Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.02.2017
Наша задача научить детей жить, научить любить и ценить свою Родину, это и есть базовые ценности российского общества. Воспитание подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Невозможно за один-два урока воспитать в ребёнке чувство патриотизма, чувство любви к Родине, значит, это долгий процесс. Должна быть выработана система.
патриотическое воспитание статья.docx
Развить личность ребенка гораздо сложнее, чем вложить в него знания, умения
и навыки.
Наша задача научить детей жить, научить любить и ценить свою Родину, это и
есть базовые ценности российского общества. Ещё Ф.М.Достоевский сказал:
«Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами,
и поэтому русскому человеку свойственна всечеловечность».
В свете событий, происходящих в наше время, а именно попытка переписать
историю в угоду определенным кругам, извращение значения роли русского и
советского народа в Великой Отечественной войне, очень важно на уроках
обращаться к тематике патриотизма и гражданственности. Однако воспитание
подрастающего поколения в этом ключе невозможно без пробуждения любви
к родной земле. Невозможно за одиндва урока воспитать в ребёнке чувство
патриотизма, чувство любви к Родине, значит, это долгий процесс. Должна
быть выработана система.
Соответственно, на уроках русского языка и литературы ставятся следующие
воспитательные задачи:
воспитывать гражданскопатриотические и нравственные качества
обучающихся;
прививать чувство любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину.
На уроках с ребятами пытаемся ответить на вопрос: «Что же такое Родина и
почему человек должен знать и уважать свои корни?». Здесь уместно
обратиться к диалогу из сказки Антуана Экзюпери «Маленький Принц»:
А где же люди? спросил Маленький Принц.
Ах, да, люди…Видишь ли, у них нет корней, и их носит гдето по свету,
ответил Лис.
Нужно обратить внимание ребят на то, что мы просто не имеем права быть
людьми без корней. Знание своей истории, своих корней позволяет нам твёрдо
стоять на ногах, и никакие лжеисторики и демагоги не смогут повлиять на
наше мировоззрение.
Патриотические чувства учащихся на уроках русского языка воспитывает
дидактический материал (тексты упражнений учебника, диктантов и
изложений, темы сочинений) Темы:
Слово о России.
Петь, что от края и до края
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.
(А.Твардовский)
Примечание: текст можно использовать при изучении: а) обращений; б)
разрядов прилагательных по значению; в) сложноподчиненных предложений.
Какие художественные средства используются для изображения
верности Родине, преданности делу мира, непобедимости Родины, любви к
ней?
Идешь с людьми в строю необозримом,
У каждого своя родная сторона,
У каждого свой дом, свой сад, свой брат
любимый
А Родина у всех у нас одна.
(А.Твардовский)
Примечание: предложения можно использовать при изучении:
а) существительных; б) членов предложения; в) однородных членов
предложения.
За что поэты любят Родину?
Я долю свою посолдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя. (А.Твардовский)
Примечание: отрывки из стихотворений можно использовать
при изучении: а) видов глагола; б) местоимений; в) обращений и однородных
членов.
Для формирования уверенности в силе и мощи нашей Родины
можно использовать следующие дидактические материалы:
Темы:
Россия на страже мира; У нас есть что защищать и чем защищать; Мы сильны
своей сплоченностью; Человек человеку — друг, товарищ и брат; Народы
нашей страны — друзья и бра
тья; Мы строим наше Отечество сообща; Каждый народ нашей страны вносит
неоценимый вклад в науку, искусство.
Тексты (со смысловыми заданиями):
Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль?
Я знаю, никакой вины
В том, что другие не пришли с войны
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь…
(А.Твардовский)
Примечание: текст можно использовать при изучении: а) частиц; б)
сложноподчиненных предложении.
Какие патриотические чувства выражают поэты?
Память горя сурова,
Память славы жива.
Все вместит это слово: «Москва! Москва!»…
(А.Твардовский)
Примечание: предложения можно использовать при изучении прямой речи.
Что объединяет эти отрывки из стихотворений?
1. Не затеваем бой мы,
Но, помня Перекоп,
Всегда храним обоймы
Для белых черепов.
(Н.Асеев)
2. В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
(К.Симонов)
3. Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
(О.Берггольц)
4. Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…
(А.Твардовский)
Примечание: отрывки из стихотворений можно использовать при изучении: а) синонимов; б) союзов; в) однородных членов и
деепричастных оборотов.
Для формирования любви, уважения и светлой памяти погибших в боях за
Родину можно
использовать следующие дидактические материалы:
В каком отрывке говорится об уважении к участникам Великой
Отечественной войны, о бессмертии подвига защитников.
Родины, о великом праве умереть за Родину?
1. И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она — спасена.
(А.Твардовский)
2. Глаза погибших бездонны.
Я чую их взгляд в тишине.
Люди, которых нету,
Не умирают во мне.
Вечностью дышат травы,
Вечностью дышит рассвет.
Пока мы живем,
Бессмертны люди, которых нет.
(В.Сидоров)
3. И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди И взгляд испуганно при встрече
Сего лица не отводи.
Он шел к Победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть — и глаз не отвести!
(С.Орлов)
Примечание: отрывки можно использовать при изучении:
а) союзов; б) сложных предложений.
Тексты (со смысловыми заданиями):
Какое патриотическое чувство выражено в этом отрывке из
стихотворения?
Россию, мать — старуху,
Нам терять никак нельзя,
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
(А.Твардовский)
Примечание: текст можно использовать при изучении: а) приложений;
б) наречий; в) местоимений.
Таким образом, формирование патриотических чувств работа ёмкая,
трудная, долгая. И если результаты будут заметны, то цель по формированию
зрелой, высоконравственной личности нами достигнута. Ведь важен конечный
результат: мы должны любить и уважать свою Родину, и, если понадобится, то
встать на её защиту.
Литература
1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. М., 2005.
2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1988.
3. Твардовский А.Т. Книга лирики. М., 1983.
4. Твардовский А.Т. Стихотворения. Послесловие и состав. М., 1981.
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (5-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.