Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"
Оценка 4.8

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
17.08.2018
Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями через занятия декоративно - прикладным искусством. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи. Неуклонный рост числа инвалидов предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности. Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности окружения к их специальным потребностям, предосудительного отношения к ним. Сегодня многие семьи с детьми инвалидами нуждаются в помощи и поддержке. Дополнительное образование позволяет состояться Человеку. Состояться - значит реализовать свою собственную природную программу, т.е. состояться как личность.
статья творческая мастерская.docx
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями через занятия декоративно ­ прикладным искусством. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает   проблема   создания   оптимальных   условий   для   развития, воспитания,   образования   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья. Реабилитация   детей   с   ограниченными   возможностями   –   одна   из   наиболее важных   и   трудных   задач   современных   систем   социальной   помощи. Неуклонный   рост   числа   инвалидов   предопределяет   важность   социально­ реабилитационной   деятельности.   Дети   с   ограниченными   возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие отклонений или   недостатков   развития,   но   и   неприспособленности   окружения   к   их специальным   потребностям,  предосудительного   отношения   к   ним.  Сегодня многие   семьи   с   детьми   инвалидами   нуждаются   в   помощи   и   поддержке. Дополнительное образование позволяет состояться Человеку. Состояться ­ значит реализовать свою собственную природную программу, т.е. состояться как личность.  Ипатовский   детский   дом   интернат   организует   работу   с   детьми инвалидами   по   специально   ­   разработанной   программе   декоративно прикладного искусства «Фантазии полет и детских рук творенье». Творческая мастерская работает с детьми 10 ­ 17 лет. Основная цель программы – помочь детям познать себя через развитие творческих способностей, направить их на путь эстетического, нравственного и духовного взросления Творчество   ­   это   непременное   условие   успешной   самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выгодского, творческая деятельность ­ это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой­нибудь вещью внешнего мира   или   известным   построением   ума   или   чувства,   живущим   или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность,   человек   изменяется,   совершенствуется.   Способность   к творческой   деятельности   вызывает   успех,   который,   в   свою   очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.  Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения.   Творчество   даёт   человеку   переживание   своей   целостности,   оно отражает   его   внутренний   мир,   его   стремления,   желания,   переживания.   В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. негативными   переживаниями, Кроме   этого,   творчество   помогает   справиться   с   внутренними трудностями,   кажутся непреодолимыми   для   ребенка.   Свои   чувства   и   эмоции,   а   также   знание   и отношение   ребенку   легче   выразить   с   помощью   зрительных   образов,   чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.   которые  Дети   с   особенностями   развития   имеют   множество   ограничений   в различных   видах   деятельности.   Они   не   самостоятельны   и   нуждаются   в постоянном   сопровождении   взрослого.   Их   мотивация   к   различным   видам деятельности   и   возможности   приобретения   навыков   сильно   ограничены. Трудности   в   освоении   окружающего   мира   приводят   к   возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для   них   кажется   пугающим   и   опасным.   Это   становиться   серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны.  Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой   терапии.   Он   неизменно   настаивал   на   том,   что   следует   всегда помнить   о   потребности   ребенка   в   радости,   значит,   все   его   пребывание   в реабилитационном   центре   или  даме  интернате  нужно  сделать  интересным, привлекательным,   вызывающим   возвышенные   чувства.   При   всем   этом   он предостерегал   от   отрыва   от   жизни   –   воспитание   ребенка   должно   быть трудовым. Декоративно ­ прикладное искусство не утратило своей актуальности  в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. Творчество,   как   вид   деятельности,   требует   таких   качеств   ума,   как умение   сопоставлять,   комбинировать,   анализировать,   находить   связи, зависимости,   закономерности,   планировать   и   предугадывать   результаты конкретной   деятельности.   У   детей   инвалидов   успешно   развивается исполнительская деятельность, что в большей мере обусловлено социально­ воспитательными причинами.  