Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Оценка 4.9
Работа в классе
rtf
биология
7 кл
24.02.2018
В статье описывается опыт работы по теме "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии". Данная технология позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, достичь прогнозируемые результаты обучения. В опыте описаны следующие методы и приемы: "Обучение в команде", "Учимся вместе". Представлены памятки для учителя и ученика. "Обучение в сотрудничестве" и "Технология групповой деятельности" позволяют отработать коммуникативные умения обучающихся, сформировать их активно-познавательную позицию.
Обучение в сотрудничестве на уроках биологии.rtf
Обучение в сотрудничестве на уроках биологии.
Борисова Е.А., учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СШ№2 –многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»
г. Нижневартовск
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного
на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного
процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное
взаимодействие учителя с учениками. В своей педагогической практике я использую технологию
«Обучение в сотрудничестве» и «Технологию групповой деятельности», которые активизируют
деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного
предмета "биология". Я считаю, что на уроке большую часть времени должны практиковаться
учащиеся, а не учитель. Совершенно очевидно, что в условиях классно урочной системы, от
которой Российская школа пока не собирается отказываться, учителю необходимо искать разумные
компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих
условиях.
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для массовой школы интересным и
приемлемым будет опыт обучения в сотрудничестве. Эта технология вполне органично
вписывается в классноурочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать
прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
В мировой педагогической практике широкое распространение получили идеи американских
педагогов: Р.Славина из университета Джона Хопкинса, Джонсонов из университета штата
Миннесота, группы Э.Аронсона из университета штата Калифорнии. В России идеи педагогики
сотрудничества разрабатывались русским педагогом А.Г.Ривиным,
его учениками и
исследователями В.К.Дьяченко, М.И. Брайтермен, А.С.Соколовым.
Меня привлекла основная идея этой технологии создать условия для активной совместной
учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро
«схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только
значительно
больше времени на осмысления материала, но и дополнительные примеры,
разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе. Если в
таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 34 человека) и дать им одно общее
задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается
ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто
оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому
слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся
заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально
разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея
обучения в сотрудничестве.
Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для активизации
познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них
возможность осознать, осмыслить новый материал.
Я определила для себя следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для максимального
развития его индивидуальных способностей, склонностей и интересов средствами учебного
предмета.
Поставила задачи:
1) Развитие познавательной самостоятельности школьников. 2) Использование дифференцированного подхода к обучению.
3) Ведение мониторинга с целью коррекции индивидуальных способностей учащихся.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Я остановлюсь на
тех методах и приемах, которые использую в своей работе.
1.Обучение в команде. Этот метод уделяет внимание «групповым целям» и успеху всей команды
при работе над темой, проблемой или вопросом, чтобы каждый участник команды овладел
необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении, так
как команда получает отметку одну на всех.
Я объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам закрепить его в группах. После
выполнения заданий даю тест на определение зоны ближайшего развития. Тест выполняется
индивидуально. Задания дифференцированы с учетом индивидуальных способностей учеников.
Группы не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и время её достижения.
Оценку за тест суммирую на всех и объявляю группе общую оценку.
2. Учимся вместе. Класс разбиваю на однородные группы. Каждая группа получает одно задание,
которое является подзаданием по какойлибо большой теме, над которой работает весь класс. В
результате совместной работы отдельных групп в целом происходит усвоение всего материала.
Внутри группы учащиеся определяют роли каждого члена. Задание группа выполняет сообща под
руководством лидера. Таким образом, в ходе совместного обучения решается две задачи:
достижение учениками какойто познавательной цели, достижение социальной цели.
Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс сам оценить себя,
наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения
своего уровня, а слабые максимум усилий для своего, то будет справедливо, если их усилия (в
группе) будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог. Практически, это
обучение в процессе общения, это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся
поочередно выполняют разные социальные роли (лидера, докладчика, секретаря, аналитика…).
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в
совместной деятельности. При данной методике формируются такие качества, как толерантность,
умение выслушать другого, принять его позицию, развивается чувство товарищества,
взаимопомощи.
Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько ступеней:
усвоение учебной задачи;
распределение ролей;
процесс поиска лучшего решения;
суммирование мнений, подведение итогов.
В своей практике использую методы технологии групповой деятельности. Групповую форму
работы применяю при проведении практических и лабораторных работ. В ходе такой работы
максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Провожу групповой опрос для повторения и закрепления материала после изученного раздела
программы. Во время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я
составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения такого урока
мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы.
Такая форма работы позволяет в течение урока выявить знание всех учащихся.
Кроме групп использую учебные пары как тренинг для закрепления, взаимопроверки
проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:
1) индивидуальная работа по поиску в тексте новых слов, терминов;
2) парная работа по чтению текста с целью понимания его содержания;
3) фронтальная работа по составлению заголовков к абзацам текста;
4) парная работа по составлению содержания одной из страниц устного журнала (один пункт
плана).
Как пример варианта обучения в команде, можно назвать организацию совместной учебной
деятельности при выполнении домашних заданий. Из своего опыта работы предлагаю такую
методику совместного выполнения домашнего задания: 1) выполнение домашнего задания в группах, которые формируются по интересам (учитель –
участник, а не руководитель);
2) совместная деятельность школьников под руководством ученика ведущего, т.е. лидера (это
учащийся с высоким уровнем обученности, проявляющий интерес к предмету, готовый оказать
помощь одноклассникам).
Выше перечисленные технологии могут использовать учителя всех учебных предметов,
соблюдая основные принципы технологии обучения в сотрудничестве. Мною разработана памятка
для учителя.
Памятка для учителя.
1. Группу учащихся сформировать до урока с учетом психологической совместимости детей и
уровня ЗУН. Группы могут быть постоянными или состав группы можно менять от урока к уроку.
2.Четко обозначить цели урока.
3.Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы
поставленная перед ними цель была достигнута.
5. Группе дается одно задание, распределяются роли между членами группы (роли обычно
распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать рекомендацию учитель).
6.Наблюдать за работой учеников, помогать им, когда у них возникают вопросы по существу
задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.
7.Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия членов). Оценка
ставится всей группе. В ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты
(особенно промежуточные) своего труда.
Примечание: учитель сам назначает учащегося группы, который должен
отчитаться за задание.
При переходе к формам учебного сотрудничества затрачиваю 34 занятия на знакомство
учащихся с нормами группового поведения. Мною разработана памятка для учеников.
Памятка для ученика.
1.В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
2.Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
3.Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая
лишней информации.
4.Критикуются идеи, а не личности.
5.Цель совместной деятельности заключается не «в победе» какойлибо одной точки зрения, а в
возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
6.Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных действий.
Считаю, что используемые приемы и методы технологии «Обучение в сотрудничестве» и
«Технологии групповой деятельности» соответствуют и способствуют уровню развития учащихся,
их возрастным и индивидуальным особенностям. В результате проводимой работы повышается
интерес к предмету, раскрывается личный потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык
общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют
себя.
Эти технологии позволяют мне отрабатывать коммуникативные умения учащихся, формировать их
активнопознавательную позицию, что соответствует актуальным потребностям современного
учебновоспитательного процесса.
Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Статья "Обучение в сотрудничестве на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.