Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология
Взрослым
24.01.2017
Статья поможет учителям начальных классов понять природу ошибок, которые часто делают их ученики в письменной речи. Статья содержит информацию о дисграфии, о видах дисграфии, признаках и симптоматики дисграфии, этапах по преодолению нарушений письменной речи, о причинах и нарушениях чтения и письма.Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пузырева АВ статья.doc
Анна Витальевна Пузырева
учительлогопед, педагогдефектолог МБОУ СШ № 2 Советского района г.
Красноярска
ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У
УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дисграфия, нарушения письменной речи, учащиеся младшего школьного
возраста
На современном этапе нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия) у
детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим
разнообразный и сложный патогенез. Неполноценность одновременно
нескольких звеньев, составляющих функциональный базис чтения и письма,
приводит к избирательным тяжелым и довольно стойким их нарушениям.
Сложившаяся ситуация имеет социальный эффект, который проявляется в
уровне грамотности граждан, влияющий на благосостояние государства
(научный и культурный потенциал). Учитывая значимость данной проблемы в
США, Англии, Франции, Чехии и др. разработаны и реализуются
национальные программы борьбы с подобными расстройствами.
Логопедическая работа по преодолению нарушений письменной речи носит
дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его
симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. В
научной литературе имеется ряд работ (И.Н.Садовникова, А.Ф.Спирова,
Л.Н.Ефименкова, А.В.Ястребова), посвященных коррекции нарушений письма
учащихся общеобразовательных школ. Также имеются работы (О.Б.Иншакова,
А.Н.Корнев, Р.Е.Левина), в которых представлен анализ некоторых
механизмов нарушения письма. В тоже время многие теоретические вопросы
трудностей обучения письму остаются недостаточно изученными. В большинстве исследовательских работ по решению данной проблемы
разрабатывался вопрос об усвоении учащимися моторных навыков письма,
правописания и пунктуации, в то время как процесс развития письменной
речи как деятельности построения семантически целостных текстов
оставался недостаточно изученным: не достаточно изучены условия,
влияющие на процесс усвоения письменной речи школьниками, в том числе
не выделен состав действий, обеспечивающих ее функционирование как
специфической формы речи. Изучение особенностей речевой деятельности
учащихся младших классов обнаруживают недостаточный уровень
сформированности устной речи, который проявляется в затруднении в
самостоятельном построении связного текста, адекватно выражающего их
мысли и чувства.
Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью высших психических функций, участвующих в
процессе письма. По мнению многих учёных, дисграфия составляет
значительный процент среди нарушений речи, встречающихся у учащихся
массовых школ, которое препятствует овладению учениками грамотой на
начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более
поздних.
В конце XIX и начале XX в. существовали две противоположные точки
зрения: одни авторы считали, что нарушение чтения и письма является одним
из компонентов умственной отсталости, другие указывали, что в патологи
чтения и письма отсутствует связь с умственной отсталостью. Наиболее
популярная стала теория о том, что в основе патологии лежит то, что у
ребёнка неполноценны зрительное восприятие и память изза дефекта
зрительных образов слов и отдельных букв [1].
Невропатолог Н.К.Монаков впервые связал дисграфию с нарушениями устной
речи, с общим характером речевого расстройства или афазией [7]. В исследованиях Е.Иллинга отмечается ряд процессов, которые нарушаются
при патологии чтения и письма:
овладение оптическим единством буквы и акустическим единством
1)
звука;
2)
3)
4)
5)
6)
соотнесение звука с буквой;
синтез букв в слово;
способность расчленять слова на оптические и акустические элементы;
определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
понимание прочитанного.
В некоторых исследованиях отмечается, что затруднения у детей при
обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при
повреждениях головного мозга, так как основное затруднение у детей
проявляется в том, что они не способны составлять из букв слова [6].
В работах С.С.Мнухина отмечается, что нарушения чтения и письма
сопровождаются другими расстройствами, которые сопровождаются рядом
наследственных факторов: (алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей,
родовые травмы) [9].
В 30х годах XX столетия М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, в нарушениях чтения и
письма нашли определенную зависимость между этими нарушениями, с одной
стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой. Так, М.Е.Хватцев
связывал нарушения письменной речи с нарушениями звукопроизношения.
Причины нарушения чтения и письма являются сходными. У детей с
дисграфиейвыявленанесформированность: зрительного анализа и синтеза,
звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления
предложений на слова, лексикограмматического строя речи, расстройства
памяти, внимания.
