Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
28.01.2017
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев (автор книги «Как организовать проектную деятельность учащихся») – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
этапы проекта.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Выполнила:Петренко Галина Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 7» г. Мегиона
2016 2017 учебный год
Статья:« Организация проектной деятельности младшего
школьника»
Введение.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного
образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении
потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся
школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того,
что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико
ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы
учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу
проектов. Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в
сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был
американский философидеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности –
становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и
умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а
проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из
жизни.
Глава 1. “Анатомия” учебного проекта.
1.1 Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент
системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев (автор книги «Как
организовать проектную деятельность учащихся») – это относительно
высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство
общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных
компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и
учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к
учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности –
с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта,
в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков
и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена
участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта,
является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)
представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как
наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт
– Презентация.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по
крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику
каждого проекта.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного
пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики
России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его
способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто
объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в
Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание
информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно
прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта
остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное
заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)
можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или
одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других
областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное
время и под руководством нескольких специалистов в различных областях
знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между
участниками. Они могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными;
межрегиональными;
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как
правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для
координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и,
следовательно, ориентированы на использование средств современных
компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных
групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной
деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при
участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации
выполняются во внеурочное время.
1.2 Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного
проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача
не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной
деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма
ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с
обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов
– артистических, художественных, конструкторскотехнических,
организационных и т.п.)
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного
существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе
информационных технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Защита на Ученом Совете.
Игра с залом.
Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Прессконференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования. Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебновоспитательный эффект,
обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои
мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты
рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы,
вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как
именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный
материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть
времени, показывается результат практической реализации и воплощения
приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной
демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над
проектом, требует использования определенных знаний и умений по
технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму
проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или
развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 1012 минут)
рассказать о постановке и решении задачи проекта;
демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку
цели и задач проекта, выбранный путь решения;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа
решения;
демонстрировать найденное решение;
анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью
которых отыскивать решение.
Глава 2.Организация проектной деятельности с учащимися начальных
классов.
2.1.Готовность младших школьников к проектной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные
возможности учащихся 710 лет, а также беря во внимание опыт работы,
реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты
организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов,
А.К.Дусавицкий,Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и
др.), эффективность использования того или иного развивающего активного
метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом
обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно
ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем
общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в
психологопедагогической литературе неоднократно подчеркивается, что
“существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных
методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных
возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов”. Кроме того,
в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании
активных методов, постепенного увеличения степени детской
самостоятельности в учебнопознавательной деятельности и уменьшении
различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к
применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной
проектноучебной деятельности младшим школьникам необходима еще и
особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Вопервых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных
умений, лежащих в основе эффективных социальноинтеллектуальных
взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое
мнение, аргументированно его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое
верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети
совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя
формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю
сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание
высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной
деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная
“интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной
характеристики, включающей в себя:
развитие аналитикосинтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных,
составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий,
так и названных качеств мышления, осуществляется с 1го по 4й класс в
русле работы над становлением у учащихся центрального психического
новообразования младшего школьного возраста теоретического мышления,
через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы
обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников
друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к
эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой,
содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной
деятельности, которая способствует формированию у детей следующих
необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс
решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
2.2 Особенности проектной деятельности с младшими школьниками.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить
следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный
мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются
критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы
совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее
с нарастанием ученической самостоятельности);
информационнооперационный (ученики: собирают материал, работают с
литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является
информационным источником);
рефлексивнооценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса
работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель
выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на
разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать
самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста,
а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы
бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность
учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно
представить в следующей схеме:
1й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2й и 3й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и
последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом
этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь
есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению
задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль
учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего
того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме,
прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет
сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором,
аналитическим мышлением.
Большую помощь в организации проектов осуществляют родители. Роль
родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы
детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором
информации. В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители
проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются
равноправными партнерами. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной,
чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какойлибо
теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом,
учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта
должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы
вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная
инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только
близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из
проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель
и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной
работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом,
погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех
психологопедагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то
необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой
группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом
же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно
может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий
этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать “малюсеньким
наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень
самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не
хватает знаний, какихто умений, наступает благоприятный момент для
подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход
деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения
ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для
завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со
стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом
является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать
прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема,
какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко
охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения
и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе
презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически
связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать
структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и
воспитательный эффекты были максимальными.
В процессе проектной деятельности у младших школьников, по мнению
И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинноследственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других
умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают
поставленной цели.
«Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию
исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в
урочной, так и во внеурочной деятельности.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их
творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность
реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и
самосовершенствования. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой,
рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской
деятельности.
Психологический контроль. Одна из задач учителя – поощрять творческие
проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они
не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача
учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а
поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем
не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше.
Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить
в себя.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым
относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель,
стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий
определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по
исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям
должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само
исследование быть посильным, интересным и полезным.
Совместная работа взрослых и детей. В процессе работы над проектами и
исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного
характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над
проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо
детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность
предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –
взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего
школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости,
удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений
между родителями, детьми, учителями».
Список литературы.
1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М., 2005.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2011.
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Статья:« Организация проектной деятельности младшего школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.