрук   ставит   перед   собой   цели   и   определяет   задачи,   формирует план   самообразования   классного   руководителя,   подбирает методическую базу работы по осуществлению запланированного.  Осуществление   плана   самообразования   через   поисковую   и исследовательскую   деятельность   с   последующей   самокоррекцией   и самоконтролем. В процессе реализации плана, учитель формирует банк данных   по   теме,   использует   методические   рекомендации,   посещает заседания   педагогического   совета,   семинары,   форумы   и   другие мероприятия.  Анализ   проделанной   работы   (ведение   дневника   самообразования)   в контексте   повышения   профессиональной   компетентности   или эффективности   реализации   воспитательного   процесса.   Итоги   работы подаются   в   комплексном   отчете,   который   может   быть   составлен   в формате   журнальной   статьи,   методички, дидактического материала, воспитательной программы.    реферата,   доклада,  Выбор темы для самообразования классного руководителя  К   компетенции   классного   руководителя   выдвигаются   общие   требования, соответствующие   содержанию   и   целям   школьного   воспитательного   процесса.   Классный коллектив как ключевой структурный элемент школы нуждается в грамотной организации жизнедеятельности, за которую отвечает классрук. Воспитательная работа с классом — это череда различных педагогических ситуаций, которые ставят перед педагогом ряд задач, эффективно решать которые он сможет при условии успешного самообразования.  Следовательно,   подбирая   темы   для   самообразования,   классному   руководителю необходимо руководствоваться двумя принципами:   мобильность   тематики   —   творческие   группы   классруков   или   отдельные педагоги самостоятельно определяют темы для самообразования, исходя из собственных   и   ученических   потребностей   в   контексте   стремительно меняющегося общества;  оценка   эффективности   воспитательной   работы,   проделанной   за   минувший год — определить направления для самообразования позволяет рефлексия учителей и учащихся и диагностика воспитательных процессов.   Классному руководителю следует уделить внимание изучению сферы трудового и гражданского   права,   методики   преподавания,   детской   и   подростковой   психологии,политологии   и   истории,   ИКТ,   охраны   труда,   иностранных   языков   и   культурологии, эстетического, нравственного, трудового, экологического и этического воспитания.  Примерные темы самообразования для классных руководителей  Название №№ п/п 1 2 3 4 5 6 Методы   и   формы   воспитания   для   приобщения   школьников   в   общемировым Экологическое воспитание в вопросах духовного развития школьника Экологическая культура личности и ее формирование Воспитательная работа в период перехода из младшей школы в среднюю Воспитательная работа с учащимися профильных классов Индивидуальная работа с учениками в условиях адаптации к новому коллективу в 7 8 9 гармонии   духовным ценностям Нравственная  самооценка у школьников  и ее  формирование в ходе  воспитания этической культуры Формирование творческой личности Воспитание   межэтнической   разноконфессиальных классах Социально­педагогическая деятельность классного руководителя Деятельность по социальной защите учащегося Работа с неблагополучными семьями   многонациональных   и 10 11 12 13 Организация работы с одаренными детьми 14 Половое воспитание учащихся: научно­методические подходы 15 Актуальные технологии воспитания: внедрение и развитие 16 17 18 19 20 Формирование национального самосознания и патриотическое воспитание Воспитательная система класса Коллективная творческая деятельность среди учеников Создание ситуации успеха для учеников во внеурочное время Самоуправление в классе  Педагогам доступны следующие формы самообразовательной деятельности:  Форма самообразования Преимущества   Специальное образование — получение другой специальности,   высшего   или второго высшего образования     Курсы повышения квалификации — подготовка в ИПКРО       Педагог   может   использовать характер модульный обязательных и факультативных   программ   для формирования собственной траектории обучения Классруки получают квалифицированную   помощь методистов   и   преподавателей, обмениваются передовым опытом с коллегами     Недостатки Дороговизна профильного образования. Отсутствие достаточного количества времени на обучение   Курсы имеют эпизодический   характер, а ввиду проведения их в учебное время, педагогу приходится перестраивать   рабочий график.   