Данная статья написана исходя из личного опыта преподавания детей шестого и седьмого классов с диагнозом детский церебральный паралич. С такими детьми я работаю третий год. Обучаю их математике и информатике. Обучение происходит на дому. количество часов : в 6 классе 3 часа на математику и 1 час на информатику, в 7 классе 2 часа на алгебру , 1 час на геометрию и 1 час на информатику.
Антропова Татьяна Владимировна.docx
Антропова Татьяна Владимировна
Учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г. Мирный
Республики Саха (ЯКУТИЯ)»
Особенности обучения математике детей с ДЦП.
(из опыта работы)
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения
опорнодвигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и
нельзя
друга,
рассматривать
их
отдельно
так как они являются взаимообусловленными.
друг
от
Система общего
образования с проблемами, связанными с особенностями развития детей с
Вследствие
нарушениями опорнодвигательного аппарата,
не справляется.
чего педагогическая адаптация и интеграция таких детей проходит очень
почти «точечный» опыт отдельных
медленно.
Имеется лишь локальный,
которые эту проблему пытаются
специалистов,
решать. Второй год, а это шестой класс, я обучаю такого особенного ребенка математике, в
учреждений,
родителей,
текущем учебном году у меня появился еще один ребенокинвалид, обучающийся в 7
классе.
расстройства
Двигательные
у таких детей характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений,
ограничением их объема и силы они приводят к невозможности
осуществления движений скелетномышечной системы во времени и
пространстве. Часто наблюдается дрожание пальцев рук и языка, что наиболее выражено
при целенаправленных движениях (например, при письме). Дети с ДЦП нуждаются в
адаптированных учебных программах по математике, необходимо создать оптимальные
условия для занятий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Очень часто нарушения опорно—двигательного аппарата являются следствием детского
церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом,
учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.
ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное
положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом
отделы, управляющие движением.
Дети с последствиями ДЦП двигаются либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их
лица перекашиваются изза слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них
появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием,
может показаться умственно отсталым.[1] Как же помочь ребенкуинвалиду с ДЦП?
При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы
обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и
элементы психотерапии.
В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям 67
класса с диагнозом ДЦП.
Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе
обучения
математике. Для успешной организации учебной деятельности на уроках
математики мне, как учителю, важно владеть знаниями особенностей их психического
развития,
так же типичных трудностей, возникающих при овладении учебным
а
материалом, обусловленным
У детей страдающих заболеваниями ДЦП наблюдаются различные тяжелые
дефектом.
ведущим
нарушения движения рук,
мускулатуры,
ног,
головы,
туловища,
что приводит к задержкам общего развития.
обусловленные спазмом
Моторные
нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической
деятельности. Это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки
не связанными в
являются непрочными,
единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы
фрагментарными,
поверхностными,
устраняются.
не
У детей
с
ДЦП обнаруживаются
трудности
в
формировании
пространственных и временных представлений, счетных операций, работе с
тетрадью,
в
учебником,
примеров
способах
записи
столбик,
При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной
соблюдением орфографического режима.
чувствительности. Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП
связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей,
недостаточной методической базой.
Необходимо чтобы содержание математики как учебного предмета и его
структура
ограниченными
различных
категорий
детей
для
с
возможностями были ориентированы с учетом не только диагноза, но и
динамики общего и математического развития каждого ребенка в
процессе
обучения. Адаптированная программа по математике соответствует
содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных
В
способностей детей,
соответствии с медицинскими требованиями к учебной нагрузке в программе
имеющих нарушения развития вследствие ДЦП.
определены следующие
– дать учащимся доступные, количественные пространственные, временные и
задачи:
геометрические представления,
включиться в
трудовую
деятельность;
которые помогут им в дальнейшем
– развивать речь учащихся,
обогащать ее математической терминологией;
– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего
развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности и
личностных качествах.
Вторая трудность данного процесса это физиологические особенности ребенка. При ДЦП
может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления.
Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют учителя
тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход,
учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На
уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении
рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и
линейку пальчики к этому не готовы. Особую трудность для учеников с ДЦП
представляет процесс овладения материалом по геометрии. Если у учащегося есть
можно рассмотреть
нарушения функций рук,
геометрический
материал
то
обзорно, задачи, связанные с
Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а
построением,
опустить.
именно: а) измерение периметров и площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Учет особенностей развития диктует необходимость применения
разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия
использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать
презентации, готовые программы для построения графиков и чертежей. Обучающиеся
могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов
фигуры и устно описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить
чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки. Их деятельность
характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью
внимания, повышенной утомляемостью.
Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них
необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на
обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно
работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы
приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.
Для формирования математических умений и навыков часто использую устные
вычисления, обсуждаем готовые решения, используем правила и формулы по опорным
конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства.
Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо
больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля
знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано
условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить или выполнить
тестовые задания.
Перед контрольными
работами
проводим
обобщающие уроки по теме, так как
учащихся
сконцентрировать
имеют ослабленную или кратковременную память и урок дает возможность
введенных в
основных упражнениях,
внимание
на
контрольную работу. Для уменьшения нагрузки учащихся, связанной с очень
большим объемом материала,
рекомендуется перенести тему «Координатная
плоскость
класс.
Если учащийся наряду с расстройством членораздельной речи имеет
графики»
и
7
в
нарушения функций рук,
обзорно;
задачи,
то геометрический материал можно рассмотреть
опустить.
связанные
построением,
с
Возможна
корректировка
планирования учебного материала в течение года изза особенностей детей, связанных
с
ДЦП.
Особенности
опорнодвигательного аппарата.
усвоения математики
детьми
с
нарушениями
Ребенку – инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт
учителя и ученика, Чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что
больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело
переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе
методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.
Для создания благоприятного психологического климата на уроках (занятиях)
прибегать к сенсорным контактам:
рекомендуется:
находиться поближе к ребенку;
подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; взглядом ободрять
ребенка; находиться в позиции лицом к лицу и на уровне глаз детей;
улыбаться каждому ребенку; создавать ему ситуацию успеха; использовать
ласковые, ободряющие интонации; говорить не слишком громко и быстро;
внимательно относиться к инициативным высказываниям учеников, к проявлению
симпатии,
милосердия.
желания
помочь,
опорнодвигательного
не
совершать
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями
необходимо:
математики
аппарата
уроках
на
около ребенка
резких
движений;
по
отношению к
приближаться к ребенку тихими шагами и сообщать заранее о своих
действиях
не разговаривать громко возле ребенка, отказаться на уроке от окрика;
оказывать содействие в выполнении задания,
садиться
в случае необходимости
учеником
работает.
рядом с
нему;
пока
тот
Для того, чтобы повысить учебную деятельность необходимо:
приемы дополнительного объяснения и
использовать
активности
включать
заданий;
использовать в работе варианты заранее написанных заданий,
алгоритмы,
ребенком
работу с
ребенка;
в
схемы, образцы выполнения
стимулирования
когда ученику остается подставить ответ,
вписать нужное слово,
добавить
т.д.
мелки для письма на дощечках,
предложение,продолжить высказываниеи
использовать при выполнении письменных работ толстые карандаши,
маркеры,
гладких поверхностях;
обозначать
помощью
учитывать
замедленный темп речи,
(недостаточная интонационная выразительность,
отсутствие плавности и т.д.), давать возможность высказаться ребенку, учить
увеличивать сроки с
(по необходимости)
начало строки,
увеличенных строк;
прочерчивания
особенности
речевые
ребенка
ответах
устных
при
сверстников не перебивать ответ и ни в коем случае не снижать при словесном
оценивании
учитывать моторные нарушения ребенка и не снижать отметку за
неправильное написание элементов цифр, букв, за недержание строки при письме, за
отметки;
ответов
нарушение пространственного расположения материала в тетради и
т.д.;
использовать вариант письма печатными буквами или же письмо на
компьютере;
проверять
дефектологом с целью определения ошибок и определения путей их
самостоятельные
контрольные
работы
учителем
и
с
преодоления.
Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенкуинвалиду вполне
доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и
возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике,
соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с
учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения
развития вследствие ДЦП.
Список литературы: 1. Конвенция ООН о правах инвалидов. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН A/RES/61/106, 24 января 2007 г. [Электронный ресурс] // ООН [сайт].
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
2. Тихонова С.А. Организационноэкономический механизм реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах «Наука.
Инновации. Образование». Выпуск 10. – М.: Языки славянской культуры, 2011.
3. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И.
Мамайчук. — СПб., «Дидактика Плюс», 2003.
4. Сошникова Т. В. Обучение детей с ДЦП математике в условиях
интегрированного (инклюзивного) образования
//
Научнометодический
электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4181–4185. – URL: http://e
koncept.ru/2015/85837.htm.
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Статья "Обучение математике детей с ДЦП"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.