Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")
Оценка 4.6

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Оценка 4.6
Лекции
docx
изобразительное искусство
2 кл—6 кл
12.02.2017
Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")
Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского предусматривает обучение учащихся через художественные образы. Это дает возможность развиваться " вширь и вглубь" для начинающих рисовать.Они по - своему подходят к процессу отображения увиденного, их восприятие более чуткое и непосредственное, дети - губка, которая быстро впитывает все через беседу,игру и прочее...
УРОК ИЗО.docx
Особенности изобразительного обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Искусство – мыслит образами».   К изобразительно­выразительным средствам искусства относятся: линия, пятно, форма,  пропорции, свет и тон, цвет, объем, фактура материала, пространство, композиция. В  каждом виде, часто даже жанре искусства эти первоэлементы языка складываются в разные  образные системы. Без обучения профессиональному мастерству, без овладения основами  изобразительной грамоты невозможно говорить об обучении искусству. Знание системы  изобразительно­выразительных средств является твердой почвой, которая позволяет грамотно  сформулировать учебную задачу, выстроить содержание урока, а также определить условия,  требования, ограничения и критерии оценки конечного результата. Оригинальная  эстетико ­ поэтическая форма воплощения –художественный образ через  который поддерживается связь , того что хотел передать художник (например, три богатыря —  образ земли русской; тонкая рябина — образ женского одиночества). С помощью  художественного такого образа искусство передает многозначную информацию о мире.  Собственно говоря, искусство   и мыслит образами. Мышление художника ассоциативно,  эмоционально насыщенно наполнено образами, это его стиль действия , воплощения. В его  воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое  он хочет вложить в создаваемое произведение. Искусство не просто отражает реальную жизнь, как бездушное зеркало, а воплощает ее так, как  видит, чувствует, понимает человек. Человек каждый предмет или явление рассматривает с  точки зрения его значения для собственной жизни, жизни других людей и окружающего мира. В  художественном образе действительность преображается, и один и тот же смысл может быть  воплощен в самых разнообразных образах. Можно рассматривать художественный образ  как единство объективного и субъективного, поскольку он одновременно объективно  и отражает  жизнь, и субъективно ее преломляет. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Рассмотрим портрет Федора Ивановича  Шаляпина, выполненный Б.М. Кустодиевым (А). Фигура певца изображена на фоне русской зимы, ярмарки. Шаляпин здесь — русский человек, барин, купец (Кустодиев сам попросил певца  позировать в шубе). Другой портрет Шаляпина, исполненный А.Я. Головиным (Б), показывает не  столько человека вообще, сколько артиста в роли Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь».  Головин передает красоту именно сценического образа. Зрителю представлен образ артиста,  который сам играет роль, то есть находится в образе Олоферна: мы видим как бы двойной  художественный образ. В   художественном   образе   происходит   соединение субъективных   и   объективных   элементов   не   только   с   деятельностью   художника,   но   и   с особенностями зрительского восприятия, когда зритель как бы воссоздает в своем сознании то, что заключено в художественном произведении, то есть когда происходит процесс сотворчества. Кроме того, разные эпохи представляют различные трактовки того или иного произведения  искусства. Художественный образ характеризуется сочетанием эмоционального и рационального. Искусству необходимы эмоции, и художник знает, как передать их зрителю. Однако его труд заключается  также в предугадывании степени воздействия художественного произведения. Причем художник здесь часто не только полагается на свою интуицию, на природу своего таланта, но и  сознательно организует свое произведение так, чтобы наиболее оптимально, целостно  воздействовать на человека. «Поэт знает, что он мог написать иначе, — замечает Ю.М. Лотман,  — для читателя в тексте, воспринимаемом как художественный, случайного нет. Читателю же  свойственно считать, что иначе не могло быть написано...» Художественный образ — единство типичного, обобщенного и индивидуального. Художник выступает чутким наблюдателем, для того чтобы найти тот тип, который выразит  сущность интересующих его явлений и раскроет художественный замысел произведения  искусства. Обобщая, обозначим составляющие художественного образа: 1) самодвижение, саморазвитие; 2) многозначность, недосказанность; 3) единство единичного и общего; 4) единство мысли и чувства; 5) единство объективного и субъективного; 6) неповторимость, оригинальность. Художественный образ — действительно  весьма многогранное понятие. Художественным  образом может быть как отдельный кадр в кинофильме, отдельный эпизод в книге или  отдельная сцена в спектакле, так и все произведение в целом. Бытие художественного образа  проявляется на двух уровнях: один из них связан с его материалом, поскольку обобщенный смысл  отраженной действительности воплощен в красках, камне, дереве, кинокадре и пр.; другой  уровень можно определить как художественную форму, то есть композиционное устройство  художественного образа. Художественный образ создается в единстве формы и материала.   Попробуем выявить приемы обучения ­ К приемам обучения изобразительному искусству можно отнести: упражнение ( прорисовка  мелких деталей, отдельных элементов), рассказ ( через рисунок ), беседу ( по  созданному  рисунку можно составить вопросник), игру(развитие творческого воображения). Выполнение упражнений позволяет учащимся вырабатывать графические и живописные умения  и навыки. К умениям и навыкам, формируемым на уроках изобразительного искусства, относятся  также умения определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности и  передавать в рисунках эмоционально­эстетическое отношение к ним. Рассказ — необходимый прием обучения искусству. Современные технические средства  обучения, всевозможные пособия на основе новых информационных технологий позволяют  превратить рассказ в настоящее художественное произведение и предоставляют широкие  возможности для его применения на разных этапах урока . В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями русского и  зарубежного искусства, учатся адекватно выражать свое отношение к ним, выделять наиболее  важные особенности формы, содержания, средств художественной выразительности в  творчестве художников и др. Дидактическая игра способствует активизации познавательной деятельности и творческого  воображения учащихся, облегчает понимание материала, способствует применению знаний на  практике.  