Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Оценка 4.9

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Оценка 4.9
Работа в классе
rtf
биология
7 кл
24.02.2018
Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
В статье описывается опыт работы по теме "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии". Данная технология позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, достичь прогнозируемые результаты обучения. В опыте описаны следующие методы и приемы: "Обучение в команде", "Учимся вместе". Представлены памятки для учителя и ученика. "Обучение в сотрудничестве" и "Технология групповой деятельности" позволяют отработать коммуникативные умения обучающихся, сформировать их активно-познавательную позицию.
Обучение в сотрудничестве на уроках биологии.rtf
Обучение в сотрудничестве на уроках биологии. Борисова Е.А., учитель биологии  высшей квалификационной категории МБОУ «СШ№2 –многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» г. Нижневартовск В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство.   Этот   процесс   сопровождается существенными   изменениями   в   педагогической   теории   и   практике   учебно­воспитательного процесса.  Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно­ ориентированное взаимодействие учителя с учениками. В своей педагогической практике я использую технологию «Обучение  в  сотрудничестве»  и  «Технологию  групповой  деятельности»,  которые  активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке ­ это   общедидактическая   проблема,   которая   присуща   особенностям   преподавания   учебного предмета  "биология".  Я считаю, что на уроке большую часть времени  должны  практиковаться учащиеся, а не учитель. Совершенно очевидно, что в условиях классно ­ урочной системы, от которой Российская школа пока не собирается отказываться, учителю необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих условиях.  Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для массовой школы интересным и приемлемым   будет   опыт   обучения   в   сотрудничестве.   Эта   технология   вполне   органично вписывается   в   классно­урочную   систему,   позволяет   наиболее   эффективно   достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. В мировой педагогической практике широкое распространение получили идеи американских педагогов:   Р.Славина   из   университета   Джона   Хопкинса,   Джонсонов   из   университета   штата Миннесота, группы Э.Аронсона из университета штата Калифорнии. В России идеи педагогики сотрудничества   разрабатывались   русским   педагогом   А.Г.Ривиным,   его   учениками   и исследователями В.К.Дьяченко, М.И. Брайтермен, А.С.Соколовым. Меня привлекла основная идея этой технологии ­ создать условия для активной совместной учебной   деятельности   учащихся   в   разных   учебных   ситуациях.   Ученики   разные:   одни   быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают  материалом, другим требуется не только значительно     больше   времени   на   осмысления   материала,   но   и   дополнительные   примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3­4 человека) и дать им одно общее задание,   оговорив   роль   каждого   ученика   группы   в   выполнении   этого   задания,   то   создается ситуация, в которой каждый ученик   отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались   в   материале.   Таким   образом,   совместными   усилиями   ликвидируются   проблемы. Развиваются   личностные,   волевые   качества   учеников,   ответственность.   Такова   общая   идея обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал.  Я определила для себя следующую цель:  обеспечить каждому ученику условия для максимального развития   его   индивидуальных     способностей,   склонностей   и   интересов   средствами   учебного предмета. Поставила задачи:  1) Развитие познавательной самостоятельности школьников. 2) Использование дифференцированного подхода к обучению.  3) Ведение мониторинга с целью коррекции индивидуальных  способностей учащихся.  Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Я остановлюсь на тех методах и приемах, которые использую в своей работе. 1.Обучение в команде. Этот метод уделяет внимание «групповым целям» и успеху всей команды при   работе   над   темой,   проблемой   или   вопросом,   чтобы   каждый   участник   команды   овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении, так как команда получает отметку одну на всех. Я   объясняю   новый   материал,   а   затем   предлагаю   ученикам   закрепить   его   в   группах.   После выполнения   заданий   даю   тест   на   определение   зоны   ближайшего   развития.   Тест   выполняется индивидуально.   Задания   дифференцированы   с   учетом   индивидуальных   способностей   учеников. Группы не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и время её достижения. Оценку за тест суммирую на всех и объявляю группе общую оценку.  2. Учимся вместе. Класс разбиваю на однородные группы. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием по какой­либо большой теме, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом происходит усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся определяют роли каждого члена. Задание группа выполняет сообща под руководством   лидера.   