Курсы   не учитывают   потребностине согласно учителей и дифференцируют материал потенциалу педагогов.  Дистанционные   курсы чаще   всего   проводятся   небесплатно, а документы, которые выдаются по завершении курса, не имеют должной юридической   силы,   и потому   не   учитываются при следующей аттестации. Групповая работа требует   от   учителя базовых   знаний   ПК, умения   обращаться   с интернет­ресурсами. группы Творческие могут тормозить   развитие   и   деятельность отдельных их членов       Дистанционные   технологии —   конкурсы,   семинарские   конференции   и занятия, курсы повышения квалификации     Групповая работа — участие в работе творческих групп и методобъединений,   сетевые сообщества (интернет­ ресурсы, которые позволяют педагогам   обмениваться методическими разработками, делиться опытом   и   мнениями, создавать общаться, собственные блоги,   персональную формируя медиасреду педагога)       Доступны   педагогам   в   любое время   года   без   отрыва   от процесса. воспитательного Дистанционные технологии позволяют   выбирать   темы   в соответствии   с   собственными интересами или потребностями             Используя сетевые сообщества, классный руководитель личностный, реализует профессиональный и потенциал. творческий Используя   все   возможности интернет­ресурса, он бесплатно пользуется   информацией   в свободном   доступе,   осваивает новые знания и навыки.  Но главные преимущества этой формы заключаются в:         опытом   с обмене педагогами и воспитателями из разных городов и регионов;  получение квалифицированной методической помощи;  доступ к консультациям в любое время   Индивидуальная деятельность — использование библиотечных и   музейных   фондов,   ПК, средств массовой информации,   осмысление передового   педагогического опыта,   дидактическая   и исследовательская   работа, создание портфолио   Педагогу доступен весь массив информации,   находящейся   в свободном   доступе,   в   любое удобное время Использование различных   источников информации   требует навыков   обращения   с ними   и   значительных временных   затрат   на изучение   данных   СМИ, музейных и библиотечных фондовПлан самообразования классного руководителя  Установлена взаимосвязь между возрастом педагога, количеством педагогического стажа и его способностями к самообразованию:      имея   опыт   работы   1­4   года,   педработники   демонстрируют   либо   средний, либо очень высокий потенциал к саморазвитию;  учителя   с   опытом   работы   5­10   лет   настроены   на   обучение   чуть   выше среднего;  наивысший потенциал отмечен у педработников со стажем от 20 до 25 лет;  у   более   опытных   специалистов   (стаж   около   30   лет)   способности   падают, оставаясь на отметке выше среднего.  Разработка   и   реализация  творческого   плана   самообразования  классного руководителя, проходит в несколько этапов:  1. Выбор   темы   на   основе   анализа   предыдущей   работы.   Педагог   определяет причину   затруднения   или   потенциальные   пробелы   в   знаниях,   оценивает актуальность выбранной темы.  2. Этап   диагностики   и   прогнозов.   Оценка   ожидаемых   результатов   работы, подбор и изучение литературы по выбранной теме.  3. Организационная   часть.   Определение   методических   материалов, необходимых   для   осуществления   составленного   плана   действий,   оценка промежуточных результатов.  4. Обобщающая   часть.   Диагностические   процедуры,   которые   позволяют соотнести ожидаемые и достигнутые результаты.  5. Итоги.   Наработанные   материалы   и   результаты   познавательно­ исследовательской деятельности применяются на практике.  Список   необходимой   литературы   —   неотъемлемая   часть   плана.   Текст   работы составляют,   учитывая   творческую   составляющую   и   авторский   стиль   изложения, обязательно обосновывают ценность и актуальность изложенного материала.  План   работы   по   самообразованию  классных   руководителей  оформляется следующим образом:  1. Титульный лист — указывается наименование образовательного учреждения, адрес и контактный телефон.  2. Краткое портфолио — ФИО педагога, образование и специальность, стаж работы, квалификационная категория, награды и дипломы, курсы повышения квалификации.  