Учитель – это образ жизни, это не профессия. Нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к реализации ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.
А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет или колледж?
Наставничество в школе.doc
Наставничество в школе
Учитель – это образ жизни, это не профессия. Нет труда сложнее и ответственнее,
чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного
профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Современной школе нужен профессиональнокомпетентный,
самостоятельно
мыслящий педагог, способный к реализации ценностей на практике, к осмысленному
включению в инновационные процессы. Все эти профессиональные умения и свойства
характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.
А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет или
колледж? В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель
сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке,
логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении
материала – вот далеко неполный перечень проблем, с которыми сталкивается молодой
специалист.
Одной из главных задач образовательного учреждения является профессиональная
адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему помогает
организация школьного наставничества.
Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить
личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении
наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что
наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать
следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными
качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе
среди коллег, учащихся, родителей.
Большое внимание педагогнаставник уделяет методическим формам работы с
молодыми педагогами. Определенную роль в становлении молодого учителя играет его
участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели,
профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые
уроки опытных учителей, заседания ШМО и другие методические мероприятия, которые
проходят в школе по повышению педагогического мастерства.
Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио
учителя. Учительнаставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу,
куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу
увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.
А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога,
уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков.
Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию.
Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору
форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты
профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая
в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном
росте.
Доброжелательность, тактичность учителянаставника способствуют созданию
психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.
Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия.
Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым
учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество
— процесс долгий и трудный. Педагогнаставник должен быть терпеливым и
целеустремленным и коммуникабельным.
Наставничество
самосовершенствовании,
стимулирует
в
способствует его профессиональной и личностной
потребности молодого педагога
самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям
образовательных учреждений, педагогамнаставникам быстро и качественно решать задачи
профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего
развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать
их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы
трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает
свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную
карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами;
приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель —
наставник развивает свои профессиональные качества: методические, методологические,
психолого—педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает
культурный и профессиональный уровень подготовки кадров;
взаимоотношения между коллегами.
улучшаются Итак, нужен ли наставник молодому специалисту – безусловно, да. Для чего? Для
корректного и конкретного включения в свою профессиональную жизнь и жизнь
коллектива. Множество сложностей, с которыми сталкивается сегодня учитель в школе,
проще решать вместе..
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления
молодого учителя: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2007.
3. Ртищева Г.А. Современной школе нужен профессиональнокомпетентный,
самостоятельно мыслящий педагог// Профессиональная инициатива
4. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами //
Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845847.
Статья "Наставничество в школе"
Статья "Наставничество в школе"
Статья "Наставничество в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.