Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
28.03.2017
Рекомендую познакомиться для организации учебно-воспитательной работы в образовательной организации преподавателям-организаторам ОБЖ и зам. директоров по воспитательной работе. В статье раскрыты значение , задачи и цель военно-патриотического воспитания как составной части гражданско-патриотического воспитания обучающихся на примерах ветеранов ВОВ , воинов-интернационалистов и военнослужащих, бывших учеников школы.Статья. ПЕДАГОГИКА: Опыт и инновации
Развитие коммуникативных способностей школьников.doc
1
Развитие коммуникативных способностей школьников
на уроках и во внеурочной деятельности
Часть 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий как одна из задач системы образования
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются
мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством
ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое
процветание». («Концепция модернизации Российского образования»)
Задача современной системы образования заключается в формировании
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на
результаты образования, одними из которых являются коммуникативные
умения.
Коммуникативные способности – это индивидуальнопсихологические
особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для
общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
формулировать высказывание, используя термины;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
2
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
Формирование коммуникативных умений это «объективная
необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,
чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в
предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает
на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она
не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования
составляет опыт человеческого общения.
требований
Реализация
государственного
образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности
каждого учителя.
Федерального
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций:
вербальные и невербальные.
К вербальным относятся:
умение слушать и слышать собеседника;
умение корректно задавать вопросы;
умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога,
которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и
«правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут,
остановят);
К невербальным относятся:
визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
акустические (интонация, паузы и логические ударения),
тактильные (дистанция, прикосновение).
Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать
учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и
установка на совместную деятельность;
групповая и парная формы работы. 3
внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение
носит неформальный характер).
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у
школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для
каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Часть 2. Принципы эффективного общения
Общение с ребенком невозможно свести только к специально
организованным занятиям, оно продолжается постоянно. Поэтому важно в
реальной жизни реализовывать принципы эффективного общения.
Что такое эффективное общение?
Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе
этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание
обучающимися, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг
друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и
антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные
противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать
особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки.
Благодаря общению мы заводим себе друзей, получаем нужную нам
информацию, можем совершать совместные дела. Общение сопровождает нас
повсюду, ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним.
Например, это происходит, когда детям рассказывают чтолибо, помогают
разобраться с домашним заданием (словесное, вербальное общение). Но
вместе с этим вы обнимаете ребенка, поглаживаете его по головке
(невербальное, физическое общение). Таким образом, каждый элемент
взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.
В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят,
что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою
потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него
коммуникативные способности и навыки. Способность к общению
определяется некоторыми способностями личности, которые обеспечивают
эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.
Три составляющие эффективного общения.
Определим три составляющие эффективного общения:
мотивационная (Я хочу общаться);
когнитивная (Я знаю, как общаться); 4
поведенческая (Я умею общаться).
Я хочу общаться
Первая составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно
назвать «область желания». Она включает в себя потребность в общении,
основанную на желании ребенка вступать в контакт с окружающими. Ведь без
такого желания общение в принципе невозможно. Если желание общаться у
ребенка отсутствует или недостаточно развито, то ребенок замкнут,
стремится большую часть времени провести в одиночестве, наедине с
книгами, телевизором или гаджетами, а также он просто может смотреть в
окно, как играют другие дети. Недостаточное развитие потребности ребенка в
общении может быть связано с физиологическими нарушениями, но чаще
всего имеют психологическую основу. Появление у ребенка различного рода
психологических проблем связано чаще всего с негативными факторами
социальной, а в первую очередь семейной среды. Данные проблемы могут
сформироваться прежде всего в семьях, где часто возникают конфликты, во
время развода родителей, если родители находятся в отъезде и ребенка
длительное время воспитывают бабушка и дедушка, а также если ребенка
отвергают взрослые или другие дети. Отсутствие потребности в общении
может лежать в основе серьезного детского заболевания – раннего детского
аутизма.
Я знаю, как общаться
Вторая составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как
общаться». Ее можно назвать – область знаний. Эта составляющая
определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и
правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе
взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку,
как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и
завершить его, как разрешить возникающие конфликты.
Внутреннее
представление ребенка о способах и средствах общения формируются в
ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, учителями,
одноклассниками, друзьями. Отсутствие или недостаточность имеющихся
представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении
определяют затруднения, которые могут возникнуть у ребенка при его
адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании
контакта со сверстниками. Если ребенок конфликтен, агрессивен, замкнут
или застенчив, то такой ребенок будет испытывать затруднения при общении. 5
Я умею общаться
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном
общении является третьей составляющей способности к общению «Я умею
общаться». Сюда включается умение адресовать сообщение и привлечь
внимание собеседника,
умение доброжелательно вести беседу и
аргументировать свои рассуждения, конечно, пусть еще на детском
примитивном уровне.
Ребенок должен уметь заинтересовать собеседника своим мнением, а
также идти на компромиссы и уметь принять другую точку зрения, умение
критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям.
