Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Оценка 4.9

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа +2
1 кл
29.05.2018
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
статья.doc
Черешневская Л.В. Г. Грязи, ГБОУ «Специальная школа­интернат г. Грязи»  Липецкой области Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ             Под   аббревиатурой   ОВЗ   следует   понимать   ограниченные   возможности здоровья. Соответственно, лица с ОВЗ – это люди, которые имеют недостатки в физическом или психическом развитии. Реализация прав детей с ограниченными возможностями   здоровья   на   образование   рассматривается   как   одна   из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими   детьми   качественного   общего   и   профессионального   образования является   одним   из   основных   и   неотъемлемых   условий   их   успешной социализации,   обеспечения   их   полноценного   участия   в   жизни   общества, эффективной   самореализации   в   различных   видах   профессиональной   и социальной   деятельности.   Специальные   федеральные   государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов   общего   образования.   Создание   всеобъемлющих   условий   для получения   образования   детьми   с   учетом   их   психофизических   особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.        В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания.  В последнее время, как в стране, так и в нашей школе   растет   число   детей,   которым   требуется   специальная   психолого­ педагогическая,   коррекционная   помощь.   Увеличивается   количество   детей   с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не   усваивают   образовательные   программы,   требуют   пристального   внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.  Цель методической работы  ­ выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для их   непрерывного   образования.   Основной   задачей   педагогического   коллектива школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг. Для   них   создаются   условия   для     проживания   и   воспитания   в   семье, обеспечиваются их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким   образом,   способствует   эффективному   решению   проблем   социальной адаптации и интеграции в общество. Содержание   коррекционной   работы   начального   образования   направлено   на создание   системы   комплексной   помощи   детям      в   освоении       программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии, их социальную адаптацию и оказание помощи им.  Программа   коррекционной   работы   предусматривает   создание   специальных условий   обучения   и   воспитания,   позволяющих   учитывать   особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.           Получение  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми­ инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их   успешной   социализации,   обеспечения   их   полноценного   участия   в   жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.            Коррекционные образовательные учреждения для них решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных  на создание условий для интеграции   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия  с окружающими и обеспечение   в   этом   процессе   ребёнка   и   его   семьи   психолого­педагогической поддержкой.   Учитель   реализует   коррекционное   направление   в   ходе индивидуального   подхода   к   детям   на   уроке   (при   объяснении,   закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся). Психолог проводит диагностику   с  целью  выявления   нарушений   психического   развития   ребёнка  и определения   его   индивидуальных   потребностей;   проводит   индивидуальные коррекционные   занятия   с   детьми   и   консультирует   учителя.       Дефектолог проводит   индивидуальные   и   групповые   занятия   (на   практике   это   делает учитель). Обучение должно быть осмысленным. На каждом уроке должны быть типы   объяснения   ­   «от   простого   к   сложному»   и   «от   общего   к   частному»;   в эффективном обучении должны быть использоваться не «интерактивность», а совместная продуктивная деятельность. Давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика; учитывать индивидуальные особенности вхождения   ребёнка   в   деятельность   (период   врабатывания);   изменять   тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении).  Не предъявлять для выполнения ребёнку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.  Использовать групповые   методы   работы   на   уроке,   при   которых   каждый   ученик   делает посильную  для   него   часть  задания,  выполнение  которой  ведёт   к  достижению общего результата;  устраивать паузы активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями или расслаблением. Использовать в процессе обучения игровые приёмы,   элементы   соревнования,   дидактические   игры;     создавать   ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны; поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка;       избегать   предъявления   завышенных   и   заниженных   требований   к ученику; ввести знаковую систему оценивания, поощрять хорошее поведение и успехи в учёбе, хвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;  ограничиться минимальным  количеством  отвлекающих  предметов  в классе   (картин,   стендов);   по   возможности   придерживаться   постоянного расписания занятий, т. к. дети с ЗПР отличаются забывчивостью.   Совместно с психологом   нужно   помогать   ребёнку,   адаптироваться   в   условиях   школы   и   в классном   коллективе.   При   этом   основной   целью  при   организации образовательного   процесса   с   детьми   с   ОВЗ  является   создание   условий   для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Начальное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.  Анализируя   ситуацию,   которая   сегодня   сложилась   в   системе   воспитания   и обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Адекватные методы, организационные формы работы   с   детьми,   имеющими   тяжелые   расстройства,   целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей дефектов. Именно   поэтому   сегодня,   говоря   о   работе   с   детьми   с   ОВЗ,   надо   устранить нарушения   и   сформировать   базу   для   дальнейшего   успешного   обучения, необходимо   глубокое   взаимодействие   всех   участников   педагогического процесса.  Успешное  преодоление различных  психических  отклонений  у детей возможно при создании личностно­ориентированного обучения. Вокруг ребенка создается единое коррекционно­образовательное пространство и определенная предметно­развивающая среда.   Особое   значение   приобретает   знание   педагогом   механизмов   протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. В современном образовании   на   первый   план   выдвигается   значимость   личности   школьника   и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. Содержание   учебного   материала,   темп   обучения,   требования   к   результатам обучения,   как   правило,   оказываются   для   детей   с   ООП   непосильными. Отсутствие   у   отстающих   учащихся   минимального   фонда   знаний, несформированность   приемов   учебной   деятельности,   основных   операций мышления  не позволяют  им  активно  включаться  в  учебный  процесс,  а  также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому   программа     была пересмотрена таким образом, чтобы обучение     осуществлялось на доступном уровне   для   такой   категории   школьников.Как   уже   отмечалось   ранее,   основой обучения   детей   с   ОВЗ   является   изучение   особенностей   личности   каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную   учебную   деятельность,   формирование   заинтересованности   и положительного отношения к учебе.  Нарушения учебной деятельности можно корректировать  с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней   позицией   школьника,   методы   снижения   чувствительности   к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и устранения страха ребенка. Нарушение развития самосознания  ребенка требуют применения таких методов, как   психологический   массаж,   идентификация,   зеркальное   отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».    Все   дети   разные,   но   все   они   могут   учиться,   не   взирая   на   свои способности, потребности и особенности, именно поэтому так важно признание ценности различий всех детей,  их способности и создание гибкой, подстроенной под ребенка,  системы обучения, учитывающей потребности всех детей.   ­   М.,   Битянова   М.Г. //   Интернет­ресурс:   Адаптация   ребенка   к   школе. Литература: 1.   1998.  2.   Ковалева   Л.М.,   Тарасенко   Н.Н.   Психологический   анализ   особенностей адаптации   первоклассников   к   школе   //   Начальная   школа,   2006   ­   №7.  3. Оленникова Л.А. Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников к школе». / «4 ступени» клуб учителей начальной школы     http://www.4stupeni.ru/stady/metod/8860­statya­ pedagogicheskaya­podderzhka­kak­odno­iz.html.  4.   Сафронова   В.М.   Прогнозирование   и   моделирование   в   социальной   работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр с.192.  5.   Сергеева   Б.В.   Содержание   профессионального   самосовершенствования педагога   начального   образования.   Международный   научно­исследовательский журнал «Успехи современной науки» (Success of Modern Science and Education) – № 8, Белгород, 2016. 6. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех:   политика   и   практика   инклюзии.   Сборник   научных   статей   и   научно­ методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.  «Академия»,     2002.   –

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "

Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018