Статья "Особенности организации тестового контроля на уроках музыки".

  • Лекции
  • docx
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В представленной статье рассказывается о контроле, как основной форме определения результатов учебной деятельности учащихся на уроках музыки. Как организовать учебный процесс, чтобы ученик прочно усвоил необходимые знания, запомнил их и сумел применить их в новых условиях, и одновременно формировать у учащегося мотивацию к повторению изученного материала. Ответы на эти вопросы можно найти в этой статье.
Иконка файла материала Особенности организации тестового контроля на уроках музыки.docx
Особенности организации тестового контроля на уроках музыки. Оценивание результатов работы ученика на уроке  имеет комплексный характер   и   даётся   с   учётом   различных   видов   учебной   деятельности.   При оценивании   работы   ученика   учитель   соблюдает   последовательность   этапов технологии  обучения: 1 этап – постановка учебной цели; 2 этап – совместное – учителя и ученика – определение критериев оценивания результатов работы; 3 этап – осуществление деятельности (выполнение домашнего задания или работа в классе); 4 этап – это оценивание (учеником и учителем) результатов работы. Таким   образом,   основной   формой   определения   результатов   учебной   деятельности учащихся является контроль.    Также эффективной формой (особенно в младших классах) является проведение тематического контроля (в форме концерта) один раз в четверть, а в   конце   урока   целесообразно   проводить   выходной   контроль   –   проверку усвоения нового учебного материала. Эта вызвано тем, что помимо формирования исполнительских умений и навыков,   на   уроках   по   музыке   учителю   значительное   время   приходится уделять   слушанию   музыки,   изучению   музыкальной   литературы   и   др. Практика показала, что это довольно тяжёлый труд для ребёнка, к тому же учитель не имеет возможности на каждом уроке (1 раз в неделю) заниматься повторением   и   закреплением   знаний   учащихся.   А   новая   информация   по другим   учебным   предметам   способствует   интерференции   –   ухудшению сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала.   Как   же   учителю   организовать   учебный   процесс   так,   чтобы   ученик прочно усвоил необходимые знания, помнил их и умел применить в новых условиях, и в тоже время формировать у ребёнка мотивацию к повторению изученного материала?    В своей   педагогической  практике  я  решаю данную  проблему  путём использования на уроках различных форм тестового контроля. Данная формаоценивания   даёт   возможность   ученику   провести   самопроверку   знаний   – определить степень освоения учебного материала, а учителю – проследить динамику   музыкального   и   интеллектуального   развития   каждого   ребёнка. Кроме   того,   появляется   возможность   вести   систематический   контроль эффективности   собственной   педагогической   деятельности:   фиксировать сильные   стороны   в   организации   образовательного   процесса   и   выявлять   (а затем и оптимизировать) слабые. Небольшие   по   объёму   тестовые   задания   можно   использовать практически   на   каждом   уроке,   разнообразя   таким   образом   формы деятельности.   Это   способствует   и   экономии   времени   на   уроке:   во   время самостоятельного   выполнения   теста   учеником,   учитель,   к   примеру,   может заполнить   музыкальный   дневник   или   подготовить   необходимый дидактический материал для дальнейшей работы. Эффективным является как вводный (в начале урока), так и выходной тестовый контроль – тот, который осуществляется в конце урока.   Выходные   (поурочные)   и   контрольные   тесты     можно   проводить   в письменном   виде,   на   специально   распечатанных   бланках­карточках   с вопросами, но часто я использую тестирование на компьютере.   Внедряя в образовательный процесс тестовый контроль, я комплексно задействую три основные функции обучения: диагностическую, обучающую и воспитательную.  1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащегося. 2. Обучающая функция проявляется в мотивировании ученика к активизации работы по усвоению и запоминанию теоретического материала. Для усиления обучающей   функции   стимулирования   учащихся   я   применяю   такие дополнительные меры как: предварительно ознакомление с предполагаемым перечнем   вопросов,   наличие   в   тесте   подсказок,   предварительное тестирование, совместный анализ результатов теста. 3.   Воспитательная   функция   проявляется   в   периодичности   и   неизбежности тестового   контроля.   Это   дисциплинирует,   организует   и   направляет деятельность учащихся, формирует стремление развить свои способности и показать высший результат. За годы работы   у меня собралась копилка дидактических тестов, но, как правило, приходится адаптировать и изменять тест индивидуально для каждого   ученика,   учитывая   его   психологические,   интеллектуальные особенности и степень усвоения материала.Тестирование я ввожу  уже с первого года обучения. В первом классе условия тестовых заданий в большинстве случаев стараюсь представить в виде рисунков, а формулировку вопроса прочитывать вслух. На первоначальном этапе   внедрения   тестовых   заданий   в   практические   занятия,   ребёнку необходима   помощь   педагога:   пояснить   условия   теста,   уточнить формулировку вопроса, помочь организовать необходимые действия. Спектр   действий,   требуемых   от   ученика   при   выполнении   заданий, достаточно широк и включает как репродуктивные  задания, так и задания продуктивного, творческого характера. Творческие вопросы целесообразно давать только в тестах на бумажной основе,   так   как   при   компьютерной   обработке   результатов   теста   сложно предусмотреть все варианты предполагаемых ответов и оценить творческую фантазию ребёнка.

Посмотрите также