Также сюда можно отнести и умение слушать и слышать собеседника,
эмоционально сопереживать собеседнику…
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой
неразрывное единство трех составляющих. Говорить о гармоничном развитии
ребенка можно только при наличии у ребенка трех вышеперечисленных
составляющих.
Как было сказано ранее, развитие коммуникативных способностей
начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками
и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о
влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие
ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с
другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи
мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь».
Часть 3. Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего
и старшего школьного возраста.
Сегодня основная деятельность педагогов, работающих в среднем и
старшем звене, в основном направлена на подготовку обучающихся к
различным экзаменам в виде письменного тестирования, письменные работы
по таким предметам как история, география, литература, биология
превалируют над устными ответами. И неоправданно мало учебного времени
отводится на развитие устной речи обучающихся.
Какие же проблемы коммуникативной культуры выделяют сими
учащиеся?
Они испытывают затруднения при выступлении перед классом, 6
построении связанного высказывания по опорному конспекту,
анализе и синтезе,
а также не всем удается удерживать внимание при
продолжительном выступлении одноклассника или объяснении
учителем нового материала.
Свободно выступать перед классом;
строить связанное высказывание по опорному конспекту;
анализировать и делать вывод;
удерживать внимание при продолжительном выступлении
одноклассника или объяснении учителем нового материала.
Также существуют затруднения в межличностном общении в процессе
обучения:
внимательно слушать одноклассника;
не перебивать выступающего, чтобы высказать свое мнение;
принимать, отличное от собственного мнения, мнение одноклассников.
Все вышеперечисленное приводит к определенному дискомфорту,
который испытывают школьники во время учебных занятий, что напрямую
связано с недостаточно сформированными коммуникативными
компетенциями.
Педагоги
также
отмечают
отсутствие
определенных
коммуникативных навыком у обучающихся. По мнению учителей,
большинство ребят испытывает трудности в построении монологической
речи, не умеют доказательно высказать собственное мнение, небогатый
словарный запас, отсутствие сформированности умения слышать и слушать
одноклассников, уходят от ответа.
Неумение логично и связанно построить высказывание;
неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого
вопроса;
небольшой словарный запас;
ограниченность в использовании выразительных средств;
односложность ответов;
неумение выражать мысль своими словами;
неумение слушать и слышать одноклассников.
Прослеживается взаимосвязь между проблемами формирования
коммуникативных навыков, которые отметают педагоги и учащиеся. 7
Перед учителем стоит задача:
развитие коммуникативных
универсальных учебных действий в процессе учебного занятия, независимо от
преподаваемого предмета.
Нельзя отрицать, что речевая деятельность учителя на уроке играет
доминирующую роль, что негативно сказывается на развитии речи ученика.
Активность педагога часто приводит к пассивной и незаинтересованной
работе учащихся, провоцирует деструктивное поведение, что влияет на
формирование положительного отношения к процессу обучения, ведет к
снижению познавательной активности со стороны обучающихся и
неудовлетворенности результатами своей деятельности со стороны педагога.
На уроке необходимо отдавать предпочтение активной позиции ученика, а
учитель должен быть координатором процесса обучения. Для этого
необходимо не только целенаправленная работа на уроке по повышению
коммуникативной культуры учащегося, но и понимание педагогом
необходимости повышения собственной коммуникативной культуры.
Интенсификация коммуникативного общения поможет и педагогу, и
обучающимся ощутить удовлетворенность и успех от учебного занятия. Как
следствие изменения взаимодействия в парадигме «ученикучитель» у
учащихся повышается интерес к процессу обучения, учебная мотивация,
прослеживается рост учебных достижений. ребята становятся более уверены
в своих силах, самостоятельны в суждениях, свободно взаимодействуют при
организации групповой работы. При этом повышается эффективность урока,
изменяется ситуация общения на уроке учащиеся активно принимают
позицию педагога, в следствие чего повышается адаптивность учебного
занятия, реализуется творческий потенциал как обучающихся, так и педагога.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует
теоретического осмысления этого процесса.
Коммуникативная
направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве
важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков
речевого общения или коммуникации. Реализация коммуникативной цели
обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее
видах: чтении, говорении, письме. Коммуникативная компетентность
включает в себя знания основных понятий, описание, повествование,
рассуждение, умения и навыки анализа, умения и навыки речевого общения в
разных сферах и ситуациях общения. 8
Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и
многогранное образование,
главными
компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и
эмоциональная культура.
характеризующее общение,
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера
деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение
ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с
учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с
учителем и друг с другом усваивает ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:
коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные)
действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
специальная система ситуативных упражнений;
использование текста в качестве дидактической единицы учебного
материала;
использование учебных ситуаций общения;
обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
формирование умений систематизировать материал;
умение работать в команде, группе и др.
Речевая компетентность ученика формируется через:
обучение содержанию предмета;
развитие прикладных исследовательских умений;
развитие социальнокоммуникативных умений;
личностноориентированный аспект учебной коммуникации.
Прикладной аспект
учебной
коммуникации
Исследовательский
аспект учебной
коммуникации
1. Прикладные
знания по предмету
(факты, правила,
понятия и их
определения, даты,
формулы и т.д.).
