Статья "Опыт работы учреждения по осуществлению инклюзивного подхода к организации образовательной деятельности"
Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
15.10.2018
Статья о практике реализации инклюзивного образования в детском саду. Раскрыт контингент дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Раскрываются формы реализации инклюзивного образования. Разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида. Модель воспитательно-образовательной деятельности.
статья.docx
Опыт работы учреждения по осуществлению инклюзивного подхода к организации образовательной
деятельности.
Развитие инклюзивного образования – одна из важнейших задач совершенствования системы образования как
в Ростовской области, так и в Константиновском районе. Инклюзивное образование обеспечивает равные
права, доступность и возможность выбора образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости
от его возможностей.
В настоящее время в детском саду «Аленушка» воспитываются 189 детей.
51 воспитанник нашего детского сада имеет статус детей с ОВЗ, что составляет 27% от всего числа детей
образовательной организации.
Контингент детей с особыми образовательными потребностями в основном представлен детьми с
общим недоразвитием речи, а также наш детский сад посещает 1 ребёнок – инвалид по зрению, двое
воспитанников с задержкой психического развития, из них 1 ребёнок – инвалид, с аутистическими формами
поведения.
И наша задача обеспечить равные стартовые возможности всех детей дошкольного возраста.
Специфика организации учебновоспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья,
обусловливает необходимость подготовки педагогического коллектива
образовательного учреждения и группы в частности. Для начала нами были изучены нормативноправовые
акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их
возможностям образования, в соответствии с которыми бала разработана адаптированная основная
общеобразовательная программа.
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме
образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития
налажено тесное взаимодействие специалистов: учителемлогопедом, педагогомпсихологом, инструктором
по физической культуре, музыкальным руководителем, медицинской сестрой. Организует и контролирует
взаимодействие координатор по инклюзии – старший воспитатель детского сада.
В МБДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей имеющих нарушения в
речевом развитии.
Образовательная деятельность в данных группах ведется в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой МБДОУ № 1 «Аленушка» для детей с
нарушениями речи.
путём непосредственного
Инклюзивное дошкольное образование в МБДОУ реализуется также
включения детей с особыми потребностями в состав общеразвивающей группы, где они занимаются на
общих основаниях со всеми детьми. Все специалисты, задействованные в работе с детьми с ОВЗ
учитывают возрастные и личностные особенности ребят, состояние их двигательной сферы, характер и
степень нарушения психофизических процессов.
Для детейинвалидов, проживающих на закрепленной к нашему детскому саду территории не охваченных
дошкольным образованием создан консультационный пункт.
В прошедшем учебном году наш детский сад посещали два ребенкаинвалида, образовательная
деятельность с которыми организована в соответствии с требованиями ИПРА ребенкаинвалида и
адаптированными основными общеобразовательными программами для детей с нарушениями зрения и для
детей с ЗПР с аутистическими формами поведения
Педагогический коллектив осуществляет воспитательнообразовательную деятельность по
разработанной модели, основанной на интенсификации процесса воспитания, развития, обновлении
содержания и создании образовательной среды.
В учреждении создана развивающая среда, выполняющая адаптивную функцию.
Совместно со специалистами дошкольного учреждения были разработаны индивидуальные маршруты
развития, предполагающие постепенное включение детей с особыми образовательными потребностями в
коллектив сверстников через сопровождающих их взрослых. Взаимоотношение с этими детьми строится на основе партнерских отношений и носит коррекционно
развивающий характер, позволяющий учитывать особые образовательные потребности детей посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса
Важным направлением работы с детьмиинвалидами и с ОВЗ является их социальная адаптация.
Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса
участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.
С этой целью наше учреждение работает в тесной взаимосвязи с различными социальными партнерами. Это,
прежде всего, школы города, учреждения дополнительного образования и культуры.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей с ОВЗ и детейинвалидов позволили
спланировать и организовать совместную работу по разнообразным направлениям.
Неотъемлемой частью инклюзивного образования является здоровье сберегающая и здоровье укрепляющие
составляющие. Так, например, один раз в неделю с воспитанниками логопедических подготовительных групп
занимается Гура И. А. – руководитель молодёжной организации «Донцы». Во время занятий дети
приобщаются к традициям донского казачества; укрепляют физическое здоровье через спортивные игры
донских казаков, комплексные физические упражнения.
Работать над развитием мелкой моторики и координации движений руки нам помогают педагоги МБУ
ДО ЦВР, которые проводят на базе компенсирующих групп кружки декоративноприкладного и
изобразительного творчества, с целью коррекции недостатков развития детей через творчество. Занятия
проводятся два раза в неделю. И индивидуально педагог занимается с ребенком, имеющим диагноз
«задержка психического развития с аутистическими формами поведения», раскрывая его удивительные
способности к лепке. Дошкольники с большим увлечением посещают тематические выставки в ЦВР.
Не мало важно инклюзивном образовании обеспечить преемственность между ДОУ и начальной
школой с целью формирования у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе, снижения
уровня тревожности при поступлении в 1ый класс. Реализуя план взаимодействия с МБОУ СОШ №1 для
успешной адаптации детейинвалидов и детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы проводятся
экскурсии «Я – будущий первоклассник», в краеведческий музей школы. Учителя начальных классов
консультируют родителей будущих первоклассников.
Для создания у детей с ОВЗ и детейинвалидов целостного представления об окружающем мире, развития
познавательной мотивации мы установили тесные связи с МБУК «Константиновская библиотека» им. Ф.П.
Крюкова. Для наших ребят работники библиотеки проводят «Недели детской книги», тематические
литературные гостиные, театрализованные представления.
В целях организации условий для раскрытия творческих способностей детей наш детский сад активно
взаимодействует с РДК. Наши воспитанники являются активными участниками большинства мероприятий.
Задачи художественноэстетического воспитания детей с ОВЗ и детейинвалидов успешно решаются в
процессе их приобщения к театральной и музыкальной культуре. В работе по данному направлению нам
помогают педагоги КДШИ. Мы проводим совместные творческие встречи, концерты на базе нашего детского
сада. Для детей организуются экскурсии в школу искусств. Они с интересом наблюдают за репетициями в
хореографическом классе, присутствуют на занятиях вокалистов и пианистов, посещают выставки работ
юных художников.
Наши воспитанники с ОВЗ и детиинвалиды активно включены в групповые, общесадовские и районные
мероприятия. Участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах. Например, 15 воспитанников с ОВЗ
приняли участие в областном партийном проекте «Единой России» «Особенное детство».
Одним из направлений организации социального партнерства является взаимодействие с родителями.
Родители наших воспитанников
становятся активными участниками и партнерами педагогических работников
этапе образовательного процесса.
в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его
шансы на адаптацию и социализацию в обществе. На практике мы убедились, что посещение детьми
инвалидами и детьми с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения возможно и необходимо им для
полноценного проживания периода дошкольного детства.
Промежуточным итогом нашей деятельности явилось участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая
инклюзивная школа 2018», войдя в пятерку лучших по итогам заочного тура, мы представляли
Константиновский район в апреле 2018 года на региональном этапе, в номинации «Лучший инклюзивный
детский сад».
Статья "Опыт работы учреждения по осуществлению инклюзивного подхода к организации образовательной деятельности"
Статья "Опыт работы учреждения по осуществлению инклюзивного подхода к организации образовательной деятельности"
Статья "Опыт работы учреждения по осуществлению инклюзивного подхода к организации образовательной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.