Примером может послужить тема урока 2­го класса : « Линия , как средство выражения. Ритм  линий. Ритм пятен, как средство выражения Изучение изобразительного искусства как особого языка начинается во 2­м классе. В I четверти  дети, изучая красоту и выразительность линии, рисуют на белом листе деревья и пейзажи тушью или черной ручкой (3, 5). В III четверти они учатся видеть красоту в природе и создают эскизы  кружевных узоров В IV, знакомясь с характером линий, изображают ветки с определенным характером и  настроением. В IV четверти, изучая тему «Ритм пятен как средство выражения», дети в игровой форме  получают элементарные знания о композиции, узнают, как от изменения положения на листе  одинаковых пятен может измениться и содержание композиции (А.А. Рылов. В голубом  просторе) (8). Дети очень любят работать в технике аппликации, они создают ритмическую композицию  «Птицы в небе». Задание может быть выполнено в технике аппликации, но можно предложить  ребятам приклеить птиц в ранее нарисованный гуашью пейзаж. В подготовленном пейзаже небо  должно занимать большую часть листа, а деревья изображаются таким образом, чтобы на небе  осталось место для летящих птиц. Роль учителя( показать на доске , как  по­разному можно  расположить птиц на листе, и объяснить, как вырезать птицу из сложенного пополам кусочка  черной (темной) бумаги). Перед тем как приклеить вырезанных птиц, дети должны поиграть с  ними, двигая их по листу, и таким образом найти наиболее удачный вариант композиции (9, 10). 6­й КЛАСС Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения В 6­м классе учащиеся знакомятся с искусством изображения как средством художественного  познания мира и изучают особый язык изобразительного искусства. В начале учебного года  ребята вспоминают, с какими видами изобразительного искусства они уже знакомы (живопись,  графика, скульптура) и какими художественными материалами пользуются художники, а затем  выполняют простейшие задания­упражнения, используя различные материалы. В начале учебного года школьники вспоминают выразительные возможности графических  материалов и создают рисунок гелевой ручкой или тонкими фломастерами с использованием  разнообразных штрихов. Эти упражнения могут также стать частью коллективной работы. В первом задании штриховку наносят на обведенную на листе ладонь (с таким заданием  справится даже самый слабый ученик). Из таких вырезанных ладошек можно потом составить  коллективную работу «Дерево класса» или «Букет класса» к Дню учителя (11). Таким же  способом могут быть нарисованы фантастические деревья (12, 13), из которых можно собрать  коллективную работу «Заколдованный лес». Дети должны понять, что любое, даже самое  незначительное на первый взгляд задание может превратиться в интересную творческую работу. Второе задание выполняется черной гелевой ручкой на листе формата А4. Используя линии и  штрихи, ученики зарисовывают с натуры травянистые растения или веточки (14). Работа  выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания. У современных детей почти  отсутствует умение замечать красоту того, что не двигается на экране. Зарисовка растений дает  возможность увидеть неброскую прелесть засушенной травинки, учит восхищаться неповторимой красотой природы, результатами своего труда и труда всего класса. Из отдельных рисунков  может быть собрана коллективная работа (15), но каждая индивидуальная графическая работа  уже представляет собой небольшое произведение искусства, и задача учителя — объяснить это  детям. Черной гелевой ручкой можно рисовать и по акварельному фону. Простейшая монотипия (вид  печатной графики, в котором с каждой пластины получается только один отпечаток) «Морское  дно» выполняется за два урока, причем справиться с таким заданием может любой ученик, тем  более что похожее задание выполнялось уже в 1­м классе. Во II четверти 1­го класса дети  знакомились с техникой монотипии, изображая рыбок гуашью и украшая их. На листе формата А4 получались необычные отпечатки, которые затем дорисовывались черным фломастером (16). Для получения отпечатка можно использовать валик, дощечку из пластмассы, линолеум и  типографскую краску. А можно нанести краску обычной кистью на плотный лист бумаги, затем,  положив сверху второй лист, хорошо прогладить его ладонью. Такой процесс получения  изображения доставляет много радости и малышам, и ученикам 6­го класса, но если  первоклассники рисовали только рыбку, то теперь они выполняют более сложное задание,  изучая форму водорослей и ракушек, более тщательно прорисовывая рыб и рассказывая при  помощи штриховки об обитателях морского дна (17). В 6­м классе уроки ИЗО посвящены подробному изучению изобразительного искусства в жизни  человека. Дети должны узнать о жанрах изобразительного искусства; об основных средствах  художественной выразительности и о разных художественных техниках. В I четверти, изучая  тему «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», ребята знакомятся с ролью  пятна в изображении и его выразительными возможностями, а также рассматривают  композицию как ритм пятен. Это позволяет не только повторить тему, уже изученную в  начальной школе, но и выполнить более сложное и интересное задание, связанное с изучением  истории искусства. Перед началом практической работы на тему «Первобытная фреска» учитель рассказывает об  особенностях искусства каменного века, об истории открытия рисунков древнего человека, о  наскальных изображениях в Европе, Африке и России.

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")

Статья: Основы изобразительной грамоты."Искусство мыслит образами" ( ИЗО - 2, 6 класс "Выразительные возможности линий")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017