Статья "ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ""
Оценка 4.8
Аудио +1
docx
русский язык
Все классы
21.01.2018
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». Преподавателям нужно было подготовить детей к обобщённым способам учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе, развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными словами, учащийся сам должен уметь учиться.Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы.
Одной из приоритетных задач начального образования.docx
ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ»
Л.П.Каплина, учитель начальных классов, ВКК
МКОУ Новомеловатская СОШ
Калачеевского муниципального района Воронежской области .
В современном мире знания, которые даются в школе, далеко не
единственный источник. На смену библиотеки и учебникам, где можно было
найти ответы на все сопутствующие вопросы, пришла эпоха «электронной»
версий книг, журналов и статей. В общественном сознании происходит
переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому
пониманию функции школы.
Свои первоначальные навыки человек получает в начальной школе. За 4 года
обучения он должен освоить не только программный курс, но и выработать
желание к дальнейшему процессу обучения, умением четко и грамотно
выполнять поставленные задачи, овладеть умениями учиться, организовывать
свою деятельность, стать обладателями определённых личностных
характеристик. Достижение данной цели становится возможным благодаря
формированию системы универсальных учебных действий.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была
задача «научить учиться». Иными словами, преподавателям нужно было
подготовить детей к обобщённым способам учебной деятельности, который
обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе, развить у
учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными
словами, учащийся сам должен уметь учиться.
Переход российской школы на Федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в
деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких
изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания
устаревают очень быстро, о чем уже было сказано ранее, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к
коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной
самостоятельности.
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
изменились акцент переносится с усвоения знаний на формирование
компетентностей.
Одной из основных становится информационная компетенция. Эта
компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в
окружающем мире. В современный информационный век большая роль
отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг,
журналов, газет, интернетстраниц, то есть в процессе читательской,
аналитической, умственной и логической деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности “универсальных учебных действий”,
обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин. [2, с. 3]
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование универсальных учебных действий, которые выступают
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные
действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть
умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие,
и где применяется? Близкими по значению понятию «универсальные учебные
действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные
действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. [2, с. 27]. В более узком (собственно психологическом значении) термин
«универсальные учебные действия» можно определить как совокупность
действий обучающегося, обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью
результатов развития детей со своей остротой встаёт задача
целенаправленного управляемого формирования системы универсальных
учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе
системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических
положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности
процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности
учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и
подростков.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования
способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные
действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном
стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его
познавательных и созидательных способностей, формирования у него
целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности также
подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов
общего образования».
Формирование способности и готовности учащихся реализовать
универсальные учебные действия позволит повысить эффективность
образовательновоспитательного процесса в начальной школе. Безусловно,
уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий. В
частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических
наработок, и признанием необходимости формирования универсальных
учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их
сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность
темы исследования дипломной работы.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные
действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка). Умение учиться – вот существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования
умений и компетенций, образа мира и ценностносмысловых оснований
личностного морального выбора.
В рамках деятельностного подхода в качестве универсальных учебных
действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной
деятельности мотивы, особенности решения поставленных целей и задач,
учебные действия, контроль и оценка, сущность которых является одной из
составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При
оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная
специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной
деятельности учителя и обучающегося к совместноразделённой (в младшем
школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с
элементами самообразования и самовоспитания деятельности. В основе
концепции лежит системнодеятельностный подход.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования второго поколения. М., 2009.
2. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. –
М.: Просвещение, 2010. 251 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,
Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные
действия: от действия к мысли. – М., 2008.
.Л.П.Каплина
Статья "ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ""
Статья "ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ""
Статья "ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ""
Статья "ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАДАЧА "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.