В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой школе. В современном мире ярко выражена тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования в области образования является реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Следовательно,в современной школе основной задачей становится создание комфортных условий для таких детей.
Григоревская Галина Дмитриевна
учитель начальных классов
Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области
Еремина Татьяна Владимировна
педагогпсихолог
Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОВЗ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
В законе «Об Образовании в Российской Федерации», говорится, что в целях реализации
права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ст. 5). Одной из форм такого образования является
инклюзивное образование.
Что же такое инклюзивное образование? Инклюзия на сегодняшний день – это самая
развитая, гуманная, самая эффективная система образования, которая рассчитана на
совместное обучение и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его
здоровья, как физического, так и умственного.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных
условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном
образовании.
Министерство образования и науки концентрирует внимание на том, что в школах
образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ, методов обучения,
учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые
позволяли бы проводить коррекционные занятия.
Дети, которые имеют ограниченные возможности здоровья, принимаются на обучение
по адаптированной образовательной программе только с согласия их родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии.
Школьный психологомедикопедагогический консилиум осуществляет мониторинг
динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, а также
подбор коррекционных мероприятий.
1Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном
учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной
программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию.
Психологопедагогическое сопровождение обучающихся в образовательном
учреждении осуществляется по трём основным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка,
динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социальнопсихологических условий для развития личности каждого
ребенка, для успешности его обучения.
3. Создание специальных социальнопсихологических и образовательных условий для
сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья школы определены конкретные формы и содержание
работы: комплексная диагностика,
развивающая и коррекционная деятельность,
консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного
процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной
образовательной программы.
Существует четыре варианта организации учебного процесса для детей с ОВЗ. В
первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными
сверстниками в те же самые календарные сроки. В этом варианте дети с ограниченными
возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку
педагогов, психологов. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в
классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной индивидуальной программе.
Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии. И
четвертый вариант предполагает разработку специального стандарта, согласно которому
ребенок будет обучаться индивидуально.
На уроках для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо
учитывать принцип доступности изложения материала, а с другой стороны, не допускать
излишнего упрощения. Содержание становится эффективным средством активизации учебной
деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным
возможностям детей и их потребностям. Основной задачей учителя является отбор
содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям
учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в
практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно
иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно
коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. [2]
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с
задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат
элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже
2сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
В успешном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья играет большую роль
мотивация. Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные факты.
Выяснилось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта
обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора
в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении
этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие
учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. [3]
В ходе урока учитель должен использовать различные методы и приемы обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно
использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Применение при выполнении заданий сигнальных карточексигналов.
2. Использование интерактивной доски.
3. Карточкипамятки (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4. Использование игровых ситуаций.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,
развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса,
развития связной речи.
7. Рефлексия.
8. Здоровье сберегающие технологии.
Применение активных методов и приёмов обучения способствует повышению
познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, активно
вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Школа должна стать для
таких детей комфортной, безопасной средой, где каждый сможет раскрыть свои способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы,
поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2015.
2. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. Санкт – Петербург, 2003.[Психология детей
с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2010.
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного
образования. Пер. с англ.И.С.Аникеева,Н.В.Борисовой. М., 2011.
3