Статья Особенности межнациональных отношений

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 11.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассмотрена структура межнациональных отношений, их формы, способы мирного сотрудничества и общения между людьми разной национальной принадлежности, а также культурный плюаризм, который предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Помимо этого в статье описывается причины развития межнациональных конфликтов.
Иконка файла материала Статья Остроухова В..docx
ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Остроухова В. г. Невинномысск, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно­технический институт» Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности: отношения между разными   национальностями   внутри   одного   государства;   отношения   между   Формы   межнациональных   отношений разными   нациями­государствами. следующие: мирное сотрудничество, этнический конфликт (от лат. Conflictus­ столкновение). Способы мирного сотрудничества довольно многообразны:  1. Этническое   смешивание   ­   разные   этнические   группы   стихийно смешиваются   между   собой   на   протяжении   многих   поколений   и  в   результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. 2. Этническое   поглощение   (ассимиляция)   ­   представляет   собой   почти полное   растворение   одного   народа   (иногда   нескольких   народов)   в   другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.  Самый   цивилизованный   путь   объединения   разных   народов   ­   создание многонационального   государства,   в   котором   соблюдаются   права   и   свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии ­ французский, датский и немецкий, в Швейцарии ­ немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный   плюрализм   (от   лат.   pluralis   ­   множественный),   при   котором представители   одной   национальности   добровольно   овладевают   привычками   и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.  Культурный   плюрализм   ­   это   показатель   успешной   адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры 1без ущерба для ценностей собственной. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:  1. Межнациональная   дифференциация   ­   процесс   разъединения, разделения,   противостояния   различных   наций,   этносов   и   народов   в   самых разных планах: самоизоляция в целом; протекционизм в экономике; национализм в различных формах в политике и культуре; религиозный фанатизм, экстремизм. 2. Межнациональная интеграция ­ это процесс постепенного объединения различных   этносов,   народов   и   наций   через   сферы   общественной   жизни: экономические   и   политические   союзы   (например,   Европейский   союз   (ЕС)); транснациональные корпорации (ТНК); Международные культурные и народные центры; Взаимопроникновение религий, культур, ценностей.  3. Глобализация ­ это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.  4. Межнациональный конфликт.  В современном мире практически не существует этнически однородных государств.   К   таковым   можно   условно   отнести   только   12   стран   (9%   всех государств   мира).  В  25   государствах  (18,9%)   основная   этническая   общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе   приходится   сосуществовать   на   одной   территории,   и   мирная   жизнь складывается далеко не всегда.  Межнациональный   конфликт   ­   одна   из   форм   отношений   между национальными   общностями,   характеризующаяся   состоянием   взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим   тенденцию   к   нарастанию   противоречий   вплоть   до   вооруженных столкновений,   открытых   войн.   В   мировой   конфликтологии   нет   единого 2концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. В основном анализируются социально­структурные изменения контактирующих этнических групп,   проблемы   их   неравенства   в   статусе,   престиже,   вознаграждении.   Есть подходы,   сосредоточивающиеся   на   поведенческих   механизмах,   связанных   с опасениями за судьбу группы, ­ не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим   Исследователи,   опирающиеся   на   коллективные   действия, агрессией. концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы.   Очевидно,   элиты   прежде   всего   ответственны   за   создание,   «образа врага»,   представлений   о   совместимости   или   несовместимости   ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.  В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов,   «наследуемой препятствующих   общению, воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или   ­   «мессианстве»   русских, нельзя   «иметь   дело».   Большим   влиянием   на   Западе   пользуется   концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С.Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма,   конфессиональными   различиями.   В   исламской,   конфуцианской, буддийской   и   православной   культурах   будто   бы   не   находят   отклика   идеи западной   цивилизации   ­   либерализм,   равенство,   законность,   права   человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.  Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм ­ это совокупность   неправильных   представлений   (предубеждений)   одной   нации   по отношению   к   другой,   свидетельствующих   о   превосходстве   первой,   это уверенность   в   правоте   собственной   культуры,   склонность   либо   тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в 3их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой   стороны,   приписывание   ей   враждебных   намерений,   что   порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов: социально­ экономические ­ неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных   профессиях,   социальных   слоях,   органах   власти;   культурно­ языковые   ­недостаточное,   с   точки   зрения   этнического   меньшинства, использование   его   языка   и   культуры   в   общественной   жизни; этнодемографические   ­   быстрое   изменение   соотношения   численности контактирующих   народов   вследствие   миграции   и   различий   в   уровне естественного   прироста   населения;   экологические   ­   ухудшение   качества окружающей   среды   в   результате   ее   загрязнения   либо   истощения   природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы; экстерриториальные   ­   несовпадение   государственных   или   административных границ   с   границами   расселения   народов;   исторические   ­   прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства­подчинения и т.   д.);   конфессиональные   ­   из­за   принадлежности   к   разным   религиям   и конфессиям,   различий   в   уровне   современной   религиозности   населения; культурные ­ от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.  Социологи   выделяют   различные   типы   межнациональных   конфликтов:   этнодемографический;   этнотерриториальный; государственно­правовой; социально­психологический.   Межэтнические   конфликты   не   возникают   на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла   жизни.   В   таких   случаях   на   первый   план   в   регуляции   межгрупповых 4отношений   в   обществе   выдвигается   этнический   фактор   как   более   древний, выполняющий функцию группового выживания.  Действие   этого   социально­психологического   фактора   реализуется следующим   образом.   Когда   появляется   угроза   существованию   группы   как целостного   и   самостоятельного   субъекта   межгруппового   взаимодействия,   на уровне   социального   восприятия   ситуации   происходит   социальная идентификация  по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы   социально­психологической   защиты   в   виде   процессов внутригрупповой   сплоченности,   внутригруппового   фаворитизма,   усиления единства   «мы»   и   внешнегрупповой   дискриминации   и   обособления   от   «них», «чужих». Эти процессы могут привести к национализму.  Национализм   (фр.   nationalisme   от   лат.   natio   ­   народ)   ­   идеология   и политика,   ставящие   интересы   нации   превыше   любых   других   экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству;   недоверие   к   другим   нациям,   нередко   перерастающее   в межнациональную вражду. Виды национализма: этнический ­ борьба народа за национальное   освобождение,   обретение   собственной   государственности; державно­государственный   ­   стремление   наций   воплотить   в   жизнь   свои национально­государственные   интересы,   нередко   за   счет   малых   народов; бытовой   ­   проявление   национальных   чувств,   враждебное   отношение   к инородцам, ксенофобия (гр. xenos ­ чужой и phobos ­ страх).  Национализм   может   перерасти   в   свою   крайне   агрессивную   форму   ­ шовинизм   (фр.   chauvinisme   ­   термин   происходит   от   имени   Никола   Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда») ­ политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность   той   или   иной   нации,   противопоставление   ее   интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую   и   ненависть   к   другим   народам,   которая   разжигает   вражду   между 5людьми   различных   национальностей   и   вероисповеданий,   национальный экстремизм.  Одним из проявлений государственного национализма является геноцид (от лат. genos ­ род и caedere ­ убивать) ­ преднамеренное и систематическое уничтожение   отдельных   групп   населения   по   расовым,   национальным   или религиозным   признакам,   а   также   умышленное   создание   жизненных   условий, рассчитанных  на полное  или  частичное  физическое   уничтожение  этих  групп. Примером геноцида является холокост ­ массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны. Объединение группы по этническому   признаку   происходит   на   основе   предпочтения   своих соплеменников   «чужим»,   пришлым,   некоренным   и   усиления   чувства национальной   солидарности;   защиты   территории   проживания   и   возрождения чувства   территориальности   для   титульной   нации,   этнической   группы; требований   о   перераспределении   дохода   в   пользу   «своих»;   игнорирования законных   потребностей   других   групп   населения   на   данной   территории, признаваемых «чужими».  