Таким   образом,   в   ходе   совместного   обучения   решается   две   задачи: достижение учениками какой­то познавательной цели,  достижение социальной цели. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс сам оценить себя, наравне   с  другими.   Если   одаренный   ученик   затрачивает   определенные   усилия   для   достижения своего уровня, а слабые ­ максимум усилий для своего, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог. Практически, это обучение   в   процессе   общения,   это   социальное   общение,   поскольку   в   ходе   общения   учащиеся поочередно   выполняют   разные   социальные   роли   (лидера,   докладчика,   секретаря,   аналитика…). Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. При данной методике формируются такие качества, как толерантность, умение   выслушать   другого,   принять   его   позицию,   развивается   чувство   товарищества, взаимопомощи. Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько ступеней:      усвоение учебной задачи;  распределение ролей;  процесс поиска лучшего решения;  суммирование мнений, подведение итогов.  В своей практике использую методы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы   применяю   при   проведении   практических   и   лабораторных   работ.   В   ходе   такой   работы максимально   используются   коллективные   обсуждения   результатов,   взаимные   консультации. Провожу   групповой   опрос   для   повторения   и   закрепления   материала   после   изученного   раздела программы. Во время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я составляю заранее)  ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока выявить знание всех учащихся. Кроме   групп   использую   учебные   пары   как   тренинг   для   закрепления,   взаимопроверки проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:  1) индивидуальная работа по поиску в тексте новых слов, терминов;  2) парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;  3) фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;  4)   парная   работа   по   составлению   содержания   одной   из   страниц   устного   журнала   (один   пункт плана).  Как пример  варианта обучения в команде, можно назвать организацию совместной учебной деятельности   при   выполнении   домашних   заданий.   Из   своего   опыта   работы   предлагаю   такую методику совместного выполнения домашнего задания: 1)   выполнение   домашнего   задания   в   группах,   которые   формируются   по   интересам   (учитель   – участник, а не руководитель); 2)   совместная   деятельность   школьников   под   руководством   ученика  ведущего,   т.е.   лидера   (это учащийся с высоким уровнем обученности, проявляющий интерес к предмету, готовый оказать помощь одноклассникам). Выше   перечисленные   технологии   могут   использовать   учителя   всех   учебных   предметов, соблюдая основные принципы технологии обучения в сотрудничестве. Мною разработана памятка для учителя. Памятка для учителя. 1. Группу учащихся сформировать до урока с учетом психологической совместимости детей и уровня ЗУН. Группы могут быть постоянными или состав группы можно менять от урока к уроку.  2.Четко обозначить цели урока. 3.Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута. 5.   Группе   дается   одно   задание,     распределяются   роли   между   членами   группы   (роли   обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать рекомендацию учитель).  6.Наблюдать   за   работой   учеников,   помогать   им,   когда   у   них   возникают   вопросы   по   существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы. 7.Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия членов). Оценка ставится всей группе. В ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.  Примечание: учитель сам назначает учащегося группы, который должен  отчитаться за задание.  При   переходе   к   формам   учебного   сотрудничества   затрачиваю   3­4   занятия   на   знакомство учащихся с нормами группового поведения. Мною разработана памятка для учеников. Памятка для ученика. 1.В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники. 2.Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.  3.Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.  4.Критикуются идеи, а не личности.  5.Цель совместной деятельности заключается не «в победе» какой­либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.  6.Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных действий.  Считаю,  что  используемые  приемы  и   методы   технологии  «Обучение  в  сотрудничестве»   и «Технологии групповой деятельности» соответствуют и способствуют уровню развития учащихся, их  возрастным  и  индивидуальным  особенностям. В  результате  проводимой  работы повышается интерес к предмету, раскрывается личный потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют себя. Эти технологии  позволяют мне отрабатывать коммуникативные умения учащихся, формировать их активно­познавательную   позицию,   что   соответствует   актуальным   потребностям   современного учебно­воспитательного процесса.

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"

Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018