Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"
Оценка 4.7

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
география +1
Взрослым
15.06.2019
Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"
В статье проанализированы педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала по географии в 7 классе, для этого были изучены современнее образовательные технологии для обучения географии. Приведенные в статье данные показывают эффективность внедряемых на уроках географии в 7 классе различных педагогических приемов по работе с текстом.
Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала.docx
Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала Ребенко Марина Владимировна, учитель географии МБОУ «Нижнесортымская СОШ» ХМАО­Югра, Сургутский район, пос. Нижнесортымский Профессиональная   деятельность   современного   учителя­предметника   в   немалой степени   связана   с   применением   компьютерной   техники   и   инновационных   технологий,   как эффективного   инструмента   обработки   информации.   В   настоящее   время   в   области информатизации   образования   основное   внимание   фокусируется   на   проблемах   создания эффективных образовательных ресурсов [1]. Актуальность   работы.  Анализируя   работу   учителя,   можно   отметить,   что   в большинстве   случаев   она   является   творческой,   имеющая   достаточно   высокую профессиональную подготовку, знающая задачи, поставленные перед современной школой. Главное в работе ­ поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся. В   настоящее   время   широко   используются   и   внедряются   современные   технологии, результативно влияющие на педагогический опыт и практику работы педагогов [2]. Повышению   профессиональной   компетентности   педагога   способствует   изучение, обобщение   и   распространение   педагогического   опыта,   выявленного   в   ходе   изучения состояния учебно­воспитательного процесса на инновационном уровне. Цель – усовершенствовать педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала. Объект исследования:  абсолютная и качественная успеваемость семиклассников по географии. Предмет  исследования:  педагогические   приемы   по   улучшению   освоения   учебного материала   с   использованием  способов   обработки   информации   при   работе   с   учебниками географии. Гипотеза:  улучшение   качества   освоения   учебного   материала   будет   достигнуто   в результате внедрения в учебный процесс различных методов работы с текстом.  В   соответствии   с   поставленной   целью   и   выдвинутой   гипотезой   предстояло   решить следующие задачи исследования: Изучить современные образовательные технологии для обучения географии; Осуществить   внедрение   в   учебный   процесс   различных   способов   обработки информации при работе с учебниками географии; Провести   экспериментальное   исследование   качества   успеваемости   у 1. 2. 3. семиклассников; Проанализировать полученные результаты. 4. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: ­ изучение педагогической литературы по теме исследования, диагностика;  ­ метод экспериментального изучения и обучения; ­ количественный и качественный анализ полученных данных. Практическая   значимость работы   заключается   в   попытке   подобрать   такие образовательные технологии, которые повышают мотивацию учеников к обучению географии и улучшают качество знаний. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями географии и других дисциплин естественно­научного цикла на уроках и для организации самостоятельной работы учеников.  Методы и приемы, применяемые на уроках географии в седьмом классе В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии. Обычно работа с текстом начинается   с   таких   приёмов,   как   диалог   с   текстом,   вопросы   к   тексту,   выписывание   и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации можно использовать при работе с учебниками географии [3].  При проверке знаний обучающихся и других этапах урока  для повышения интереса к учению используются следующие игровые приёмы, которые направлены: на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат); на   развитие   внимания   (географический   лабиринт,   «Парадокс»,   буквенный лабиринт (филворд); 3. на   развитие   памяти   (проверочные   карточки,   тест, викторина,   приём   «вспомни   силуэт»,   географический   конструктор   или   географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);   кроссворд, 4. на   развитие   логического   мышления   (приём   «Да­нет»,   логические   задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив); 5. на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня»,   творческие   задания,   творческие   задачи,   воображаемое   путешествие,   приём «Крокодил»); на развитие воображения (аукцион); на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус); на   развитие   речи   учащихся   (культурологическая   игра,   зачет   и   семинар   с 1. 2. 6. 7. 8. 9. игровыми элементами); викторина, проверочные карточки); на   проверку   знаний   фактического   материала   (зачет,   олимпиада,   тест, 10. на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат) [4]. Данная   работа   представляет   внедрение   различных   педагогических   приемов   по улучшению освоения учебного материала на примере 7 классов. В нашей школе на параллели седьмых классов обучается 6 классов, в том числе 1 кадетский класс (7к). Предполагается, что в этом классе будет наиболее высокая успеваемость в связи с высокой мотивацией к обучению.   В   работе   представлены   результаты   трех   административных   контрольных   работ: стартовой,   промежуточной   и   итоговой.   