3. Самообразовательная   деятельность   классрука   —   указание   цели,   задач   и тематики образовательной работы, поэтапные результаты, сроки реализации проекта, меры, предпринятые для его реализации.4. Оценка   самообразовательной   деятельности   —   отчет   с   демонстрацией достигнутого   результата,   выводы   и   рекомендации   для   других   классных руководителей.  План самообразования классного руководителя: сложности и перспективы  Практика   реализации   учительского   самообразования   сталкивается   с   рядом затруднений, среди которых:     отсутствие времени ввиду высокой рабочей нагрузки;  недостаточность   стимула   и   отсутствие   мотивации   к   образовательной деятельности;  отсутствие   необходимой   информации   и   недостаточность   поддержки   со стороны коллег и администрации.  Разрабатывая  темы самообразования классного руководителя,  педагог   должен представлять   результаты   образовательной   деятельности   и   сроки   их   достижения. Эффективность   самообразования   оценивается   качеством   профессионально­ квалификационного   роста   и   реализации   образовательно­воспитательного   процесса, критериями которых служат:        использование   инновационных повышение   качества   преподавания, воспитательных приемов и форм обучения;  исследовательская   деятельность, рекомендаций и базы педагогических разработок;  проведение   школьных   мастер­классов,   конференций,   семинаров   для обобщения опыта по выбранной теме;  повышение статуса школы.    создание   авторских   методических Работа по самообразованию классного руководителя  Работа по самообразованию классного руководителя должным образом курируется и контролируется школьной администрацией, мотивирующей учителей на самопознание, для   этого   на   педсоветах   и   заседаниях   методобъединения   разъясняется   значение самообразования,   в   индивидуальном   порядке   проводятся   консультации   и   беседы. Обязательной является методическая помощь в подготовке докладов, подборе и изучении методической   литературы,   обобщении   педагогического   опыта.   Администрация   школы курирует проведение семинаров классных руководителей по самообразованию, различных консультаций,   лекций,   мастер­классов,   следит   за   комплектацией   библиотечного   фонда новинками психолого­педагогической и педагогической литературы. На педсоветах итоги самообразовательной   работы   учителя   подводятся   и   анализируются   заместителем директора или директором школы.  Сравнение двух алгоритмов работы по самообразованию классных руководителей: № Собственная научно­методическая тема Исследовательская   работа   в   контексте1 Выбор темы, для чего классрук изучает опыт   коллег,   локальные   нормативные документы, методическую литературу 2 Тщательное   изучение   проблемы   в литературе составление картотеки   необходимых   источников   с последующим их конспектированием через     3 Указание   темы   и   предварительного плана   работы   (ценность   и   новизна работы   обосновываются),   подбором задач   разработкой календарного   самообразовательного плана   и   целей, 4 Подбор   и   разработка   методико­ технологической   базы   работы   с перенесением   наиболее   эффективных приемов   в   воспитательную   работу классного руководителя 5 Оценка   достигнутых   результатов, составление рационализаторских предложений и обоснованных выводов    6 Оформление текста работы, подведение итогов, составление отчета.    самообразования Цели и задачи работы, указание ожидаемых результатов исследовательской деятельности.  Выбор темы согласно интересам и запросам классрука, технологии разработки   темы,   обозначение   желаемых результатов работы на каждом этапе.  Формулировка   гипотезы   разрабатываемой темы   определение   Составление   плана   исследовательской работы   с   определением   методов   и   форм. Составление   отчета   и   анализ   проделанной работы. Оформление   текста   работы:   оглавление, вводная часть, основной раздел (изложение сути   исследования),   список литературы и дополнительные материалы   выводы, Главное достижение процесса самообразования педагога — переход от творческой инициативы   к   научно­исследовательской   деятельности.   Рефлективное   мышление   и самопознание   помогают   классному   руководителю   выработать   интерес   к   познанию, саморегулируемую образовательную систему и потребность в самовоспитании.