В представленной статье рассказывается о контроле, как основной форме определения результатов учебной деятельности учащихся на уроках музыки. Как организовать учебный процесс, чтобы ученик прочно усвоил необходимые знания, запомнил их и сумел применить их в новых условиях, и одновременно формировать у учащегося мотивацию к повторению изученного материала. Ответы на эти вопросы можно найти в этой статье.
Особенности организации тестового контроля на уроках
музыки.
Оценивание результатов работы ученика на уроке имеет комплексный
характер и даётся с учётом различных видов учебной деятельности. При
оценивании работы ученика учитель соблюдает последовательность этапов
технологии обучения:
1 этап – постановка учебной цели;
2 этап – совместное – учителя и ученика – определение критериев оценивания
результатов работы;
3 этап – осуществление деятельности (выполнение домашнего задания или
работа в классе);
4 этап – это оценивание (учеником и учителем) результатов работы.
Таким образом, основной формой определения результатов учебной
деятельности учащихся является контроль.
Также эффективной формой (особенно в младших классах) является
проведение тематического контроля (в форме концерта) один раз в четверть, а
в конце урока целесообразно проводить выходной контроль – проверку
усвоения нового учебного материала.
Эта вызвано тем, что помимо формирования исполнительских умений и
навыков, на уроках по музыке учителю значительное время приходится
уделять слушанию музыки, изучению музыкальной литературы и др.
Практика показала, что это довольно тяжёлый труд для ребёнка, к тому же
учитель не имеет возможности на каждом уроке (1 раз в неделю) заниматься
повторением и закреплением знаний учащихся. А новая информация по
другим учебным предметам способствует интерференции – ухудшению
сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения)
другого материала.
Как же учителю организовать учебный процесс так, чтобы ученик
прочно усвоил необходимые знания, помнил их и умел применить в новых
условиях, и в тоже время формировать у ребёнка мотивацию к повторению
изученного материала?
В своей педагогической практике я решаю данную проблему путём
использования на уроках различных форм тестового контроля. Данная формаоценивания даёт возможность ученику провести самопроверку знаний –
определить степень освоения учебного материала, а учителю – проследить
динамику музыкального и интеллектуального развития каждого ребёнка.
Кроме того, появляется возможность вести систематический контроль
эффективности собственной педагогической деятельности: фиксировать
сильные стороны в организации образовательного процесса и выявлять (а
затем и оптимизировать) слабые.
Небольшие по объёму тестовые задания можно использовать
практически на каждом уроке, разнообразя таким образом формы
деятельности. Это способствует и экономии времени на уроке: во время
самостоятельного выполнения теста учеником, учитель, к примеру, может
заполнить музыкальный дневник или подготовить необходимый
дидактический материал для дальнейшей работы. Эффективным является как
вводный (в начале урока), так и выходной тестовый контроль – тот, который
осуществляется в конце урока.
Выходные (поурочные) и контрольные тесты можно проводить в
письменном виде, на специально распечатанных бланкахкарточках с
вопросами, но часто я использую тестирование на компьютере.
Внедряя в образовательный процесс тестовый контроль, я комплексно
задействую три основные функции обучения: диагностическую, обучающую и
воспитательную.
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений
и навыков учащегося.
2. Обучающая функция проявляется в мотивировании ученика к активизации
работы по усвоению и запоминанию теоретического материала. Для усиления
обучающей функции стимулирования учащихся я применяю такие
дополнительные меры как: предварительно ознакомление с предполагаемым
перечнем вопросов, наличие в тесте подсказок,
предварительное
тестирование, совместный анализ результатов теста.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности
тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет
деятельность учащихся, формирует стремление развить свои способности и
показать высший результат.
За годы работы у меня собралась копилка дидактических тестов, но,
как правило, приходится адаптировать и изменять тест индивидуально для
каждого ученика, учитывая его психологические, интеллектуальные
особенности и степень усвоения материала.Тестирование я ввожу уже с первого года обучения. В первом классе
условия тестовых заданий в большинстве случаев стараюсь представить в виде
рисунков, а формулировку вопроса прочитывать вслух. На первоначальном
этапе внедрения тестовых заданий в практические занятия, ребёнку
необходима помощь педагога: пояснить условия теста,
уточнить
формулировку вопроса, помочь организовать необходимые действия.
Спектр действий, требуемых от ученика при выполнении заданий,
достаточно широк и включает как репродуктивные задания, так и задания
продуктивного, творческого характера.
Творческие вопросы целесообразно давать только в тестах на бумажной
основе, так как при компьютерной обработке результатов теста сложно
предусмотреть все варианты предполагаемых ответов и оценить творческую
фантазию ребёнка.