Статья нав тему: " Адаптация детей в школьном коллективе."
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство
Взрослым
01.04.2018
В жизни каждого человека существует несколько ступеней его развития: младенческий возраст, школьный, студенческий и взрослая жизнь. Все ступени важны для человека. Но хочется остановиться на школьном возрасте, а конкретно на начальной ступени. Ведь на начальном этапе школьной жизни закладывается не только основные знания и понятия , но и умение находиться в детском коллективе (для тех детей, которые не посещали дошкольных учреждений), вливаться в новый коллектив, сотрудничать между собой как в совместной деятельности так и в парной,и групповой.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе".
статья кир.В жизни каждого человека существует несколько ступеней его развития.docx
О.В. Щаднева
МОУ Средняя общеобразовательная школа №2
г.Ртищево Саратовской области
Адаптация детей в школьном коллективе.
В жизни каждого человека существует несколько ступеней его развития:
младенческий возраст, школьный, студенческий и взрослая жизнь. Все ступени
важны для человека. Но хочется остановиться на школьном возрасте, а
конкретно на начальной ступени. Ведь на начальном этапе школьной жизни
закладывается не только основные знания и понятия , но и умение находиться в
детском коллективе (для тех детей, которые не посещали дошкольных
учреждений), вливаться в новый коллектив, сотрудничать между собой как в
совместной деятельности так и в парной,и групповой.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к
условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием
"готовность ребенка к школе".
Адаптация к школе это процесс привыкания ребенка к новым условиям,
которые его будут окружать в школе и где каждый первоклассник переживает
их и осознает по своему.
Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому
научиться» [4].
Попадая в новый коллектив, каждый ребенок ставит перед собой
определенную задачу: найти новых товарищей, друзей по определенному кругу
интересов, не затеряться в новом обществе, найти свое место в школьном
коллективе
Так же ему нужно установить контакт с учителями и другими
сотрудниками школы (медсестрой, тех. персоналом.),научиться выполнять новые требования предъявляемые школой, новые обязанности которые ему
придется выполнять. Но не у всех детей приход в новый коллектив проходит
легко и безболезненно
Как показывает многолетний опыт не все дети, даже посещавшие
дошкольные учреждения, имеющие высокий уровень интеллектуального
развития легко переносят школьную нагрузку, адаптируются к окружающей
среде, находят свое место в школьном коллективе.
На начальном этапе у многих детей наблюдается усталость, снижение
аппетита, рассеянность внимания, могут возникнуть головные боли,
плаксивость, нарушение сна.
Ш. Амонашвили: "Дети активные существа... А если это так, то следует
создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем,
напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и
направляет их деятельность". [2]
Изначально нужно понять и выяснить в чем же конкретно испытывает
трудности ребенок. Самый простой и испытанный способ это поговорить с
ребенком, расположить его к себе, дать почувствовать желание помочь ему.
Как быстро и менее болезненно пройдет адаптация ребенка, напрямую
зависит от классного руководителя. Учитель обязан помочь школьнику
восстановить положительные эмоции к жизни, к повседневной школьной
деятельности, к лицам, участвующим в учебном процессе. Когда учеба вместо
негативных переживаний, связанных с осознанием себя неуспешным, изгоем, а
напротив, приносит детям радость, тогда школа не является проблемой.
Педагог должен приложить максимальные усилия на то чтобы каждый ребенок
приходя в школу, чувствовал себя нужным, частью всего коллектива, а не
кусочком, отколовшимся от общего куска.
В данном случае ребенок должен осознать, что в данном коллективе и
данным учителем он не будет брошен на произвол судьбы. Здесь его всегда
выслушают, поймут и помогут найти выход из сложившейся ситуации. Работа классного руководителя должна быть непосредственно направлена
на сплоченность всего детского коллектива. Этому способствуют совместные
мероприятия : походы, экскурсии, праздники, чаепития, составление проектов.
В работе класса должны так же присутствовать мероприятия, в которых дети
сами распределяют роли (театральная деятельность), выбирают капитана
(весёлые старты), распределяют обязанности.
Доверие, поддержка со стороны одноклассников вселяет в ребенка
уверенность, ответственность, желание участвовать в совместных
мероприятиях, выдвигать предположения, высказывать свое мнение, не
стесняться в высказываниях своих мыслей. Быть уверенным при ответах с места
и у доски.
Ребенок, который чувствует необходимую моральную и эмоциональную
поддержку со стороны сверстников и педагогического коллектива более уверен
в себе. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не
ругать), а хвалить именно тогда, когда он чтото делает.
Но положительная поддержка школьника, настрой его на работу в школе,
общению со сверстниками, так же должна исходить и от родителей. Многие
родители, особенно те у которых дети появились в позднем возрасте, или
ребенок в семье один возвышают его самооценку, захваливают его, внушают
школьнику, что он отличается от других ,он лучше, умнее, индивидуальнее. Это
тоже плохо влияет на работу ребенка в коллектива. Школьнику всегда хочется
быть главным, лидером, первым, капитаном, хотя не всегда его возможности
предполагают такое лидерство. Ребенок ждет ежеминутной похвалы, как со
стороны учителя, так и со стороны сверстников, хотя не приложил ни каких
усилий для этого.
Совсем другая ситуация происходит в семьях где ребенку наоборот
уделяют мало внимания, родители мало хвалят его. Считая, что и тех слов,
которые они говорят достаточно для осознания ребенком правильности и
качественности выполненного им поручения. Не всегда эта оценка адекватна. Во многих случаях родители могут ее занизить ,сами не осознавая того, как их
слова влияют на самого ребенка. В таком случае самооценка школьника
занижена. На уроках он боится поднять руку, даже зная ответ на поставленный
вопрос, опасается высказывать свое собственное мнение, свои предположения,
мысли. Таких детей надо чаще подбадривать, давать им ответственные
поручения, индивидуальные задания в которых ребенок может показать себя.
Немаловажную роль и в том и в другом случае играет индивидуальная
беседа с родителями. Для каждого родителя необходимо донести, что избыток
похвалы, так же ,как и недостаток в ней ведет к отрицательному отношению не
только к школе и но и к классному коллективу, к окружению ребенка.
Поэтому необходимо адекватное отношение к своему ребенку, реальная
оценка его способностей и возможностей.
Положительное отношение родителей к учителю, одноклассникам так же
играет большую роль в том, как будет вести себя ребенок в школьном
коллективе и как сверстники примут и будут относиться к нему.
Таким образом, период обучения в начальной школе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, к школьному и
классному коллективу,обеспечивающие его дальнейшее благополучное
развитие, обучение и воспитание. Педагог должен постоянно находиться в
непосредственном контакте не только с детьми , но и с их родителями.
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание,
1994.
Статья нав тему: " Адаптация детей в школьном коллективе."
Статья нав тему: " Адаптация детей в школьном коллективе."
Статья нав тему: " Адаптация детей в школьном коллективе."
Статья нав тему: " Адаптация детей в школьном коллективе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.