Все   эти   признаки   обладают   одним   преимуществом   для   группового массового действия ­ наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния   межнациональных   отношений   и,   соответственно,   их   регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает   как   бы   самостоятельное   существование   и   психологически   Когда возвращает   социальные   отношения   в   историческое   прошлое. сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту   же   территорию   (как,   например,   ингуши   и   североосетинцы),   в   условиях социального   противостояния   и   девальвации   общих   целей   и   ценностей, национально­этнические   цели   и   идеалы   становятся   ведущими   социально­ 6психологическими   регуляторами   массового   социального   действия.   Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в   противостоянии,   в   конфликте,   который   в   свою   очередь,   блокирует удовлетворение базовых социально­психологических потребностей обеих групп. При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта   объективно   и   неизменно   начинают   действовать   следующие социально­психологические закономерности: уменьшение объема коммуникации между   сторонами,   увеличение   количества   дезинформации,   ужесточение агрессивности   терминологии,   усиление   тенденции   использовать   СМИ   как оружие   в   эскалации   психоза   и   противостояния   широких   масс   населения; искаженное   восприятие   информации   друг   о   друге;   выработка   установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация,   т.е,   исключение   из   рода   человеческого,   что   психологически оправдывает   любые   зверства   и   жестокости   по   отношению   к   «нелюдям»   при достижении   своих   целей;   формирование   ориентации   на   победу   в межнациональном   конфликте   силовыми   методами   за   счет   поражения   или уничтожения   другой   стороны.   В   острых   конфликтных   ситуациях   одной   из первых   промежуточных   фаз   его   урегулирования   является   юридизация конфликта:   прекращение   насилия,   организация   диалога   между   сторонами конфликта, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей   каждой   стороны,   лучше   всего   ­   государственных   органов. Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы   в   принципе   подлежащих   юридическому   переформулированию   и   правовой оценке.  Существующие   межнациональные   проблемы   (территориальные   споры,   борьба   этнических   меньшинств   за стремление   к   суверенизации; самоопределение,   создание   независимого   государственного   образования; дискриминация   языка,   образа   жизни;   проблема   беженцев,   вынужденных 7переселенцев   и   т.   д.)   требуют   значительных   усилий   для   их   разрешения. Существует   несколько   путей   разрешения   межнациональных   проблем:   ­ признание   межнациональных   проблем   и   решение   их   методами   национальной политики;   осознание   всеми   людьми   неприемлемости   насилия,   овладение культурой   межнациональных   отношений,   требующей   безусловной   реализации прав   и   свобод   лиц   любой   национальности,   уважения   самобытности,   их национального   самосознания,   языка,   обычаев,   исключающей   малейшее проявление   национального   недоверия,   вражды;   использование   экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации; создание в регионах со смешанным  национальным   составом   населения   культурной  инфраструктуры ­ национальные   общества   и   центры,   школы   с   национально­культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры;   организация   эффективно   действующих   международных   комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров. Облик Северо­Кавказского региона составлен из культур многих народов и этнических групп (на КМВ, например, более 100 этнических групп), которые сложились   в   органичное   единство,   но   сохраняют   этническое   своеобразие   и   ислам, конфессиональную   самобытность   (православие,   григорианство, католичество,   протестантизм).   Этнический   портрет   населения   данной территории   сложился   таким   образом,   что   общая   социально­экономическая   и политическая стабильность невозможна без согласования этнических интересов участников всего историко­культурного процесса [1]. Огромную роль в этом процессе играют этнокультурные общественные организации, к которым можно отнести различные национально­культурные объединения. Представители этих объединений   обладают   достаточными   ресурсами   для   создания   и   апробации   межкультурного   взаимодействия   в   процессе модели   межсекторного,   Свои   действия   представители формирования   дружеских   отношений. национально­культурных   объединений,   которые   проявляются   в   культурно­ 8просветительской   деятельности   культурных   и   образовательных   учреждений должны направлять на привлечение внимания общественности, образовательных и   культурных   учреждений,   административных   структур   к   проблемам формирования   дружеских   отношений   в   полиэтническом   обществе.   Особое внимание   должно   уделяться   проблеме   воспитания   у   людей   различных возрастных   и   этнических   особенностей   чувства   патриотизма,   дружбы   и добрососедства. 1. Сергеев С.И. Особенности регулирования межэтнических отношений на КМВ. ­ Автореферат диссертации. ­ Краснодар, 2009. 9