Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Оценка 4.8

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
15.10.2019
Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
В работе раскрываются особенности метапредметного принципа в математика с учетом формирования УУД при системно-деятельностном подходе. Показываются примеры создания проблемных ситуаций, способы достижения метапредметных результатов. Рассматривается метапредметный принцип через проектные задачи, геометрический материал, вопросы "Блума". Материал будет полезен как для начинающих педагогов, так и учителей со стажем.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ.docx
ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ Приходько Елена Александровна Учитель математики МОУ «Бендерская средняя  общеобразовательная школа № 18»  «Не мыслям следует учить, а мыслить» И.Кант В   новых   стандартах   метапредметным   результатам   уделяется   особое внимание.   В   рамках   Госстандарта   нового   поколения   в   систему   учебных действий   включены   личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты. Метапредметные   образовательные   результаты   предполагают,   что   у   учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и   владение   основными   общеучебными   умениями общепредметных; информационно­логического   характера,   умениями   организации   собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера,   информационным   моделированием   как   основным   методом приобретения   знаний,   широким   спектром   умений   и   навыков   использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской   деятельности,   проведения   виртуальных   экспериментов, способами   и  методами   освоения   новых   инструментальных   средств,   основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление   прикладной   направленности,   т.е.   появление   целого   ряда   задач практической направленности. Задания такие всегда были в программе, однако их   включение   в   урок     носило   эпизодический   характер.   Такого   рода   задачи появились в КИМах ЕГЭ по математике, это задачи на умение использовать приобретённые   математические   знания   в   повседневной   жизни,   что   усиливает мотивацию к изучению самого предмета:     Текстовые задачи на округление с избытком и недостатком, на проценты, на совершение покупок и т.п.  Умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики), а также задания на соответствия данных графика и определенных выводов.  Выбор оптимального варианта в задачах экономического и маркетингового характера.  Прикладные задачи физического и экономического смысла. Эффективным   инструментом   формирования   метапредметных   умений является   системно­деятельностный   подход,   позволяющий   рассматривать изучаемые объекты, законы, процессы и явления системно в процессе активной   Обеспечить   активную познавательной   деятельности   обучающихся. познавательную позицию обучающихся возможно посредством вовлечения их в решение ситуаций. Одним из средств моделирования таких ситуаций являются проектные задачи [4; 5; 6; 7]. Проектные задачи – это такие  задачи, в которых через   систему   или   набор   заданий   целенаправленно   стимулируется   система действий обучающихся, направленных на получение новых результатов, которых еще   никогда   не   было   в   практике   обучающихся,   в   ходе   решения   которых происходят   качественные   изменения   в   сознании   личности.   Чаще   всего, проектные   задачи,   помимо   образовательных   результатов,   направлены   на формирование   коммуникативных   навыков   и   сотрудничества,   поскольку выполняются   детьми   совместно.   И   основным   назначением   проектной   задачи является   овладение   новыми   способами   действий   и   умение   применять   их   в нестандартных, приближенных к реальным, ситуациях. Важное   место   в   формировании   метапредметных   результатов   занимает геометрический   материал.   Теория   излагается   в   основном   на   наглядно   – интуитивном   уровне   и   требует   от   учащихся   умений   читать   графическую информацию, а также оперировать ей для достижения поставленных целей. При этом можно отметить, что графическое изображение заданий служит хорошим средством   организации   как   индивидуальной,   так   и   коллективной   работы. Модели,   правильно   построенные   графически,   во   многих   случаях   помогают ученикам   сделать   прикидку   ожидаемого   ответа   или   проверить   правильность аналитического   решения   задачи.   Очень   хорошо   в   этом   помогают   ИКТ­ технологии. Умение   работать   с   информацией   также   считается   одним   из метапредметных результатов обучения. В математике с успехов применяю такой прием как «Вопросы Блума», который позволяет выявить объем уже имеющихся знаний   по   предмету,   а   так   же   оценить   глубину   их   усвоения.   