Черешневская Л.В.
Г. Грязи, ГБОУ «Специальная школаинтернат г. Грязи»
Липецкой области
Педагогические возможности при организации образовательного процесса с
детьми с ОВЗ
Под аббревиатурой ОВЗ следует понимать ограниченные возможности
здоровья. Соответственно, лица с ОВЗ – это люди, которые имеют недостатки в
физическом или психическом развитии. Реализация прав детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики в области образования. Получение
такими детьми качественного общего и профессионального образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Специальные федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных
стандартов общего образования. Создание всеобъемлющих условий для
получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей
следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития,
состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный
вариант обучения и воспитания. В последнее время, как в стране, так и в нашей
школе растет число детей, которым требуется специальная психолого
педагогическая, коррекционная помощь. Увеличивается количество детей с
проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети
испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения,
не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания
врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и
потребностей каждого ребенка. Цель методической работы выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для
их непрерывного образования. Основной задачей педагогического коллектива
школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг.
Для них создаются условия для
проживания и воспитания в семье,
обеспечиваются их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и,
таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной
адаптации и интеграции в общество. Содержание коррекционной работы начального образования направлено на
создание системы комплексной помощи детям
в освоении программы,
коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии, их социальную
адаптацию и оказание помощи им.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Коррекционные образовательные учреждения для них решают комплекс
социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество,
формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и
обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психологопедагогической
поддержкой. Учитель реализует коррекционное направление в ходе
индивидуального подхода к детям на уроке (при объяснении, закреплении
учебного материала, а также при оценке знаний учащихся). Психолог проводит
диагностику с целью выявления нарушений психического развития ребёнка и
определения его индивидуальных потребностей; проводит индивидуальные
коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. Дефектолог
проводит индивидуальные и групповые занятия (на практике это делает
учитель). Обучение должно быть осмысленным. На каждом уроке должны быть
типы объяснения «от простого к сложному» и «от общего к частному»; в
эффективном обучении должны быть использоваться не «интерактивность», а
совместная продуктивная деятельность. Давать задания в соответствии с темпом
деятельности и возможностями ученика; учитывать индивидуальные особенности
вхождения ребёнка в деятельность (период врабатывания); изменять тактику
руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при
утомлении, пресыщении). Не предъявлять для выполнения ребёнку сразу более
одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует
предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать
ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы. Использовать
групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает
посильную для него часть задания, выполнение которой ведёт к достижению
общего результата; устраивать паузы активного отдыха с лёгкими физическими
упражнениями или расслаблением. Использовать в процессе обучения игровые
приёмы, элементы соревнования, дидактические игры; создавать ситуации
успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка; избегать предъявления завышенных и заниженных требований к
ученику; ввести знаковую систему оценивания, поощрять хорошее поведение и
успехи в учёбе, хвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим
заданием; ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов в
классе (картин, стендов); по возможности придерживаться постоянного
расписания занятий, т. к. дети с ЗПР отличаются забывчивостью. Совместно с
психологом нужно помогать ребёнку, адаптироваться в условиях школы и в
классном коллективе.
При этом основной целью при организации
образовательного процесса с детьми с ОВЗ является создание условий для
развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка,
формирование позитивных личностных качеств. Начальное образование призвано
обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально
благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически
развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и
обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих
различные отклонения в развитии. Адекватные методы, организационные формы
работы с детьми, имеющими тяжелые расстройства, целенаправленное
воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей дефектов.
Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с ОВЗ, надо устранить
нарушения и сформировать базу для дальнейшего успешного обучения,
необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического
процесса. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей
возможно при создании личностноориентированного обучения. Вокруг ребенка
создается единое коррекционнообразовательное пространство и определенная
предметноразвивающая среда.
Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания
основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у
школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их
развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его
траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. В современном
образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и
становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам
обучения, как правило, оказываются для детей с ООП непосильными.
Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний,
несформированность приемов учебной деятельности, основных операций
мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также
формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому программа была
пересмотрена таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном
уровне для такой категории школьников.Как уже отмечалось ранее, основой
обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого
ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в
активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и
положительного отношения к учебе.
Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов
снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с
внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к
оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти
методы используются на фоне метода релаксации и устранения страха ребенка.
Нарушение развития самосознания ребенка требуют применения таких методов,
как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение,
подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других.
Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я
буду». Все дети разные, но все они могут учиться, не взирая на свои
способности, потребности и особенности, именно поэтому так важно признание
ценности различий всех детей, их способности и создание гибкой, подстроенной
под ребенка, системы обучения, учитывающей потребности всех детей.
М.,
Битянова М.Г.
// Интернетресурс:
Адаптация ребенка к школе.
Литература:
1.
1998.
2. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей
адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 №7.
3. Оленникова Л.А. Педагогическая поддержка как одно из условий успешной
адаптации первоклассников к школе». / «4 ступени» клуб учителей начальной
школы
http://www.4stupeni.ru/stady/metod/8860statya
pedagogicheskayapodderzhkakakodnoiz.html.
4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский
центр
с.192.
5. Сергеева Б.В. Содержание профессионального самосовершенствования
педагога начального образования. Международный научноисследовательский
журнал «Успехи современной науки» (Success of Modern Science and Education) –
№ 8, Белгород, 2016.
6. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для
всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно
методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.
«Академия»,
2002.
–
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Статья "Педагогические возможности при организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.