Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
10 кл
31.03.2018
В данной статье, "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ", рассматриваются вопросы мотивации обучающихся на уроках и возможные пути ее формирования. Рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические. Приводятся результаты анкетирования по данной проблеме среди преподавателей и суворовцев. статья будет интересна преподавателям и учителям разных предметов.
Отсутствие мотивации.docx
ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ.
Корщикова Светлана Николаевна
магистр педагогики преподаватель географии высшей категории ФГКОУ
«Екатеринбургское суворовское военное училище» МО РФ, Г.Екатеринбург
1
АННОТАЦИЯ
Рассматривается одна из основных проблем современной школы – отсутствие
мотивации к учению и возможные пути ее формирования.
Ключевые слова: отсутствие мотивации, мотив, мотивация, внутренние мотивы,
внешние мотивы, мотивационный кризис.
LACK OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN STUDENTS AND WAYS OF ITS
FORMATION.
M.Ed., geography teacher of the highest category
Federal state educational institution "Yekaterinburg Suvorov Military School,"
the Russian Defense Ministry, Yekaterinburg city.
Korschikova Svetlana
ANNOTATION
Is considered one of the main problems of modern school lack of motivation to learning
and possible ways of its formation.
Keywords: lack of motivation, motive, motivation, internal motivation, external
motivation, motivational crisis.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться,
отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у
других утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения
уровня мотивации к обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или
отсутствия. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости. 2
Мотивация учения основное условие успешного обучения. Мотивация ответственна за
активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.
В этой статье мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит
ее снижение и потеря у школьников, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал
испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.
Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Мотив от
латинского «movere» «двигать» это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся
совершает ту или иную деятельность. Мотивация – это то, что двигает человеком,
заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и
идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных,
спортивных и творческих успехов.
Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность
действовать. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться». В.А.Сухомлинский «Высокая мотивация может
компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая
Мотивы учения выделяют: внешние – исходящие от пелагогов, родителей, класса
(отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального
вознаграждения; избегание наказания), и внутренние – имеющиеся у самого ученика
(удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к
успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.
Мотивы могут быть: широкие социальные (стремление хорошо окончить школу,
поступить в вуз, хорошо работать в будущем) и узколичные (мотивы благополучия,
престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других).
Ежегодно у ряда учащихся мотивация к обучению снижается.
Почему так происходит? Отсутствию мотивации способствуют: несовершенство
педагогической работы, неблагоприятные социально – бытовые условия, отклонения в
психическом и физическом развитии.
Причины мотивационного кризиса учащихся: колоссальная избыточность
учебного материала; отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной
психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»; в классе
сидят дети с разными способностями, поэтому желание выполнять те или иные действия
возникает у них тогда, когда есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей; 3
завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; «убивание»
мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с
другими детьми; неблагополучие в семье; неправильные методы воспитания:
подавление личности, угрозы, физические наказания; проецирование своих ожиданий на
дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя.
Я провела анкетирование среди суворовцев и вот их ответы на вопрос: «Почему
суворовцы не хотят учиться?»
Среди основных причин отсутствия мотивации к учению суворовцы называют –
лень, однообразие распорядка дня, усталость (целый день занятия), недосыпание, учатся не
по своей воле, проблемы в семье, трудно дается предмет, нет стимула, много задают,
недостаточная требовательность, «злые учителя», плохо объясняют некоторые учителя,
нет чувства ответственности, не чувствуют уважения со стороны взрослых, бездельничают,
чтобы привлечь внимание к себе, надежда на «авось» и др..
Как решить проблему отсутствия мотивации, как сформировать желание учиться?
Пути разрешения проблемы мотивации: выяснить основные причины нежелания
учиться и постараться их минимизировать и максимизировать то, что вызывает и
поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:
содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы
учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности
учителя.
Эмоциональные: поощрение; порицание; учебнопознавательные игры;
стимулирующее оценивание;свободный выбор задания и др..
Познавательные: опора на жизненный опыт; активизация познавательных
интересов;создание проблемных ситуаций; выполнение творческих заданий; побуждение к
поиску альтернативных решений;использование метода «мозгового штурма» и др.;
Волевые: предъявление учебных требований; информирование об обязательных
результатах обучения;формирование ответственного отношения к учению;рефлексия
поведения; прогнозирование будущей деятельности.
Социальные:развитие желания быть полезным; создание ситуации
взаимопомощи;заинтересованность результатами коллективной работы;взаимопроверка.
Нам хотелось бы рекомендовать следующие способы:
1.Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. 4
2.Интересно вести предмет.
3.Осуществлять индивидуальный подход.
4.Стимулировать подчёркивать даже самый небольшой успех. Создавать ситуацию
успеха.
5.Активизировать как можно больше учеников на уроке.
6. Разнообразить формы работы.
7.Больше давать опережающих творческих заданий.
8.Сформировать доверительные отношения с учениками, проявлять понимание к ним.
9. Быть примером для своих учеников.
10.Формировать «уверенность в себе».
11.Стать «островком тепла».
12. Стать любимым преподавателем. «Мы учимся только у любимых учителей». Гёте.
А вот мнение суворовцев по поводу того, что делать преподавателям, чтобы они
хотели учиться: интересно вести уроки; понятно, доступно объяснять материал; чаще
использовать игровые, групповые формы работы на уроках; быть строгим, но
справедливым преподавателем; с уважением и пониманием относиться к суворовцам; не
кричать; поощрять за хорошую учебу; помогать неуспевающим; быть добрее; задавать
больше творческих заданий; больше шутить; осуществлять индивидуальный подход к
каждому; «втягивать» (заинтересовывать) каждого своим предметом и др..
В заключение хотелось бы привести Памятки преподавателям:
Учитель учит внешним видом, делом, словом.
Требуешь от детей — будь образцом во всем.
Не кричи, а учи!
Познай каждого ученика.
Начинай урок со звонком. Радуйся встрече с классом.
Организуй погружение в свой предмет.
Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
Снимай трудности, предотвращай ошибки.
Слушай внимательно ответы, не перебивай.
Люби детей и себя. «Чтоб быть настоящим преподавателем, надо любить
то, что преподаешь и тех, кому преподаешь». В.О. Ключевский
Список используемых источников: 5
1.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М.: Педагогика,1972. – 352с.
2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПетербург: Питер, 2002. 512с.
3.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.:МГУ, 1971. 39с.
4.Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.– М.: Просвещение,
2000. 175 с.
5.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Статья "ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.