Помимо   этого   проанализовано   качество   знаний   и успеваемость по результатам контрольных работ согласно календарно­тематического плана.  Во   втором   разделе   третьей   главы   представлена   динамика   результатов административных контрольных работ в целом по классам. В третьем разделе третьей главы приведена динамика результатов обучения за четверть и в целом за год. Анализ качественной успеваемости по четвертям и за год позволяет судить об эффективности педагогических приемов по улучшению освоения учебного материала. Влияние педагогических приемов на улучшение качества знаний по географии География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6   классе,   и   продолжает   рассматривать   особенности   природы   планеты   Земля   и   взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Содержание   программы   полностью   соответствует   образовательному   стандарту   в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 105 часов учебного времени или 3 часа в неделю. В конце сентября согласно графика была проведена стартовая контрольная работа (рис. 1).  100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 88 85 94 100 100 79 78 50 32 42 33 46 Качество, % Абсолютная успеваемость, % 7 а 7 б 7 в 7 г 7 д 7 к Рисунок 1. Результаты стартовой административной контрольной работы Рисунок наглядно показывает, что абсолютная успеваемость достигла 100% только в двух классах – 7д и 7к (кадетский). В остальных классах уровень успеваемости колебался в пределах 79­94%.  Наибольший процент качества знаний отмечен только в 7д классе (78%). В других классах ребята показали недостаточно хорошие знания (в 1,5­2,4 раза меньше, чем в 7д).   Такая   успеваемость   большей   частью   объясняется   адаптацией   учащихся   к   учебному процессу после длительных летних каникул. В   конце   второй   четверти   была   проведена   промежуточная   административная контрольная работа (рис.2). В задания этой контрольной работы были включены вопросы по изученным в первой четверти темам, а также по новой теме «Материки». Новая тема более сложна   по   сравнению   с   предыдущими   в   связи   с   необходимостью   определения   координат крайних точек, рельефа и других новых аспектов. Поэтому на уроках  формирования новых знаний на первое место выходят уроки­экспедиции. 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 100 96 100 100 100 100 86 76 65 61 49 52 Качество, % Абсолютная успеваемость, % 7 а 7 б 7 в 7 г 7 д 7 к Рисунок 2. Результаты промежуточной административной контрольной работы Важное   значение   при   закреплении   знаний   имеют   приемы   на   повышение   мотивации (географические   «Крестики­нолики»,   прием   «Крокодил»,   творческие   задачи).   График наглядно   показывает,   что   практически   все   ученики   справились   с   поставленной   задачей. Абсолютная успеваемость достигла 100% (кроме 7б – 96%). По всем классам отмечается увеличение   процента   качества   знаний   в   1,1­1,4   раз.   Таком   образом,   можно   говорить   о повышении   интереса   к   урокам   географии   и   ответственном   подходе   к   подготовке   к административной контрольной работе.  Изучение   географии   в   седьмом   классе   закончилось   выполнением   итоговой административной контрольной работы. В эту работу были включены задания как по новой теме «Евразия», так и по всем темам,   изученным в 7 классе. В контрольной работе были представлены   задания   различных   типов:   тестовые,   отрытого   типа,   на   соответствие,   на последовательность, а также творческие задания типа «Синквейн». Результаты итоговой административной контрольной работы представлены на рисунке 3. 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 100 100 100 100 100 96 100 85 67 65 74 62 Качество, % Абсолютная успеваемость, % 7 а 7 б 7 в 7 г 7 д 7 к Рисунок 3. Результаты итоговой административной контрольной работы С итоговой административной  контрольной  работой справились все учащиеся  7­ых классов. При этом ребята показали хорошее качество знаний. Лучше всех написали работу в 7д классе (качество – 96%). На втором месте 7к класс (85%). В остальных классах, в том числе и в отстающем 7г, большинство ребят написали контрольную работу на «хорошо» и «отлично». Качество знаний составило 62­74%. Таким образом, применение на уроках географии различных педагогических приемов способствовало   развитию   внимания,   памяти,   логического   мышления,   мотивации, воображения, аналитических способностей, что привело к улучшению качества знаний во всех классах.  Динамика результатов административных контрольных работ в течение учебного года В течение года проводятся административные контрольные работы с целью контроля за качеством знаний. Первая контрольная называется стартовая и проводится, как правило, после первых трех недель с начала учебного года. Она отражает степень адаптации учеников к новому учебному году (рис. 4). 100 91 99 ст арт овая АКР промежут очная АКР ит оговая АКР Рисунок 4. Абсолютная успеваемость по результатам административных  контрольных работ в среднем по классам, % Из рисунка видно, что в среднем 91% учеников полностью вошли в учебный процесс.  Следующая административная работа, как правило, назначается, в середине декабря и позволяет   оценить   уровень   успеваемости   знаний   учащихся   и   скорректировать   методы   и приемы работы с отстающими учениками. Диаграмма показывает, что только единичные ученики не справились с предложенной контрольной работой. Итоговая   административная   контрольная   работа   проводится   в   середине   мая.   С   ее помощью дается оценка полученных знаний в целом за год.  Семиклассники справились с итоговой контрольной работой на 100%, что позволяет предположить также хорошее качество знаний (рис. 5). 