Статья «Пластов и его духовное наследие».
Оценка 4.7

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
искусство +1
Взрослым
24.04.2018
Статья «Пластов и его духовное наследие».
Статья о русском художнике 20 века, моем земляке Аркадии Александровиче Пластове. Не раз читал его биографию, но везде о его учебе в Симбирской духовной семинарии почти ничего не написано. Обычно говорится учился там то, там то и все. Хотелось обратить внимание учащихся на глубокое духовное образование художника.
Статья Пластов и его духовное наследие..docx
О.Е. Зимин                                                                          Ульяновская обл., .р.п. Майна                                                                         МБУ ДО Майнская ДШИ                                                                          им.    Кашперова                                                                                    Преподаватель художественного                                                                       отделения. Изобразительное и искусство как основа духовно­нравственного развития творческой личности.                          «Пластов и его духовное наследие». «Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь, и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно. Через это достигается, то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое   движение   вперед…   Конечно,   насильно   не   следует   приневоливать себя, но дисциплина духа должна всегда быть на высоте».                                                Из письма А.А. Пластова к сыну. «Дисциплина   духа…»   очень   глубокие   слова   и   явно   сказаны   они   не мимоходом, не ради красного словца, а скорее всего они идут из глубины души, они, прочувствованы, испытаны, осознаны. Истоки этого знания явно почерпнуты   не   из   философских   трактатов   или   из   художественных произведений. В каждом письме, в каждом выражении или слове чувствуется глубокое   духовное   образование.   Тоже   самое   можно   сказать   и   о   живописи Аркадия Александровича. Глубокая любовь к человеку сквозящая в каждой его картине явно идет не из светского знания. Для того чтобы понять это нужно вернуться в его отроческие и юношеские годы. В   1903   году   Аркадий   Александрович   по   совету   отца   поступил   в Симбирское   Духовное   училище.   Затем   он   продолжил   свое   образование   в Симбирской Духовной семинарии, учился в которой, до1912 года. В сумме получается 9 лет изучения духовных дисциплин. «В Духовных семинариях основой учебного процесса является изучение традиций   православной   веры   и   основных   постулатов   христианских (догматических и нравственных). Можно сказать, что в семинарии обучают самой   христианской   жизни.»   Пластов   не   был   человеком   который   ради простого   интереса   полистал   священное   писание   или   историю   церкви,   с большой уверенностью можно сказать, что он всем сердцем принимал, то о чем   писали   великие   богословы   православной   церкви,   такие   как:   Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Максим Исповедник. На черно­белой фотографии 1970 года мы видим обычного художника в фуфайке   со   стареньким   этюдником.   Почти   всю   жизнь   он   прожил   как крестьянин. Были трудные времена. Из воспоминаний сына: «Я никогда не видел отца в те годы отдыхающим (после пожара), с восхода и до глубокой ночи   он   переходил   от   дела   к   делу,   наквитывая   все,   что   сгорело,   догоняя товарищей,   выколачивая   скудные   копейки   постоянной   работой   по техническому плакату. Видимо, жили мы в то время крайне бедно, все было на   счету.   Я   помню,   как   ребенком   любил   играть   под   большим   станом,   на котором   были   натянуты   одеяла   для   стежки.   Мать   стегала   их   соседям, добиваясь   лишней   десятки.   Отец   делал   рисунки   павлинов   для   этого,   что поражало односельчан до крайности. В долгие зимние вечера я так и засыпал на   лоскутах   под   крышей,   а   отец   и   мать   сидели   допоздна   и   выстегивали терпеливо   очередного   павлина».     