Декоративно­прикладное творчество является оптимально адекватной коррекционно­развивающей   формой   образования   для   определенной гармонизации   личности   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья (когда наряду с активацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, мотивационные и эстетические аспекты), и в целом можно говорить о развитии познавательных процессов, интегральной культуры личности и личности в целом В   процессе   выполнения   работ   прикладного   творчества   у   детей закрепляются   знания   эталонов   формы   и   цвета,   формируются   четкие   и достаточно   полные   представления   о   предметах   декоративно­прикладного искусства в жизни. Формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности. Поэтому     приходится   подбирать   направления   и   формы   работы индивидуально   к   каждому   ребёнку.   В   творческой   мастерской   занимаются дети по подгруппам с 10 лет до 17 лет (46 детей). Подгруппа 4 ­5 человек, обязательно в каждой группе сильное и слабое звено, это необходимо для того что бы слабо развитый ребёнок пытался развить свои способности тянулся за уровнем развития сильного ребёнка.   Творческая   работа   с   разными   художественными   материалами   и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству, и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это беседа, объяснение,   рассматривание   репродукций,   самостоятельная   практическая работа детей, арт­терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть  разработаны   с   учетом   возрастных,   психофизических   особенностей воспитанников,   личностных   качеств,   индивидуальных   особенностей   детей инвалидов   и   нацелены   на   формирование   способности   личности   к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Работа   с   новыми   материалами   полезна,   так   как   она   снимает   страх неудачи, формирует   необходимые для творчества   качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности   в   себе   нет   места   творчеству,   нет   возможности   выдать   что­то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает   положительные   эмоции.   Дети   активно   включаются   в   творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.  Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка   за   привычные   рамки   прикладного   творчества,   пробуждает   в   них интерес   к   самостоятельному   творчеству,   к   эксперименту,   раскрепощает, помогает   детям   избавиться   от   комплекса   «я   не   умею».   Они   начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая   деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.   Тематика   занятий   строится   с   учетом   интересов   воспитанников, возможности   их   самовыражения.   В   ходе   усвоения   детьми   содержания программы   учитывается   темп   развития   специальных   умений   и   навыков, уровень   самостоятельности,   умение   работать   в   коллективе.   Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу   проще.   При   этом   обучающий   и   развивающий   смысл   работы сохраняется. Это дает возможность  предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо создать ситуацию успеха, для каждого ребёнка, пусть хоть и в малых начинаниях. В мастерской в одной из подгрупп занимается ребенок слабослышащий. Для   него     изготавливаются   тех   ­   карты   по   выполнению   тех   или   иных технологических операций. У него очень развита зрительная память.  До этого использовались игры найди такую ­ же, что лишнее, как должно быть, повтори поэтапно   всё в наглядном   виде. Малая усидчивость постоянно необходимо мотивировать. Одним   из   новых   направлений   обучение   детей   инвалидов   является организация   и   проведение   интегрированных   уроков   с   использование компьютерных   технологий.   Особое   место   в   развитии   творческих способностей   принадлежит   наглядному   методу   с   использованием   ИКТ, которому   присущи   элементы   творчества,   новизны,   процесс   изготовления любого   изделия   начинается   с   выполнения   эскизов,   зарисовок,   выбора вариантов композиций, разработка моделей. Дети,  не умеющие читать, а это основная масса детей они проходят теорию в компьютерном виде со звуковым сопровождением  слайдов по теме,  выбирая правильные ответы или варианты тем   самым   закрепляя   самостоятельно   тему.   Использование   в   творчестве  ИКТ:   развивает коррекционные цели: Корригирует   внимание, психические процессы   (памяти,   развивает   зрительные   восприятия, способствует   развитию   тактильного   восприятия,     развитие   мыслительной деятельности, развитие словарного запаса.   мышление), Воспитательные   задачи:    воспитывать   интерес   к   предмету,   уметь работать   в   парах,   команде,   воспитывать   самостоятельность,   воспитывать нравственные   качества   (любовь,   трудолюбие,   умение   сопереживать   и   т.д).  Использование   презентаций   на   занятиях   делает   процесс   познавательным   и более эффективным.                                                                     Для того, чтоб обучить тому или иному приёму ребёнка, педагог должен обладать   огромным   терпением   и   действовать   по   принципу   «   пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали  ребёнка.  С начало на занятиях   творческим   трудом   используются   доступные   детям   виды практической   деятельности.   Переходя   к   усложнённым   формам   ручной деятельности.  