Данный   прием заключается   в   том,   что   учащиеся   самостоятельно   формулируют   вопросы   и ответы по пройденной теме, они могут в паре или другим способом проверить свои знания. Как оказывается, сформулировать вопрос это достаточно сложно для учащихся, а данное умение, несомненно, нужно в любой сфере жизни. На уроках математики я реализую этот подход в создании метапредметной проблемной ситуации. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием. Примеры метапредметных проблемных ситуаций: № Ситуация   Примеры 1. неожиданность 2. неопределенность 3. конфликт Тема «Окружность. Длина окружности» предлагаю с помощью линейки и мерной  ленты  измерить   длину  окружности  и   диаметр   некоторых  тел   с круглым сечением, и найти отношение длины окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру окажется примерно одно и то же. Задача:   Привести   примеры   фигур,   которые   соответствуют   данному определению:   «Параллелограммом   называется   четырехугольник,   у которого две противоположные стороны параллельны». Ясно, что такой фигурой   может   быть   трапеция,   ясна   и   причина   возможного несоответствия.  Задача: “Единица равна двум” 1­3   =   4­6;       1−3+ 9 4 =   4−6+9 4 ;     2 (1− 3 2) 2 =(2−3 2 ) ; 1−3 2=2−3 2 ;1=2.   Ответ:   Здесь   нарушены   правила   извлечения 4. предположение 5. опровержение квадратного корня. Можно   выдвинуть   предположение   о   сумме   внутренних   углов треугольника.   Уместным   будет   и   провокационный   вопрос:   «Может   ли сумма внутренних углов быть 200 °? », и проверить всё на практике. Пусть   школьник   написал   или   сказал:   «Вертикальные   углы   равны   и обратно».   Путем   рассмотрения   двух   задач,   приходит   к   опровержению своих слов. Метапредметные   результаты   обучения раскрываются   через   предметные умения   и   универсальные   учебные   действия.   На   каждом   уроке   на   различных этапах стараюсь добиваться:  определение рациональности (нерациональности), целесообразности способа действия;  планирование,   контроль   (самоконтроль)   процесса   и   результата   выполнения задания, нахождение ошибок в работе (в том числе собственной), адекватная самооценка;  чтение схем, таблиц, диаграмм, представление информации в схематическом виде;  установление   причинно­следственных   связей,   сравнение,   сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;  использование  базовых  предметных и метапредметных (число, вид, форма, время,   схема,   таблица   и   др.)   понятий   для   характеристики   объектов окружающего мира;  осознанное   построение   речевого   высказывания   в   соответствии   с   задачами коммуникации, выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;  нахождение   в   тексте   необходимой   информации,   использование   словарей, справочников,   ресурсов   Интернета   для   нахождения необходимой   информации,   поиск   значения   слова   (термина,   понятия),   энциклопедий, «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.). Несомненно, овладение учащимися всеми этими приемами и использование их   на   всех   уроках,   а  также   в  дальнейшем   обучении,  а  затем   и   в  выбранной специальности, позволит быть высококвалифицированным специалистом. Метапредметный   подход   позволяет   обеспечить   целостное   образное восприятие мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках урока, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Именно     метапредметный   подход   обеспечивает   взаимосвязь общекультурного,   личностного   и   познавательного   развития   и   саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Список литературы Государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования ПМР Тестов   В.А.   О   некоторых   видах   метапредметных   результатов   обучения математике // Образование и наука. – 2016. – №1(130). – С. 4­20. Хуторской   А.В.  Работа   с   метапредметным   компонентом   нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. – С. 157­164. Боженко   В.В.   Реализация   принципа   метапредметности   на   уроке   математики:  https://e­ средства,   приемы,   методы.   [Электронный   ресурс].   URL: koncept.ru/2015/65221.htm. Воронцов               А.   Метапредметные             образовательные             умения.   URL:   ресурс].       [Электронный   http://eurekanext.livejournal.com/188095.html.                 Тумашева   О.В.,   Берсенева   О.В.   Обучение   математике   с   позиции   системно­ деятельностного подхода: монография. ­ Краснояр. гос. пед. ун­т им. В.П. Астафьева: Красноярск, 2016. – 280 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тумашева   О.В.,   Берсенева   О.В.   Проектные   задачи   на   уроках   математики   // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 – 30. Тумашева   О.В.   Формирование   метапредметных   умений   в   процессе   обучения математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 – 38.

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"

Статья "ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО  ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019