В данной статье рассмотрена структура межнациональных отношений, их формы, способы мирного сотрудничества и общения между людьми разной национальной принадлежности, а также культурный плюаризм, который предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Помимо этого в статье описывается причины развития межнациональных конфликтов.
Статья Остроухова В..docx
ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Остроухова В.
г. Невинномысск, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный
гуманитарнотехнический институт»
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют
собой сложное явление. Они включают две разновидности: отношения между
разными национальностями внутри одного государства; отношения между
Формы межнациональных отношений
разными нациямигосударствами.
следующие: мирное сотрудничество, этнический конфликт (от лат. Conflictus
столкновение). Способы мирного сотрудничества довольно многообразны:
1. Этническое смешивание разные этнические группы стихийно
смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате
образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
2. Этническое поглощение (ассимиляция) представляет собой почти
полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.
Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов создание
многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы
каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются
государственными, например, в Бельгии французский, датский и немецкий, в
Швейцарии немецкий, французский и итальянский. В результате формируется
культурный плюрализм (от лат. pluralis множественный), при котором
представители одной национальности добровольно овладевают привычками и
традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм это показатель успешной адаптации
(приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры
1 без ущерба для ценностей собственной. В современном мире просматриваются
две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:
1. Межнациональная дифференциация процесс разъединения,
разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых
разных планах: самоизоляция в целом; протекционизм в экономике; национализм
в различных формах в политике и культуре; религиозный фанатизм, экстремизм.
2. Межнациональная интеграция это процесс постепенного объединения
различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни:
экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС));
транснациональные корпорации (ТНК); Международные культурные и народные
центры; Взаимопроникновение религий, культур, ценностей.
3. Глобализация это исторический процесс сближения наций и народов,
между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество
превращается в единую политическую систему.
4. Межнациональный конфликт.
В современном мире практически не существует этнически однородных
государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех
государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность
составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75
до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50
до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически
однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или
иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь
складывается далеко не всегда.
Межнациональный конфликт одна из форм отношений между
национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных
претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу,
имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных
столкновений, открытых войн. В мировой конфликтологии нет единого
2 концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. В основном
анализируются социальноструктурные изменения контактирующих этнических
групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть
подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с
опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия,
но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим
Исследователи,
опирающиеся на коллективные действия,
агрессией.
концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть,
ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа
врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей
этнических групп, идеологии мира или вражды.
В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов,
«наследуемой
препятствующих общению,
воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или
«мессианстве» русских,
нельзя «иметь дело». Большим влиянием на Западе пользуется концепция
«столкновения цивилизаций» американского исследователя С.Хантингтона. Она
объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного
терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской,
буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи
западной цивилизации либерализм, равенство, законность, права человека,
рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений
между представителями разных национальностей выступает этноцентризм это
совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по
отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой, это
уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция
отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в
3 их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей
другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает
неадекватное чувство опасности, угрозы. Современные социологи предлагают
следующую классификацию причин межнациональных конфликтов: социально
экономические неравенство в уровне жизни, различное представительство в
престижных профессиях, социальных слоях, органах власти; культурно
языковые недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства,
использование его языка и культуры в общественной жизни;
этнодемографические быстрое изменение соотношения численности
контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне
естественного прироста населения; экологические ухудшение качества
окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных
ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы;
экстерриториальные несовпадение государственных или административных
границ с границами расселения народов; исторические прошлые
взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господстваподчинения и
т. д.); конфессиональные изза принадлежности к разным религиям и
конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения;
культурные от особенностей бытового поведения до специфики политической
культуры народа.
Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:
этнодемографический;
этнотерриториальный;
государственноправовой;
социальнопсихологический. Межэтнические конфликты не возникают на
пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг
привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается
у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей
смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых
4 отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний,
выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социальнопсихологического фактора реализуется
следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как
целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на
уровне социального восприятия ситуации происходит социальная
идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются
механизмы социальнопсихологической защиты в виде процессов
внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления
единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них»,
«чужих». Эти процессы могут привести к национализму.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio народ) идеология и
политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических,
социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости,
местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в
межнациональную вражду. Виды национализма: этнический борьба народа за
национальное освобождение, обретение собственной государственности;
державногосударственный стремление наций воплотить в жизнь свои
национальногосударственные интересы, нередко за счет малых народов;
бытовой проявление национальных чувств, враждебное отношение к
инородцам, ксенофобия (гр. xenos чужой и phobos страх).
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму
шовинизм (фр. chauvinisme термин происходит от имени Никола Шовена,
литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда»)
политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая
исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов
интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а
зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между
5 людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный
экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид
(от лат. genos род и caedere убивать) преднамеренное и систематическое
уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или
религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий,
рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Примером геноцида является холокост массовое уничтожение гитлеровцами
еврейского населения во время Второй мировой войны. Объединение группы по
этническому признаку происходит на основе предпочтения своих
соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства
национальной солидарности; защиты территории проживания и возрождения
чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
требований о перераспределении дохода в пользу «своих»; игнорирования
законных потребностей других групп населения на данной территории,
признаваемых «чужими».
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового
массового действия наглядностью и самоочевидностью общности (по языку,
культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором
состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором
является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При
этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа
приобретает как бы самостоятельное существование и психологически
Когда
возвращает социальные отношения в историческое прошлое.
сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на
ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях
социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей,
национальноэтнические цели и идеалы становятся ведущими социально
6 психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому
процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться
в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует
удовлетворение базовых социальнопсихологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения)
конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие
социальнопсихологические закономерности: уменьшение объема коммуникации
между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение
агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как
оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
искаженное восприятие информации друг о друге; выработка установки
враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его
дегуманизация, т.е, исключение из рода человеческого, что психологически
оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при
достижении своих целей; формирование ориентации на победу в
межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или
уничтожения другой стороны. В острых конфликтных ситуациях одной из
первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация
конфликта: прекращение насилия, организация диалога между сторонами
конфликта, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных
представителей каждой стороны, лучше всего государственных органов.
Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя
бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой
оценке.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры,
борьба этнических меньшинств за
стремление к суверенизации;
самоопределение, создание независимого государственного образования;
дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных
7 переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.
Существует несколько путей разрешения межнациональных проблем:
признание межнациональных проблем и решение их методами национальной
политики; осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение
культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации
прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их
национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее
проявление национального недоверия, вражды; использование экономических
рычагов для нормализации этнополитической ситуации; создание в регионах со
смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры
национальные общества и центры, школы с национальнокультурным
компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной
культуры; организация эффективно действующих международных комиссий,
советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Облик СевероКавказского региона составлен из культур многих народов
и этнических групп (на КМВ, например, более 100 этнических групп), которые
сложились в органичное единство, но сохраняют этническое своеобразие и
ислам,
конфессиональную самобытность (православие,
григорианство,
католичество, протестантизм). Этнический портрет населения данной
территории сложился таким образом, что общая социальноэкономическая и
политическая стабильность невозможна без согласования этнических интересов
участников всего историкокультурного процесса [1]. Огромную роль в этом
процессе играют этнокультурные общественные организации, к которым можно
отнести различные национальнокультурные объединения. Представители этих
объединений обладают достаточными ресурсами для создания и апробации
межкультурного взаимодействия в процессе
модели межсекторного,
Свои действия представители
формирования дружеских отношений.
национальнокультурных объединений, которые проявляются в культурно
8 просветительской деятельности культурных и образовательных учреждений
должны направлять на привлечение внимания общественности, образовательных
и культурных учреждений, административных структур к проблемам
формирования дружеских отношений в полиэтническом обществе. Особое
внимание должно уделяться проблеме воспитания у людей различных
возрастных и этнических особенностей чувства патриотизма, дружбы и
добрососедства.
1. Сергеев С.И. Особенности регулирования межэтнических отношений на КМВ. Автореферат диссертации.
Краснодар, 2009.
9
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Статья Особенности межнациональных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.