Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
14.05.2019
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как
обучать в новых условиях?»
Все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной
учебной деятельности.
Особенности построение современного урока.docx
«Особенности построения современного урока: подходы и решения»
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и
образование, периодически требуя его обновления.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как
обучать в новых условиях?»
Все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной
учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает
системно деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач
проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и
пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который
должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику.
Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель
рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение,
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни,
её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
1
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса,
строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок,
продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих
действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля
(самоконтроля).
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие,
методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на
каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три
взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном
сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам
хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ,
развивающее обучение, модульное обучение, интерактивная доска,
здоровьесберегающие технологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет
увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты
образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и
метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются
в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных
знаний.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные
учебные действия, которые становятся основой умения учиться.
Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные УУД (их не следует путать с предметными)
предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать
аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и второстепенную
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости
от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
2
Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой
деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные
нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к
себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам.
Новые требования к результатам образовательной деятельности
диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного
урока являются:
• субъективация (ученик становится равноправным участником
образовательного процесса);
• метапредметность (формируются универсальные учебные
действия);
• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают
знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда
необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям
и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно
представить следующим образом:
• 1й этап — изучение учебной программы;
• 2й этап — изучение методической литературы;
• 3й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном
учебнике;
3
• 4й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств
обучения по теме урока;
• 5й этап — разработка плана урока.
План урока — это конечный результат подготовительной работы
учителя к проведению урока. План урока составляется на основе
тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В
плане урока указывают:
1. тему и номер урока в теме;
2. базовый учебник;
3. цель; урока;
4. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные);
5. тип урока;
6. формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.);
7. перечень и место учебных демонстраций;
8. время на каждый этап урока;
9. необходимое для проведения урока оборудование и учебные
пособия;
10. структуру урока — последовательность учебных ситуаций при
изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы
учащихся. Основная дидактическая структура урока отображается в плане
конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные
элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и
динамические, которым свойственна более гибкая структура:
• Организационный момент: тема; цель; образовательные,
развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые
результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая
направленность урока.
• Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно
задавалось).
• Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на
основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
• Сообщение нового материала.
• Решение учебной задачи.
• Усвоение новых знаний.
• Первичная проверка понимания учащимися нового учебного
материала (текущий контроль с тестом).
• Закрепление изученного материала.
• Обобщение и систематизация знаний.
• Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа,
итоговый контроль с тестом).
4
• Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия
достижения цели.
• Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта – обобщеннографическое выражение
сценария урока, основа его проектирования, средство представления
индивидуальных методов. Обучение с использованием технологической
карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить
реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий (далее УУД)) в соответствии с
требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к
уроку.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели
организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных
этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке,
методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В
соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:
• Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный)
урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой
практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
• Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
• Урок комплексного применения знаний – это практикум,
проектная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
• Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар,
конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний
в систему.
• Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная
работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения
знаниями, умениями и навыками.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях:
традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием
современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В
последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки
проблемного и развивающего обучения, различные формы организации
групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы,
которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.
5
Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и
развитие отстающим, неуспевающим, а также одаренным детям. Немалая
роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным
урокам.
Классификация нетрадиционных уроков:
Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок
диспут, урок смотр знаний, урок с применением компьютеров.
Уроки с использованием игровых ситуаций: урокролевая игра, урок
прессконференция, урокКВН, урокпутешествие, урокаукцион, урок
театрализованное представление и т.д.
Уроки творчества: уроквыпуск "живой газеты", урок изобретательства,
комплекснотворческий урок.
Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении
нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие
способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе
материала, составлении сценария, создавать условия для развития
личностных качеств учащихся.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и
учащихся, направленные на решение задач обучения.
В современной дидактике выделяют следующие активные методы
обучения:
• словесные методы (источником является устное или печатное слово,
например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар,
экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста));
• наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод
демонстраций);
• практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают
умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и
письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы,
практические работы);
• методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами
проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое
проблемное изложение; эвристический или частичнопоисковый метод;
исследовательский метод.)
Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков
позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая
6
содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности
учащихся.
Самым главным условием изменения профессионализма учительских
кадров для получения новых образовательных результатов учащихся
(компетентностей) является изменение педагогических технологий системы,
охватывающей все аспекты образовательного процесса: его цели,
содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• систему инновационной оценки «портфолио»;
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации,
активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи; • урок должен быть добрым.
принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии
ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их
границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать
свои знания);
7
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать
возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи).
Что же характерно для современного урока?
Цель готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
• умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим
способностям;
• умение ставить перед собой цель, принимать решения;
• умение самостоятельно находить выход из нестандартной
ситуации;
• умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
• умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и
скорректировать дальнейшую работу;
• умение согласовывать свою позицию с другими людьми,
общаться.
8__
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.