Одним из исследователей выделены следующие причины нарушений чтения и
письма:
1) социальноэкономического характера:
слабая готовность ребенка к школе;
нерегулярность школьного обучения;
недостаточное внимание к развитию ребенка в семье;
двуязычие в семье;
неправильная речь окружающих, аграмматизмы;
ослабленное здоровье;
неблагоприятная семейная обстановка;
нарушения обусловлены органическим повреждением корковых зон
2) психофизического характера:
головного мозга, участвующих в процессе письма и чтения;
переключения с одного вида деятельности на другой, трудности в
несформированность слухового внимания и памяти; трудности во время
несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти; дети
воспроизведении предложения из 45 слов.
допускают большое количество ошибок при списывании несформированность
пространственного восприятия;
затруднение в слоговом и звукобуквенным анализах (пропуски букв,
недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами,
ошибки на письме, смешение элементов некоторых букв (бд, тн, иу);
несформированность фонематического восприятия; у детей происходит
перестановки букв или слогов внутри слова, глубокое искажение слова,
слитное написание слов, произвольное деление слов);
трудности в различении звуков, на письме и при чтении начинает смешивать
несформированность фонематического слуха; у ребёнка появляются
несформированность слухового восприятия; дети не могут использовать
буквы по звонкости и глухости, по акустико – артикуляторному сходству;
заученное правило на письме.
ребёнка происходят трудности в структурном построении, не формируется
умение пользоваться грамматическими связями слов в предложении, запас
при отставании в развитии лексикограмматической стороны речи; у
очень беден и ограничен обиходно бытовыми рамками; трудности в
образовании новых слов. Классификация дисграфии осуществляется с учетом нарушенных
анализаторов, психических функций. О.А.Токарева выделяет три вида
дисграфии:
1)
акустическаядисграфия
недифференцированность слухового
восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Признаками
нарушений являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих
звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного
звукопроизношения на письме;
2)
оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных
впечатлений и представлений (отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с
определенными звуками). Нарушения проявляются в различном восприятии
букв вследствие неточности зрительного восприятия. В сложных случаях
ребенок пишет только отдельные буквы. У левшей, так называемое зеркальное
письмо (слова, буквы элементы букв пишутся справа налево).
3)
моторнаядисграфия – затруднение в движении руки во время письма,
нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами
[21].
Однако, выделенные ранее виды дисграфии также не удовлетворяют
современным характеристикам нарушений, которые описаны в научных
исследованиях нарушений письма. Так,
дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического
1)
слуха (при этом виде списывание сохранно).
2)
дисграфия на почве нарушения произносительного ритма, по мнению
М.Е.Хватцева в результате расстройства произносительного ритма на письме
появляются пропуски гласных, слогов, окончаний (ошибки могут быть
обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо
искажениями звукослоговой структуры слова).
3)
оптическаядисграфия вызывается нарушением или недоразвитием
оптических речевых систем в головном мозге (ошибки могут быть
обусловлены нарушением формирования зрительного образа буквы, слова). дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах,
4)
искажениях структуры слова, предложения (ошибки могут быть на фоне
распада устной речи вследствие органического поражения головного мозга).
5)
языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическаядисграфии.
распознавания (дифференциации фонем), на основе нарушения
Признаки дисграфии проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в
процессе письма:
искажения и замены букв;
искажения звукослоговой структуры слова;
нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
аграмматизмы на письме.
Дисграфия так же может сопровождаться и неречевой симптоматикой:
неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности,
восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при коррекционно
логопедическом воздействии постепенно симптоматика нарушений
письменной речи у учащихся младшего школьного возраста уменьшается, в
связи с этим очень важно выбрать правильные методы и приемы
коррекционного воздействия.
Библиографический список
1)
Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и
его коррекция: учебнометодической пособие для психологов, учителей
классов коррекционноразвивающего обучения, логопедов и методистов по
КРО. Воронеж: 2000.
2)
Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как
социальнопедагогическая проблема// Вестник ТГПУ. Выпуск №1. 2014.
С.112 – 115.
3)
Козырева О.А. Развитие правового регулирования образовательных
гарантий для лиц с ОВЗ// Современная наука: актуальные проблемы теории и
практики (Серия экономика и право) № 56 2015. С. 8790 Брюховских Л.А., Козырева О.А. Лексическое развитие ребенка в
4)
онтогенезе// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики
(Серия гуманитарные науки) № 56 2015. С. 3840
5)
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников: Учебнометодическое пособие. –
СПб.: Издво «СОЮЗ», 2001.
6)
Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ Ред.
сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. –М.: АРКТИ, 2005.
7)
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб.
заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5е изд., перераб. И доп. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Логопедические занятия со школьниками (15 класс): Книга для
8)
логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.,
Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. СПб.: КАРО, 2006.
9) Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей: Из опыта раб. – СПб.: Фирма
«Стройлеспечать», 1995.
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья: ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.