75 47 65 ст арт овая АКР промежут очная АКР ит оговая АКР Рисунок 5. Качество знаний по результатам административных  контрольных работ в среднем по классам, % Диаграмма наглядно показывает увеличение процента качества знаний от стартовой до итоговой контрольной работы. Так, в среднем качество знаний на стартовой контрольной работе ребята показали на уровне 47%. Однако, уже к промежуточной контрольной работе качество улучшилось на 18% и составило 65%. Наиболее успешно семиклассники справились с итоговой контрольной работой. Лишь одна четвертая часть учеников написали работы на оценку «удовлетворительно». Отсюда процент качества знаний достиг 75%. Таким образом, внедрение различных педагогических приемов на отработку умений работать с текстом дали определенные положительные результаты и позволяют судить об их эффективности. Динамика результатов обучения семиклассников  по итогам четверти и года Одним   из   важных   показателей   являются   четвертные   оценки   учащихся.   Следует оговориться, что неаттестованных по географии в течение всего учебного не было. На   рисунке   6   представлена   качественная   успеваемость   семиклассников   за   год   в среднем по классам. качество, % 59 65 65 100 92 0 10 20 30 40 50 60 70 76 80 90 100 Рисунок 6. Качественная успеваемость семиклассников за год, % Мы видим, что лидирует 7к (кадетский) класс. Все ученики этого класса получили за год оценки «отлично» и «хорошо». Вторым по успеваемости является 7д класс. Успеваемость в этом классе достигла уровня 92%, что является очень высоким показателем. Третьим по успеваемости стал 7а класс. На протяжении года этот класс показывал хорошие результаты по итогам контрольных и практических работ. И только четверть ребят получили по итогам года удовлетворительные оценки. В 7в и 7б классах успеваемость оказалась одинаковой на уровне 65%, что также является хорошим показателем, особенно учитывая тот факт, что в первой   и   второй   четвертях   в   этих   классах   успеваемость   не   превышала   32­52%.   На протяжении   всего   года   отстающим   являлся   7г   класс.   Однако,   благодаря   своевременно проведенным   в   четвертой   четверти   мероприятиям,   успеваемость   за   год   в   этом   классе составила 59%. Нами была прослежена динамика результатов обучения семиклассников в целом за год (рис. 7).  График   наглядно   показывает   неуклонное   повышение   качества   успеваемости   от четверти   к   четверти.   Так,   если   в   первой   четверти   в   среднем   по   всем   седьмым   классам успеваемость   составила   60%,   то   к   концу   года   она   достигла   75%.   За   год   успеваемость улучшилась на 15% или в 1,3 раза. Качество успеваемости за год находится на уровне 76%.  Практически   все   задания,   применяемые   на   уроках   географии   имели   творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно было использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. 60 62 72 75 76 1 чет верт ь 2 чет верт ь 3 чет верт ь 4 чет верт ь годовая Рисунок 7. Динамика результатов обучения семиклассников в целом за год, % Начинать   урок   можно   с   отгадывания   кроссворда,   при   изложении   нового   материала включить "кусочек" культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Все задания пробуждали интерес к учебному труду и развивали интеллект учащихся. Приведенные   данные   наглядно   показывают   эффективность   внедряемых   в   учебном процессе в течение года педагогических приемов по работе с текстом. Заключение География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6   классе,   и   продолжает   рассматривать   особенности   природы   планеты   Земля   и   взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии. Обычно работа с текстом начинается   с   таких   приёмов,   как   диалог   с   текстом,   вопросы   к   тексту,   выписывание   и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации можно использовать при работе с учебниками географии.  Практически   все   задания,   применяемые   на   уроках   географии   имели   творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно было использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Все задания пробуждали интерес к учебному труду и развивали интеллект учащихся. Применение на уроках географии различных педагогических приемов способствовало развитию внимания, памяти, логического мышления, мотивации, воображения, аналитических способностей, что привело к улучшению качества знаний во всех классах.  Динамика результатов обучения семиклассников показывает неуклонное повышение качества успеваемости от четверти к четверти. Так, если в первой четверти в среднем по всем седьмым классам успеваемость составила 60%, то к концу года она достигла 75%. За год успеваемость улучшилась на 15% или в 1,3 раза. Качество успеваемости за год находится на уровне 76%.  Приведенные   данные   наглядно   показывают   эффективность   внедряемых   в   учебном процессе в течение года педагогических приемов по работе с текстом Список использованной литературы 1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.­ М., 2000. 2. Кутейников   С.Е.  Типы   учебных   элементов   модульной   программы   //   География   в школе.­ 1998.­ № 2. 3. Назарова   Л.Д.   Роль   семантико­семиотической   интерпретации     текста   в   развитии рефлексии у школьников // Педагогика как наука и как учебный предмет / Тезисы доклада международной науч.­практ. конференции.­Ч.2.­ Тула, 2000. 4. Николина   В.В.   Педагогические   технологии   в   географическом   образовании   // География.­1998.­ № 46.

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"

Статья "Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2019