Статья "Особенности организации тестового контроля на уроках музыки".
Оценка 4.6
Лекции
docx
музыка
1 кл—8 кл
04.08.2018
В представленной статье рассказывается о контроле, как основной форме определения результатов учебной деятельности учащихся на уроках музыки. Как организовать учебный процесс, чтобы ученик прочно усвоил необходимые знания, запомнил их и сумел применить их в новых условиях, и одновременно формировать у учащегося мотивацию к повторению изученного материала. Ответы на эти вопросы можно найти в этой статье.
Особенности организации тестового контроля на уроках музыки.docx
Особенности организации тестового контроля на уроках
музыки.
Оценивание результатов работы ученика на уроке имеет комплексный
характер и даётся с учётом различных видов учебной деятельности. При
оценивании работы ученика учитель соблюдает последовательность этапов
технологии обучения:
1 этап – постановка учебной цели;
2 этап – совместное – учителя и ученика – определение критериев оценивания
результатов работы;
3 этап – осуществление деятельности (выполнение домашнего задания или
работа в классе);
4 этап – это оценивание (учеником и учителем) результатов работы.
Таким образом, основной формой определения результатов учебной
деятельности учащихся является контроль.
Также эффективной формой (особенно в младших классах) является
проведение тематического контроля (в форме концерта) один раз в четверть, а
в конце урока целесообразно проводить выходной контроль – проверку
усвоения нового учебного материала.
Эта вызвано тем, что помимо формирования исполнительских умений и
навыков, на уроках по музыке учителю значительное время приходится
уделять слушанию музыки, изучению музыкальной литературы и др.
Практика показала, что это довольно тяжёлый труд для ребёнка, к тому же
учитель не имеет возможности на каждом уроке (1 раз в неделю) заниматься
повторением и закреплением знаний учащихся. А новая информация по
другим учебным предметам способствует интерференции – ухудшению
сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения)
другого материала.
Как же учителю организовать учебный процесс так, чтобы ученик
прочно усвоил необходимые знания, помнил их и умел применить в новых
условиях, и в тоже время формировать у ребёнка мотивацию к повторению
изученного материала?
В своей педагогической практике я решаю данную проблему путём
использования на уроках различных форм тестового контроля. Данная форма оценивания даёт возможность ученику провести самопроверку знаний –
определить степень освоения учебного материала, а учителю – проследить
динамику музыкального и интеллектуального развития каждого ребёнка.
Кроме того, появляется возможность вести систематический контроль
эффективности собственной педагогической деятельности: фиксировать
сильные стороны в организации образовательного процесса и выявлять (а
затем и оптимизировать) слабые.
Небольшие по объёму тестовые задания можно использовать
практически на каждом уроке, разнообразя таким образом формы
деятельности. Это способствует и экономии времени на уроке: во время
самостоятельного выполнения теста учеником, учитель, к примеру, может
заполнить музыкальный дневник или подготовить необходимый
дидактический материал для дальнейшей работы. Эффективным является как
вводный (в начале урока), так и выходной тестовый контроль – тот, который
осуществляется в конце урока.
Выходные (поурочные) и контрольные тесты можно проводить в
письменном виде, на специально распечатанных бланкахкарточках с
вопросами, но часто я использую тестирование на компьютере.
Внедряя в образовательный процесс тестовый контроль, я комплексно
задействую три основные функции обучения: диагностическую, обучающую и
воспитательную.
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений
и навыков учащегося.
2. Обучающая функция проявляется в мотивировании ученика к активизации
работы по усвоению и запоминанию теоретического материала. Для усиления
обучающей функции стимулирования учащихся я применяю такие
дополнительные меры как: предварительно ознакомление с предполагаемым
перечнем вопросов, наличие в тесте подсказок,
предварительное
тестирование, совместный анализ результатов теста.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности
тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет
деятельность учащихся, формирует стремление развить свои способности и
показать высший результат.
За годы работы у меня собралась копилка дидактических тестов, но,
как правило, приходится адаптировать и изменять тест индивидуально для
каждого ученика, учитывая его психологические, интеллектуальные
особенности и степень усвоения материала. Тестирование я ввожу уже с первого года обучения. В первом классе
условия тестовых заданий в большинстве случаев стараюсь представить в виде
рисунков, а формулировку вопроса прочитывать вслух. На первоначальном
этапе внедрения тестовых заданий в практические занятия, ребёнку
необходима помощь педагога: пояснить условия теста,
уточнить
формулировку вопроса, помочь организовать необходимые действия.
Спектр действий, требуемых от ученика при выполнении заданий,
достаточно широк и включает как репродуктивные задания, так и задания
продуктивного, творческого характера.
Творческие вопросы целесообразно давать только в тестах на бумажной
основе, так как при компьютерной обработке результатов теста сложно
предусмотреть все варианты предполагаемых ответов и оценить творческую
фантазию ребёнка.
Статья "Особенности организации тестового контроля на уроках музыки".
Статья "Особенности организации тестового контроля на уроках музыки".
Статья "Особенности организации тестового контроля на уроках музыки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.