Занятия   доставляют   детям   радость,   создают   положительный эмоциональный   настрой,   способствуют   развитию   творчества.   В   процессе развиваются эстетическое восприятие, воображения. Однако это само по себе не происходит. Лишь только тогда, когда занятия проходят систематически с учётом   индивидуальных   особенностей   каждого   ребёнка.   С   учётом индивидуального подхода к каждому,   применяются следующие приёмы   и формы работы. Бумагопластика:   (декупаж,   вытынание),   для   более   слабых   детей подбирается приём  разрывание бумаги, это улучшает мелкую моторику кисти рук. С начало    красим отдельные  листы, акварелью  повторяя и закрепляя цвета, на следующем занятии   начинаем рвать на разные детали по кучкам цветовой гаммы (разминка кисти руки   смять листы бумаги 2­мя руками, по очереди, одним из пальцев каждой руки другие сжать и т.п., а потом также разгладить   лист,   пальцами   чередуя   их).   Лист   становиться   фактурным, мягким приятным на ощупь, его легче рвать, чем обыкновенный, ровный. Так же используем вырезание ножницами, можно сначала лист бумаги порезать на мелкие   кусочки,   затем   учимся   разрезать   по   прямой   и   кривой   линиям, заключительный этап вырезание рисунка по контуру. На уроках творчества изготавливаем с детьми разделочные доски, подставки по горячее, картины, декорируем предметы интерьера (например: фото рамки, цветочные горшки, коробочки для мелочей). Дети должны знать предназначения своих действий и работы. После выполнения практической работы, обязательно ребёнок должен сам   убрать   своё   рабочее   место.  Воспитывается   чувство   ответственности   и аккуратности.   На следующем занятии повторяются все действия,   которые произвели раньше, повторяется словарь новых слов, техника   безопасности работы с клеем, ножницами и т.д.  Можно оформить в игровой форме в мяч, кидая каждому из детей, задавать  вопросы по теме урока (на закрепление и повторение).   После   изготовления   поделок,   оформляем   выставку   работ, обязательно   подписав   работы   воспитанников.   Детям   приятно   слушать   не только  мнение педагога о проделанной работе, а и от других людей. После таких   приёмов,   дети   становятся   более   уверенны,   и   самостоятельность проявляется уже на следующих уроках: «А что я буду сегодня делать?   или  «Можно я такое же сделаю и подарю кому­либо?». Вытынание эта техника ажурного вырезания из бумаги, это направление рукоделия более тонкая работа.  Поэтому эту технику использовать лучше в работе   с   воспитанниками   у   кого   развита   мелкая   моторика.   Вырезание канцелярским   ножом   или   маникюрными   ножницами     может   сразу   не получиться у ребёнка. Поэтому эта работа  должна с начало индивидуальной  быть.  Бисероплетение ­ создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут   быть   картины,   украшения,   игрушки,   подушечки,   ожерелья   и   колье, цветы и деревья. Популярность бисер приобрёл в силу своих качеств,  малый размер, высокая художественная выразительность (обширная цветовая гамма, бесцветный (прозрачный), матовый бисер, бисер любых оттенков и тонов. Бисероплитение – это одно из увлекательных занятий. Хорошо, если оно надолго захватит внимание детей. Ведь мелкая  моторика нужна не только детям,   но   и   взрослым.   Кроме   того   бисероплитение   успокаивает,   снимает напряжение и стрессы. Вот так простая игра в духе Монтессори может стать надёжной   палочкой­выручалочкой   на   всю   жизнь.   Но   начинать   нужно   с предлагается: простого.   Перед   работой   с   бисером     ребёнок   должен познакомиться   с   бусинами,   поиграть   с   ними   привыкнуть   к   ним   на   ощупь различать   цвету, размеру и т. п. Для того, чтоб взять маленькие бусинку, нанизать  её на ниточку или даже просто переложить  в другую коробочку, нужно виртуозно владеть рукой. А это значит, что тренируясь, ребёнок не только учится управлять своим телом, но и совершенствует интеллект. А для детей инвалидов эта тема актуальна как некогда. Перед началом занятий, можно детей ознакомить с крупными бусинами, фасолью, горох, игра в мешочек, найди,   назови. Перебери по цвету, найди пару,  подбери большой маленький.  Детям у кого слабо развиты мускулатура кисти необходимы физ­ минутки:   «Бусинки – горошки ­ покатаю я в руках бусинки горошки. Станьте ловкими скорей пальчики ладошки (дети делают движения руками, катая карандаш или крупные бусины).   Для темы занятия, например:   «Бусы   для   куклы   Даши»   можно   найти   к   каждому   свой   приём изготовления (низания бусин, пуговиц, и т.д.). Проводя занятие на эту тему, тестируем на умелость руки, выявляем, у кого зрение и тактильные ощущения слабо развиты, те нанизываю специальной деревянной иглой пуговицы, другие на шнурок, нанизывают крупные бусины, например:   от   старых   счёт.   Дети,    у   которых   хорошее   зрение   и   хорошо развита   ручная   умелость,   работают   иглой,   нанизывая   большие   пуговицы, чередуя   с   разными   по   цвету   кусочками   ткани.   