Статья "Особенности инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой школе

  • Особые потребности
  • docx
  • 26.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой школе.На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов, на образование. Следовательно, в современной школе основной задачей становится создание комфортных условий для обучения детей с ограниченными возможностями.
Иконка файла материала Григоревская Г.Д, Еремина Т.В._статья.docx
Григоревская Галина Дмитриевна учитель начальных классов Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области Еремина Татьяна Владимировна педагог­психолог Россия, г.Белгород, МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ С ОВЗ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ Аннотация.  В  статье   рассмотрена  проблема   инклюзивного   обучения   детей  в массовой   школе.  На   современном   этапе   развития   общества   обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Одним   из   важнейших направлений   государственной   политики   Российской   Федерации   в   области образования   является   обеспечение   реализации   права   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   в   том   числе   детей   ­   инвалидов,   на   образование. Следовательно,  в  современной   школе   основной   задачей   становится   создание комфортных условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Ключевые   слова: сопровождение детей с ОВЗ, методы и приемы обучения.  инклюзивное   образование,   психолого­педагогическое Инклюзивное   образование   –   это   обучение   детей   с   ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и  направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом  они могут достигать 1наиболее   полного   прогресса   в   социальном   развитии.   Именно   социальная адаптация   и   реабилитация   должны   быть   основой   системы   психолого­ педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Проблема   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в условиях   общеобразовательной   школы   является   актуальной   в   современном школьном образовании.  Каждый ребенок ­ особенный, в этом нет сомнения,  но всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей,   а   для   того,   чтобы   обозначить   отличающие   его   особые потребности.  Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей)   и   на   основании   рекомендаций   психолого­медико­ педагогической комиссии». Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого­медико­педагогический консилиум. Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с   ОВЗ   в   освоении   образовательной   программы,   коррекцию   недостатков   в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Психолого­педагогическое   сопровождение   обучающихся   в образовательном учреждении осуществляется по трём основным направлениям: 1.   Систематическое   отслеживание   психолого­педагогического   статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. 22. Создание социально­психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения. 3. Создание специальных социально­психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ. В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с   ОВЗ   школы   определены   конкретные   формы   и   содержание   работы: комплексная   диагностика,   развивающая   и   коррекционная   деятельность, консультирование   и   просвещение   педагогов,   родителей,   других   участников образовательного   процесса,   деятельность   по   определению   и   корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.   На   уроках     для   учащихся   с   ОВЗ   необходимо   учитывать   принцип доступности изложения материала, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения.   Содержание   становится   эффективным   средством   активизации учебной   деятельности   в   том   случае,   если   оно   соответствует   психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Основной  задачей учителя   является   отбор   содержания   в   каждой   конкретной   ситуации   и адекватных   этому   содержанию   и   возможностям   учащихся   методов   и   форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе   считаются   объяснительно­ учителя   с   учащимися, иллюстративный,   репродуктивный,   частично   поисковый,   коммуникативный,   имеющими   ОВЗ, информационно­коммуникационный;   методы   контроля,   самоконтроля   и взаимоконтроля. Увеличивать   степень   самостоятельности   учащихся   с   ОВЗ,   а   особенно детей   с   задержкой   психического   развития   и   вводить   в   обучение   задания,   в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень   собственной   активности. их В   успешном   обучении   детей   с   ОВЗ   играет   большую   роль   мотивация. познавательной   3Проведенные   исследования   мотивации   обучающихся,   выявили   интересные факты. Выяснилось, что значение мотивации  для успешной учебы выше, чем значение   интеллекта   обучающегося.   Высокая   позитивная   мотивация   может играть   роль   компенсирующего   фактора   в   случае   недостаточно   высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.   В ходе урока учитель должен  использовать различные методы и приемы обучения. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1.   Применение   сигнальных   карточек   при   выполнении   заданий.   Дети выполняют   задание,   либо   оценивают   его   правильность.   Карточки   могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование интерактивной доски.  3.   Узелки   на   память   (составление,   запись   и   вывешивание   на   доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  4. Восприятие материала с использованием игровых ситуаций. 5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.           6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе   занятия,   развития   зрительного   восприятия,   внимания   и   памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 7. Рефлексия; 8. Здоровье сберегающие технологии. Применение   активных   методов   и   приёмов   обучения   повышает познавательную   активность   учащихся,   развивает   их   творческие   способности, активно   вовлекает   обучающихся   в   образовательный   процесс,   стимулирует 4самостоятельную   деятельность   учащихся   с   ОВЗ.  Обучение   детей   с   особыми потребностями   в   массовой   школе —   это   возможность   продемонстрировать пример   толерантного   отношения   детского   и   взрослого   сообщества   по отношению   к   учащимся   с   ОВЗ.   Школа   должна   стать   для   таких   детей комфортной   и   безопасной   средой,   где   каждый   сможет   найти   свое   место   и раскрыть свои способности. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова   И.В.   Образование   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья:   проблемы,   поиски,   решения.   «Педагогическое   образование   и наука», 2015. 2. Защеренская   О.В.   Психология   детей   с   ЗПР.   ­   Санкт   –   Петербург,   2003. [Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2010. 3. Митчелл   Д.   Эффективные   педагогические   технологии   специального   и инклюзивного   образования.   Пер.   с   англ.И.С.Аникеева,Н.В.Борисовой.   М., 2011. 5