Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Оценка 5

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
14.05.2019
Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Особенности построение современного урока.docx
«Особенности построения современного урока: подходы и решения» Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно ­ деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 1 Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. 2 Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются: •  субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); •  метапредметность (формируются универсальные учебные действия); •  деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); •  рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); •  импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом: •  1­й этап — изучение учебной программы; •  2­й этап — изучение методической литературы; •  3­й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике; 3 •  4­й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока; •  5­й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: 1. тему и номер урока в теме; 2. базовый учебник; 3. цель; урока; 4. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); 5. тип урока; 6. формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.); 7. перечень и место учебных демонстраций; 8. время на каждый этап урока; 9. необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; 10. структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся. Основная дидактическая структура урока отображается в плане ­ конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: •  Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. •  Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). •  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. •  Сообщение нового материала. •  Решение учебной задачи. •  Усвоение новых знаний. •  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). •  Закрепление изученного материала. •  Обобщение и систематизация знаний. •  Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 4 •  Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. •  Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Технологическая карта – обобщенно­графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее ­ УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков: •  Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. •  Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. •  Урок комплексного применения знаний – это практикум, проектная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. •  Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. •  Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. 5 Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также ­ одаренным детям. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам. Классификация нетрадиционных уроков: Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок­ диспут, урок ­ смотр знаний, урок с применением компьютеров. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок­ролевая игра, урок­ пресс­конференция, урок­КВН, урок­путешествие, урок­аукцион, урок­ театрализованное представление и т.д. Уроки творчества: урок­выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно­творческий урок. Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. В современной дидактике выделяют следующие активные методы обучения: • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста)); • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций); • практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практические работы); • методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое проблемное изложение; эвристический или частично­поисковый метод; исследовательский метод.) Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая 6 содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение педагогических технологий ­ системы, охватывающей все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К числу современных образовательных технологий можно отнести: •  систему инновационной оценки «портфолио»; Какие требования предъявляются к современному уроку: •  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; •  вывод делают сами учащиеся; •  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •  времясбережение и здоровьесбережение; •  в центре внимания урока ­ дети; •  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •  умение демонстрировать методическое искусство учителя; •  планирование обратной связи; •  урок должен быть добрым. принципы педагогической техники: •  свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); •  открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); •  деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); 7 •  идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); •  обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Что же характерно для современного урока? Цель ­ готовность к саморазвитию. Она включает в себя: •  умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; •  умение ставить перед собой цель, принимать решения; •  умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации; •  умение проконтролировать себя, свои собственные действия; •  умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу; •  умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться. 8__

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"

Статья "Особенности построения современного урока: подходы и решения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019