2. Понимание
учебного материала
(причинно
следственные связи,
терминология,
феномены).
1. Умение не только
отвечать на вопрос по
предмету, но и ставить
его.
2. Умение
структурировать
учебный материал в
логической
последовательности.
3. Умение
планировать учебную
деятельность в целом и
Социально
коммуникативный
аспект учебной
коммуникации
1. Развитие умений
слушать.
2. Развитие умений
участвовать в беседе.
3. Развитие умения
ставить вопросы,
качественно их
формулировать.
4. Развитие умения
дискутировать и
презентировать вопрос,
тему, проблему.
Личностно
ориентированный
аспект учебной
коммуникации
1. Формирование
навыков общения.
2. Преодоление
учебной неуверенности
и неверия в
собственные силы.
3. Формирование
учебной мотивации.
4. Развитие
критического
мышления. 9
3. Выделение
главного и
второстепенного;
установление
межпредметных
связей; поиск и
нахождение
обоснования
выводов и
доказательств.
4. Оценка
изучаемого
материала (темы,
основные
положения, тезисы).
рамках изучаемой
темы.
4. Умение работать
со справочной и
дополнительной
литературой.
5. Качество
оформления
изучаемого материала.
6. Умение
представлять и
презентовать
изучаемый материал.
5. Развитие умений
интеграции и
кооперации.
6. Развитие умений
аргументации и
обоснования как
личностного качества
коммуникативного
общения.
5. Формирование
вовлеченности в общее
дело.
6. Формирование
доверия к другим и
себе.
7. Способность к
глубокой творческой
деятельности.
8. Целеполагание и
определение пути к
собственным
достижениям.
Основные формы учебной коммуникации на уроке можно разделить на:
монологические и диалогические.
К монологическим относится выступление с подготовленной речью, ответ у
доски, рассказ, пересказ, сообщение, аргументация, доказательство и
опровержение.
К диалогическим формам речевой коммуникации можно отнести:
эвристическую беседу, учебное взаимодействие между учителем и учеником,
учебное взаимодействие между обучающимися при организации групповой и
парной работы, дебаты, дискуссию, ролевую игру, театрализацию, различные
турниры, защиту проекта.
Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:
На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на
формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения
давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и
ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное
высказывание.
На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои
мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров
включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в
контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость
речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории)
посредством риторических вопросов.
На третьем этапе
отрабатываются умения коммуникативного
сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный 10
знания и умения,
диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию;
участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.
«В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень
общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников
по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах; умении
слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и
письменные жанры информационного характера». (Т. А. Ладыженская
«Риторика и обновление школьного образования»)
Коммуникативная компетенция это знания и умения, необходимые для
понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения,
адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная
компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности,
умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в
зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение
современным литературным языком, на фоне которого целенаправленно
формируются специальные
составляющие
профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие уровни:
языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням:
фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис
простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение
пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его
нормами;
речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования
мыслей;
дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого
события и умение управлять им;
культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей
народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального
общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и
корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами
социального поведения;
риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания
текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать
авторскоадресный текст риторического жанра в соответствии с целью и 11
ситуацией публичной речи. Для развития коммуникативной компетентности
обучающихся необходимо ориентироваться на развивающуюся и личностно
ориентированную технологию обучения. При этом необходимо в ходе
проведения урока гармонично чередовать субъектносубъектный и субъектно
объектный стили педагогического общения, создавать естественные ситуации
общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном
уважении отношения между учителем и учеником. Осуществлять
деятельностный «режим» обучения: общению учим в общении. Использовать
методы активного, развивающего обучения. Аспект знаний, приобретаемый
учеником и учителем, должен носить личностноориентированный характер,
предполагающий право на творчество, на ошибки в процессе творчества.
Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том
числе личностного роста и социализации учащегося, зависит не только от
путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от
качества их реализации педагогом в профессиональной деятельности.
Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса является
совместная образовательная деятельность его субъектов, педагога и
учащихся, которая носит дискуссионноэвристический характер, а также
наличие обратной исследовательскотворческой связи. В современной науке
такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.
Литература:
1. Батаршев Л.В. Организаторские и коммуникативные качества личности.
Таллинн: ЦИСТ, 1998.
2. Глинский А. А. Сотворчество субъектов образовательного процесса в
условиях проектной деятельности. http://ripo.unibel.by/index.php?id=626
3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и
во внеклассной работе. М., 2005.
4. Ладыженская Т.А. Культура речи учителя: Методические указания для
студентов факультета русского языка и литературы. М.: МГПИ, 1988.
5. Ладыженская Т.Д. Методика развития речи на уроках русского языка. М.:
Педагогика, 1991.
6. Немов Р.С. Общие основы психологии, кн. 1. М.: Издательский центр
«Владос», 2000. 688 с.
7. Степанов, С. Поэзия сотворчества // Горизонты современного образования.
2012. № 7 (58).
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Статья. Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.