Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
26.06.2019
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой школе.На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов, на образование. Следовательно, в современной школе основной задачей становится создание комфортных условий для обучения детей с ограниченными возможностями.
Григоревская Г.Д, Еремина Т.В._статья.docx
Григоревская Галина Дмитриевна
учитель начальных классов
Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области
Еремина Татьяна Владимировна
педагогпсихолог
Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОВЗ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема инклюзивного обучения детей в
массовой школе.
На современном этапе развития общества обозначилась
реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число
детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших
направлений государственной политики Российской Федерации в области
образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей инвалидов, на образование.
Следовательно, в современной школе основной задачей становится создание
комфортных условий для обучения детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова:
сопровождение детей с ОВЗ, методы и приемы обучения.
инклюзивное образование, психологопедагогическое
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми
или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в
полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех
людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать
1 наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная
адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном
школьном образовании.
Каждый ребенок особенный, в этом нет сомнения, но всё же есть дети, о
которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его
способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение
по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психологомедико
педагогической комиссии».
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет
школьный психологомедикопедагогический консилиум.
Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС
НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена
на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям
с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в
физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Психологопедагогическое
сопровождение
обучающихся
в
образовательном учреждении осуществляется по трём основным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса
ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2 2. Создание социальнопсихологических условий для развития личности
каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социальнопсихологических и образовательных
условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся
с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы:
комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность,
консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников
образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке
компонентов индивидуальной образовательной программы.
На уроках для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать принцип
доступности изложения материала, а с другой стороны, не допускать излишнего
упрощения. Содержание становится эффективным средством активизации
учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим,
интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Основной задачей
учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и
адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм
организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе
считаются объяснительно
учителя с учащимися,
иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный,
имеющими ОВЗ,
информационнокоммуникационный; методы контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно
детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в
основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно
только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень
собственной
активности.
их
В успешном обучении детей с ОВЗ играет большую роль мотивация.
познавательной
3 Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные
факты. Выяснилось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем
значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может
играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких
способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не
работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного
мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель должен использовать различные методы и приемы
обучения. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Применение сигнальных карточек при выполнении заданий. Дети
выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут
использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся,
выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их
заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование интерактивной доски.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску
основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4. Восприятие материала с использованием игровых ситуаций.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в
ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти,
активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Рефлексия;
8. Здоровье сберегающие технологии.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,
активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
4 самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Обучение детей с особыми
потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать
пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по
отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей
комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и
раскрыть свои способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и
наука», 2015.
2. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. Санкт – Петербург, 2003.
[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2010.
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и
инклюзивного образования. Пер. с англ.И.С.Аникеева,Н.В.Борисовой. М.,
2011.
5
Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.