Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
15.10.2019
В работе раскрываются особенности метапредметного принципа в математика с учетом формирования УУД при системно-деятельностном подходе. Показываются примеры создания проблемных ситуаций, способы достижения метапредметных результатов. Рассматривается метапредметный принцип через проектные задачи, геометрический материал, вопросы "Блума". Материал будет полезен как для начинающих педагогов, так и учителей со стажем.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ.docx
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА
В МАТЕМАТИКЕ
Приходько Елена Александровна
Учитель математики
МОУ «Бендерская средняя
общеобразовательная школа № 18»
«Не мыслям следует учить, а мыслить» И.Кант
В новых стандартах метапредметным результатам уделяется особое
внимание. В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных
действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников
будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет
осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и
владение основными общеучебными умениями
общепредметных;
информационнологического характера, умениями организации собственной
учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного
характера, информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками
исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов,
способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами
продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Одним из направлений применения таких умений в математике является
усиление прикладной направленности, т.е. появление целого ряда задач
практической направленности. Задания такие всегда были в программе, однако
их включение в урок носило эпизодический характер. Такого рода задачи
появились в КИМах ЕГЭ по математике, это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни, что усиливает
мотивацию к изучению самого предмета:
Текстовые задачи на округление с избытком и недостатком, на проценты, на
совершение покупок и т.п.
Умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать
графики), а также задания на соответствия данных графика и определенных
выводов.
Выбор оптимального варианта в задачах экономического и маркетингового
характера.
Прикладные задачи физического и экономического смысла.
Эффективным инструментом формирования метапредметных умений
является системнодеятельностный подход, позволяющий рассматривать
изучаемые объекты, законы, процессы и явления системно в процессе активной
Обеспечить активную
познавательной деятельности обучающихся.
познавательную позицию обучающихся возможно посредством вовлечения их в
решение ситуаций. Одним из средств моделирования таких ситуаций являются
проектные задачи [4; 5; 6; 7]. Проектные задачи – это такие задачи, в которых
через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система
действий обучающихся, направленных на получение новых результатов, которых
еще никогда не было в практике обучающихся, в ходе решения которых
происходят качественные изменения в сознании личности. Чаще всего,
проектные задачи, помимо образовательных результатов, направлены на
формирование коммуникативных навыков и сотрудничества, поскольку
выполняются детьми совместно. И основным назначением проектной задачи
является овладение новыми способами действий и умение применять их в
нестандартных, приближенных к реальным, ситуациях.
Важное место в формировании метапредметных результатов занимает
геометрический материал. Теория излагается в основном на наглядно –
интуитивном уровне и требует от учащихся умений читать графическую информацию, а также оперировать ей для достижения поставленных целей. При
этом можно отметить, что графическое изображение заданий служит хорошим
средством организации как индивидуальной, так и коллективной работы.
Модели, правильно построенные графически, во многих случаях помогают
ученикам сделать прикидку ожидаемого ответа или проверить правильность
аналитического решения задачи. Очень хорошо в этом помогают ИКТ
технологии.
Умение работать с информацией также считается одним из
метапредметных результатов обучения. В математике с успехов применяю такой
прием как «Вопросы Блума», который позволяет выявить объем уже имеющихся
знаний по предмету, а так же оценить глубину их усвоения. Данный прием
заключается в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы и
ответы по пройденной теме, они могут в паре или другим способом проверить
свои знания. Как оказывается, сформулировать вопрос это достаточно сложно
для учащихся, а данное умение, несомненно, нужно в любой сфере жизни.
На уроках математики я реализую этот подход в создании метапредметной
проблемной ситуации. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу
между знанием и незнанием.
Примеры метапредметных проблемных ситуаций:
№
Ситуация
Примеры
1.
неожиданность
2.
неопределенность
3.
конфликт
Тема «Окружность. Длина окружности» предлагаю с помощью линейки и
мерной ленты измерить длину окружности и диаметр некоторых тел с
круглым сечением, и найти отношение длины окружности к ее диаметру. У
детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности
к ее диаметру окажется примерно одно и то же.
Задача: Привести примеры фигур, которые соответствуют данному
определению: «Параллелограммом называется четырехугольник, у
которого две противоположные стороны параллельны». Ясно, что такой
фигурой может быть трапеция, ясна и причина возможного
несоответствия.
Задача: “Единица равна двум”
13 = 46;
1−3+ 9
4 = 4−6+9
4 ;
2
(1− 3
2)
2
=(2−3
2 )
; 1−3
2=2−3
2 ;1=2. Ответ: Здесь нарушены правила извлечения
4.
предположение
5.
опровержение
квадратного корня.
Можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов
треугольника. Уместным будет и провокационный вопрос: «Может ли
сумма внутренних углов быть 200 °? », и проверить всё на практике.
Пусть школьник написал или сказал: «Вертикальные углы равны и
обратно». Путем рассмотрения двух задач, приходит к опровержению
своих слов.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные
умения и универсальные учебные действия. На каждом уроке на различных
этапах стараюсь добиваться:
определение рациональности (нерациональности), целесообразности способа
действия;
планирование, контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения
задания, нахождение ошибок в работе (в том числе собственной), адекватная
самооценка;
чтение схем, таблиц, диаграмм, представление информации в схематическом
виде;
установление причинноследственных связей, сравнение, сопоставление,
анализ, обобщение представленной информации;
использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма,
время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов
окружающего мира;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации, выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
нахождение в тексте необходимой информации, использование словарей,
справочников,
ресурсов Интернета для нахождения
необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия),
энциклопедий, «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема,
текст, таблица и др.).
Несомненно, овладение учащимися всеми этими приемами и использование
их на всех уроках, а также в дальнейшем обучении, а затем и в выбранной
специальности, позволит быть высококвалифицированным специалистом.
Метапредметный подход позволяет обеспечить целостное образное
восприятие мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности,
которые будут применимы им как в рамках урока, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях. При таком подходе у учащихся формируется
подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в
числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика),
художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
Именно
метапредметный подход обеспечивает взаимосвязь
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Список литературы
Государственный образовательный стандарт основного общего образования
ПМР
Тестов В.А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения
математике // Образование и наука. – 2016. – №1(130). – С. 420.
Хуторской А.В.
Работа с метапредметным компонентом нового
образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. –
2013. – №4. – С. 157164.
Боженко В.В. Реализация принципа метапредметности на уроке математики:
https://e
средства, приемы, методы. [Электронный ресурс]. URL:
koncept.ru/2015/65221.htm.
Воронцов А. Метапредметные образовательные умения.
URL:
ресурс].
[Электронный
http://eurekanext.livejournal.com/188095.html.
Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно
деятельностного подхода: монография. Краснояр. гос. пед. унт им. В.П.
Астафьева: Красноярск, 2016. – 280 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики //
Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 – 30.
Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений в процессе обучения
математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С.
35 – 38.
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Статья "ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА В МАТЕМАТИКЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.