Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Оценка 5

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.02.2017
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Наша задача научить детей жить, научить любить и ценить свою Родину, это и есть базовые ценности российского общества. Воспитание подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Невозможно за один-два урока воспитать в ребёнке чувство патриотизма, чувство любви к Родине, значит, это долгий процесс. Должна быть выработана система.
патриотическое воспитание статья.docx
Развить личность ребенка гораздо сложнее, чем вложить в него знания, умения и навыки. Наша задача научить детей жить, научить любить и ценить свою Родину, это и есть базовые ценности российского общества. Ещё Ф.М.Достоевский сказал: «Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, и поэтому русскому человеку свойственна всечеловечность».  В свете событий, происходящих в наше время, а именно попытка переписать историю в угоду определенным кругам, извращение значения роли русского  и советского народа в Великой Отечественной войне, очень важно на уроках обращаться к тематике патриотизма и гражданственности. Однако воспитание подрастающего поколения в этом ключе невозможно без пробуждения любви к родной земле. Невозможно за один­два урока воспитать в ребёнке чувство патриотизма, чувство любви к Родине, значит, это долгий процесс. Должна быть выработана система. Соответственно, на уроках русского языка и литературы ставятся следующие воспитательные задачи: ­воспитывать   гражданско­патриотические   и   нравственные   качества обучающихся; ­прививать чувство любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину. На уроках с ребятами пытаемся ответить на вопрос: «Что же такое Родина и почему   человек   должен   знать   и   уважать   свои   корни?».   Здесь   уместно обратиться к диалогу из сказки   Антуана Экзюпери «Маленький Принц»: ­А где же люди?­ спросил Маленький Принц. ­Ах, да, люди…Видишь ли, у них нет корней, и их носит где­то по свету,­ ответил Лис. Нужно обратить внимание ребят на то, что мы просто не имеем права быть людьми без корней. Знание своей истории, своих корней позволяет нам твёрдо стоять на ногах, и никакие лжеисторики и демагоги не смогут повлиять на наше мировоззрение. Патриотические чувства учащихся на уроках русского языка воспитывает дидактический материал (тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений) Темы: Слово о России. Петь, что от края и до края Во все концы, во все края, Ты вся моя и вся родная, Большая Родина моя. (А.Твардовский) Примечание:  текст   можно   использовать   при   изучении:   а)   обращений;   б) разрядов прилагательных по значению; в) сложноподчиненных предложений. Какие   художественные   средства   используются   для   изображения верности Родине, преданности делу мира, непобедимости Родины, любви к ней? Идешь с людьми в строю необозримом, У каждого своя родная сторона, У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый А Родина у всех у нас одна. (А.Твардовский) Примечание: предложения можно использовать при изучении: а)   существительных;   б)   членов   предложения;   в)   однородных   членов предложения. За что поэты любят Родину? Я долю свою по­солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. (А.Твардовский) Примечание: отрывки из стихотворений можно использовать при изучении: а) видов глагола; б) местоимений; в) обращений и однородных членов. Для формирования уверенности в силе и мощи нашей Родины можно использовать следующие дидактические материалы: Темы:  Россия на страже мира; У нас есть что защищать и чем защищать; Мы сильны своей сплоченностью; Человек человеку — друг, товарищ и брат; Народы нашей страны — друзья и бра­ тья; Мы строим наше Отечество сообща; Каждый народ нашей страны вносит неоценимый вклад в науку, искусство. Тексты (со смысловыми заданиями): Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль? Я знаю, никакой вины В том, что другие не пришли с войны В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь… (А.Твардовский) Примечание:  текст   можно   использовать   при   изучении:   а)   частиц;   б) сложноподчиненных предложении. Какие патриотические чувства выражают поэты? Память горя сурова, Память славы жива. Все вместит это слово: «Москва! Москва!»… (А.Твардовский) Примечание: предложения можно использовать при изучении прямой речи. Что объединяет эти отрывки из стихотворений? 1. Не затеваем бой мы, Но, помня Перекоп, Всегда храним обоймы Для белых черепов. (Н.Асеев) 2. В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. (К.Симонов) 3. Мы предчувствовали полыханье Этого трагического дня. Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня! (О.Берггольц) 4. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле… (А.Твардовский) Примечание: отрывки из стихотворений можно использовать при   изучении:   а)   синонимов;   б)   союзов;   в)   однородных   членов   и деепричастных оборотов. Для формирования любви, уважения и светлой памяти погибших в боях за Родину можно использовать следующие дидактические материалы: В   каком   отрывке   говорится   об   уважении   к   участникам   Великой Отечественной войны, о бессмертии подвига защитников. Родины, о великом праве умереть за Родину? 1. И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она — спасена. (А.Твардовский) 2. Глаза погибших бездонны. Я чую их взгляд в тишине. Люди, которых нету, Не умирают во мне. Вечностью дышат травы, Вечностью дышит рассвет. Пока мы живем, Бессмертны люди, которых нет. (В.Сидоров) 3. И никто перед нами Из живых не в долгу, Вот человек — он искалечен, В рубцах лицо. Но ты гляди И взгляд испуганно при встрече Сего лица не отводи. Он шел к Победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть — и глаз не отвести! (С.Орлов) Примечание: отрывки можно использовать при изучении: а) союзов; б) сложных предложений. Тексты (со смысловыми заданиями): Какое патриотическое чувство выражено в этом отрывке из стихотворения? Россию, мать — старуху, Нам терять никак нельзя, Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят. (А.Твардовский) Примечание: текст можно использовать при изучении: а) приложений; б) наречий; в) местоимений. Таким   образом,   формирование   патриотических   чувств   ­   работа   ёмкая, трудная, долгая. И если результаты будут заметны, то цель по формированию зрелой, высоконравственной личности нами достигнута. Ведь важен конечный результат: мы должны любить и уважать свою Родину, и, если понадобится, то встать на её защиту.  Литература 1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. М., 2005. 2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1988. 3. Твардовский А.Т. Книга лирики. М., 1983. 4. Твардовский А.Т. Стихотворения. Послесловие и состав. М., 1981.

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017