Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
1 кл—4 кл
11.11.2018
Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"
Работа над выразительностью на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Прочувствовать - значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность передает отношение ребёнка к прочитанному тексту, дает возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев. Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
статья по чтению Буравлева Е.С..docx
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВЫРАБОТКИ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро Трудно   не   согласиться   со   словами   Д.   Дидро,   жившего   более   200   лет   назад.   Проблема обучения   чтению   в   настоящее   время   вышла   за   пределы   школьной   программы.   Школы   России перешли   на   новые   образовательные   стандарты.   Федеральный   государственный   образовательный стандарт   начального   общего   образования,   в   основе   которого   лежит   системно­деятельностный подход,   предполагает   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного   общества,   инновационной   экономике.   Это   станет   возможным   при   условии овладения всеми школьниками читательской культуры.  Культура   чтения,   умение   извлекать   максимум   информации   из   прочитанного   ­   главные факторы,   определяющие   успешность   развития   личности   в   целом.   Именно   благодаря   чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием. Как писал В. Г. Горецкий: «Чтение ­ это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение ­ это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов». Чтение   как   учебный   предмет   имеет   в   своем   распоряжении   такое   сильное   средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный   развивающий   и   воспитательный   потенциал:   приобщает   ребенка   к   духовному   опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение   художественных   произведений   развивает   речь   детей:   обогащает,   уточняет   и активизирует   словарь   учащихся   на   основе   формирования   у   них   конкретных   представлений   и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. На примерах доступных, простых   рассказов   дети   учатся   понимать   содержание   произведения,   его   основную   мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают эти поступки. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в процессе обучения. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу   и   у   педагогов,   и   у   родителей.   Снижение   интереса   современных   школьников   к   чтению становится серьёзной проблемой. «Плохое чтение ­ как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно», ­ писал В.А. Сухомлинский. Потребность   в   книге   должна   формироваться   на   самых   ранних   этапах   школьного образования, поскольку чтение является не только предметом обучения, но и средством обучения, играет важнейшую роль в формировании личности. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. «Чтение ­ это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», ­ говорил К. Д. Ушинский.  Комплекс умений и навыков, который в школе называют «техникой чтения», состоит из темпа или скорости чтения, выразительности, правильности, осознанности чтения, способа чтения. Одной  из   главных  сторон  навыка  осознанного чтения  является  выразительное  чтение  ­  чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы.  Работа   над   выразительностью   на   уроках   чтения   в   начальных   классах   является   важным этапом становления речи детей. Прочувствовать ­ значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность передает отношение ребёнка к прочитанному тексту, дает возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев. Выразительное чтение   углубляет   понимание   детьми   выразительных   средств   устной   речи,   ее   красоты   и музыкальности, служит образцом для учащихся. Признаки выразительного чтения: ­ умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; ­ умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; ­ ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп, хорошая дикция. Для   школьного   выразительного   чтения   обязательно   выполнение   следующих требований: 1. Соблюдать знаки препинания. 2. Ставить логическое ударение в предложении. 3. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). 4.  Развивать  и   придавать   своему  голосу  интонации:   радостные  и   печальные,   ласковые   и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления. Для   эффективной   работы   над   выразительностью   чтения   учащихся   учителю следует знать следующие условия работы.  1.   Работе   над   выразительным   чтением   должен   предшествовать   тщательный   анализ художественного произведения. 2. Обязательно должен демонстрироваться  образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Выразительное чтение учителя оказывает на учащихся большое влияние. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую   радость,   раскрывая   благородство   нравственного   облика   героя,   вызывая   глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К. Д. Ушинский.   Наблюдая   образцовое   чтение   учителя,   учащиеся   стремятся   и   сами   при   чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами. 3. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. 4. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения детьми проанализированного произведения. В   процессе   своей   работы   я   стараюсь   формировать   навыки   осознанного   чтения,   умение самостоятельно   работать   с   текстом   с   помощью   системы   специальных   упражнений   и   способов действий,   активно   влияющих   на   основные   параметры   чтения:   осмысление,   технику, выразительность.   Свои   уроки   чтения   я   начинаю   с   упражнений   по   технике   речи.   Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания. Правильное дыхание – это здоровье.  Задуйте   свечу.  Сделайте   глубокий   вдох   и   разом   выдохните   весь   воздух.   Задуйте   одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните   тремя   порциями,   задувая   каждую   свечку.   Представьте,   что   перед   вами   именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. В цветочном магазине.  Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.  Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса: 1. самолеты взлетают: машины едут: лошади поскакали:  рядом ползет змея:   у­у­у  ж­ж­ж цок­цок­цок ш­ш­ш муха бьется в стекло:  2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и  з­з­з­з протяжно согласные звуки: [к], [л], [м]; б) то же, что и в упражнении 2 а), но с добавления гласных. Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «6 рычагами»: громко – тихо, выше –  ниже, быстро – медленно. Затем работаем над дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. 1) Произносим согласные вместе с гласными: ди­де­да­до­ду­ды би­бе­ба­бо­бу­бы             ри­ре­ра­ро­ру­ры 2)  Учитель  Дети ­ Кто хочет разговаривать? ­ Мы будем разговаривать! ­ Тот должен выговаривать! ­ И будем выговаривать! ­ Все правильно и внятно, ­ Так правильно и внятно, ­ Чтоб было всем понятно! ­ Чтоб было всем понятно. 3) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза. 4) Работаем со скороговорками, чистоговорками. Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами). На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями. а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето). б)  Вы не рады осени  (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные). Можно   сделать   так,   чтобы   одни   ученики   произносили   предложения   в   первом   варианте, другие во втором, можно и так, чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах. Введение понятия «логическое ударение» При отработке понятия «логическое ударение» детям предлагаются следующие упражнения: 1. На доске написано предложение: «Мальчики увидели в лесу ёжика?» ­   Четверым   ученикам   даются   листики   с   фразами   «Девочки   увидели   в   лесу   ёжика», «Мальчики услышали в лесу ёжика», «Мальчики увидели в саду ёжика», «Мальчики увидели в лесу зайца» (у каждого ученика свой листочек). ­   Учитель   по   очереди   задаёт   ребятам   вопрос,   написанный   на   доске,   ставя   логическое ударение на разных словах. Дети отвечают фразой со своего листа. ­   Учитель:  Скажите,   ребята,   я   меняла   слова   в   предложении?   (Нет).   Может   быть,   я произносила слова в разном порядке? (Нет). Почему же ребята отвечали по­разному? (потому что голосом выделялись разные слова). 2. Предложение «Дети читают рассказы Пришвина о животных». Отработка навыков расстановки логического ударения.  ­ Прочитаем это предложение так, чтобы стало понятно, что именно дети читают рассказы, а не взрослые, не бабушки с дедушками и т. д.. Какое слово выделим голосом? (дети). ­ Прочитаем это предложение так, чтобы стало понятно, что дети читают рассказы, а не слушают (Выделяется голосом слово читают). ­ Прочитаем это предложение так, чтобы стало понятно, что читают рассказы, а не сказки.  Каждое предложение читает сначала один ученик, а затем весь класс хором. 3.  Работа  со  скороговоркой  «Проворонила ворона  воронёнка»  (расстановка  логического ударения). Задание: ­ Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка. ­ Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка. ­   Выделите   голосом   такое   слово   в   скороговорке,   которое   бы   помогло   нам   понять,   что именно ворона проворонила своё дитя. 4.  Детям  предлагается  предложение  для  постановки  логического  ударения  «Подай  мне деревянную ложку!». ­ Учитель: выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай. Как меняется смысл предложения? Вывод.   Ударная   гласная   определяет   правописание   слова,   «логически   ударное»   слово уточняет смысл всего предложения. Введение понятия «тембр» Детям предлагается предложение «Наступили теплые деньки». ­  Учитель: давайте пофантазируем и представим, как это же предложение прочитали бы разные   животные.   На   интерактивной   доске   появляются   картинки   с   изображениями   животных (мышка, медведь, лиса). Ребятам предлагается подумать, за какого животного они хотят прочитать. Вызванный ученик тихо говорит учителю о своем выборе. Остальные ученики должны догадаться, от чего имени прочитано предложение. Делается вывод: Можно читать разным тембром (высоким, низким, средним) Введение понятия «темп» Учитель: Какое животное считается самым медлительным? (Черепаха) Как бы она прочитала это предложение? (протяжно, медленно). Учитель сам читает за черепаху. Учитель: А какое самое быстрое животное в природе? (Гепард) Как бы он произнес эти слова? (очень быстро). Учитель: Теперь вы в парах друг другу прочитайте за гепарда и за черепаху.  Вывод: темп может быть средним, медленным и быстрым. Обучение   выразительному   чтению   провожу   на   более   яркой   части   произведения,   после многократного разнообразного чтения. Первой   ступенью   подготовки   выразительного   чтения   является   понимание   фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз). Вторая ступень – осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним. Третья ступень – словесное рисование картины. Четвертая ступень – определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям. Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. В обучении формирования навыков выразительного чтения особое место занимает работа над лирическими стихотворениями. Подготовка   к   выразительному   чтению   стихотворения   –   это   процесс   поиска   верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.  Работу веду по следующим этапам: 1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения). 2) Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем. 3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему: ­ какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? ­ как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д. 4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: ­ не спеша прочитать стихотворение, ­ отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно. 5) Анализ лирического стихотворения. Свою деятельность по работе с детьми над выразительным чтением базирую на знаниях, умениях   и   навыках,   приобретаемых   учащимися   при   изучении   русского   языка   и   литературного чтения. Изучение этих предметов ­ основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности. Правильно   выражать   свои   мысли   и   чувства   –   значит   строго   придерживаться   норм литературной речи. Говорить точно – значит уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие,   которые   наиболее   ярко   характеризуют   предмет   или   явление   и   в   данной   ситуации   речи наиболее уместны и стилистически оправданы. На уроках литературного чтения работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся. Вовлечение детей в творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно прочитать по­своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее,   ­   будет   способствовать   преодолению   скуки,   инертности,   пассивности   детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"

Статья "Обучение выразительному чтению младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018