А   остальные   нанизывают бусины, на проволоку, а совсем успешные в этом деле дети работают иглой с маленьким ушком и маленькими бисеринками, чередуя по цвету через одну, и т. д. В   творческой   мастерской   применяются   многие   другие   техники,   тем самым   ребёнок   может   выбрать,   что   ему   по   силам   или   больше   нравится, Атласные ленты, декупаж, вышивка, бисероплетение, изонить. Тогда   в том направлении и начинается индивидуальная работа. Всегда сложно начать и понять,   где   ребёнок   может   себя   проявить.   Почувствовать   превосходство своих сил ручного труда. Ведь необходимо создавать ситуацию успеха для начинающих творческих личностей. Всем педагогам, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики ребёнка,   тем   успешнее   будет   формироваться   его   речь.   Недаром   мудрая пословица гласит: «Рука научит голову».  Также   в   мастерской   используется   для   более   сильных   детей   техника «Изонить».   Изонить   ­   это   оригинальный   вид   декоративно­прикладного искусства,   уходящий   корнями   к   народным   мастерам   Англии.   Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Дает понятие о разных углах,  величине,  длине сторон, об окружности, хорде разной длины.  Упражняются в   количественном   и   порядковом   счете.   Закрепляют   знание   направлений: вверху, внизу, слева, справа.  Дает понятие о середине, центре, вершине, крае. Развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать   цвет   к   фону,   научит   различать   толщину   ниток,   изнаночную   и лицевую   сторону   изделия.   Развивает   абстрактное   мышление,   учит   детей владеть иголкой, шилом, ниткой, научит работать с трафаретом.   Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук   под   контролем   глаз.   Воспитывает   усидчивость,   терпение, внимательность, старательность.   Знакомство   с  новым   видом   художественной   деятельности,  прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой   деятельности.   Развивает   активный   и   пассивный   словарь   детей; развивает объяснительную и доказательную речь. Воспитанники  Ипатовского детского дома ­ интерната,   мало знающие или вообще   не   знающие   цифры   и   цвета.   Изучая   тему   изонити,     находим   к каждому ребёнку индивидуальный подход. Чтобы выполнить, хоть один из примеров изонити,   необходимо ориентироваться в заданиях, право – лево, верх   низ.  Для   этого     детям   намечается   так:   тех   карта   нарисована   вверху птичка внизу лисичка, слева луна справа солнце. Они ориентируются либо,  по словам   чередуя   их   либо   по   тех   карте,   которые   изготавливаем   сами.   Где проколы место цифр рисую цветным карандашом жёлтый   ведёт к жёлтому чередуя   с   синим   направляя   по   цветовым   линиям   или   точкам.   Или   рисую плюсик, чередуется  минусом. Все   занятия   можно   начинаю   с   какого­нибудь   обряда:   например использование   смайликов.   На   доске   пишутся   имена   присутствующих,  напротив имён   ставится выбранный смайлик своего данного настроения. Они разные:  одни означают  весёлое настроение другие  грустное, обыкновенное.  После   каждого   занятия   выбираем   смайлик   настроения,   и     добавляем смайлики: я узнал много нового или мне понравилось  занятие или мне не понравилось. Затем обговариваются выбранные смайлики, а почему это так, а что не получилось, а что бы ты хотел и т.п. Для   более  взрослых     применяются   таблица  настроения   за  месяц.  На листке в таблице пишутся имена присутствующих, и напротив чертится, на месяц   ячейки,   в   которых   ребёнок   рисует   в   начале   урока   своё   настроение цветным фломастером, цвет который ему приглянулся, и в конце тоже рисуем полоску настроения (это если дети плохо рисуют). Те, кто может рисовать фигуры или смайлики, определяя настроение мимикой в нутрии фигур или смайликов. И потом тоже беседуем, аргументируем, почему  выбран именно этот цвет.  Цвета имеют свою расшифровку настроения.  В конце месяца или можно   для   первого   раза   в   конце   каждой   недели,   обрабатывать   значения цветового настроения, выявлять, как ребёнок себя чувствует в начале урока на   протяжении   недели   и   в   конце   видно,   что   некоторые   дети   приходят   с плохим или расстроенным настроением. А в конце занятия меняется или нет. Таким   образом,   можно   понять,   какое   занятие   у   ребёнка   вызвало   негатив, следует   еще   наблюдать   за     поведением   каждого   ребёнка,   выявив   причину страха или неуспеха.   Этот опыт поможет подбирать индивидуально приём работы,     усложнять,   отмечать   скорость   усвоения   работы   и   интерес   к материалу. Развитию творческой активности детей инвалидов способствует участие в   выставках   и   различных   конкурсах,   как   на   местном   уровне,   так   и   на всероссийском.  Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных   материалов   и   техник   дети  не   только   глубже   и   полнее познают   действительность,   но   и   приобретают   жизненно   важные   умения   и навыки,   необходимых   для   разнообразных   современных   профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде   оказывают   огромное   влияние   на   формирование   творческих   сил человека,   раздвигают   рамки   его   представления   о   жизни,   воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"

Статья "опыт работы в творческой мастерской с детьми ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2018