Трудные   времена   закончились   и   на фотографии   это   уже   художник,  награжденный   двумя   орденами   Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями. У него широкие возможности, безбедная столичная жизнь. Но он сидит на пеньке с видавшим виды этюдником…. Вот что он пишет в одном из своих писем: «…  Единственной   нашей   мыслью   должно   быть   желание,  страстное  и непрестанное,   устроить   так   свою   жизнь,   чтобы   в   тишине   и   уединении насладиться   природой   и   свободой   от   городского   шума   и   волнений, предаваться   любимому   делу   без   помех   и   поправок   невежественных   и бесчестных людей, чтобы быть действительно нужными для жизни простых людей». Жить «в тишине и уединении». А это уже из свято­отеческих писаний. Это то, что впитал в себя Пластов в Духовной семинарии.  Жизнь   Пластова,   в   какой   то   степени,  была   похожа   на   затвор.   Душа должна   быть   наполнена   светом,   и   не   просто   светом   искусства,   а божественным   светом, любовью  к  ближнему. А  где  ее можно  сохранить  в полной   мере?   Конечноже   в   родной   Прислонихе,   среди   односельчан,   под бесконечным куполом неба, среди лесов и полей. Чтобы увидеть этот свет воочию   достаточно   посмотреть   на   одну   из   картинПластова   на   которой изображен старик с граблями на фоне стоящей стеной золотой пшеницы. Эту картину   можно   сравнить   с   иконой.   На   иконе   золотой   фон   обозначает Божественный  свет. Нимб написанный   светлой  и  теплой  краской­это свет, исходящий   от   человека,   лицо   написано   темной,   но   тоже   теплой   краской. Только   теплые   цвета,   мягкие   контуры…как   у   Рублева.   Так   можно   писать только находясь в«тишине и уединении». Был тихий, теплый осенний день. Вдруг «тишину и уединение» нарушил рев   самолета,   затем   пулеметная   очередь…   и   опять   тишина.   «Фашист пролетел». Фашистский летчик, вероятно, летел с задания, и никакого смысла расстреливать стадо и ребенка не было. Нажал на кнопку просто так, как сейчас говорят ради прикола. Наверное, потом он хвалился своей лихостью перед товарищами. Другой летчик, но только американский тоже летел над Хиросимой   и   тоже   нажал   на   кнопку.   Погибло   несколько   тысяч   человек. Конечно,   у   него   был   приказ,   но   сути   это   не   меняет.   Картина   «   Фашист пролетел»     оказалась   пророческой.     Сегодня,   чтобы   запустить   ядерную ракету,   достаточно   нажать   на   кнопку,   чтобы   начать   какую   ни   будь информационную войну тоже достаточно нажать кнопку «Enter». Другой источник простоты в работах Аркадия Александровича ­ старые мастера, близкие ему по духу люди. Из статьи Татьяны Пластовой: «…он считал своими учителями В. Серова, Н. Ге, И. Репина, В. Сурикова, изучал и копировал Гольбейна, Веласкеса, Рембрандта, Хальса, мастеров Возрождения, импрессионистов.   Все   богатство   мировой   живописной   культуры   было   им освоено».   Своим   ученикам   и   в   частности   сыну   он   советовал   больше копировать.   «Пиши   акварели   как   можно   легче   и   цветнее,   согласованнее   в цвете. Для этого посмотри Веласкеса, Серова или Репина, Сурикова. В их работах   ты, изысканнейшее соединение тонов. Избегай пестроты лоскутного одеяла».   увидишь   изумительную   гармонию,   присмотревшись, «Отец был для Николая Пластова первым и главным учителем на всю жизнь. Копирование и работа с натуры — традиционная основа европейского художественного   образования,   осмысленность   живописных   задач,   усвоение системы   цветов   и   тоновых   отношений,   собственный   пример   неустанной работы и беспощадной требовательности к себе — вот главные его уроки, сформировавшие сына как художника». Война закончена, над головой мирное небо. Не рвутся снаряды, не ревут самолеты,   не   гибнут   люди   и   только   бесконечное   небо,   разнотравье,   тихо шумят березки…сколько света и радости…. Это то состояние души и ума человека,   которое   Аркадий   Александрович   изобразил   в   своей   картине «Сенокос».   Он   мог   бы   написать   грандиозный   парад   или   небывалое деревенское   застолье  в  честь   победы,  а  у  него   есть   такие  картины,  но  он изобразил лес и несколько крестьян. Та же самая простота, как и в картине «Фашист пролетел». Но есть и совсем не большое отличие. Там война, горе. Здесь победа. Поэтому и другое цветовое решение. «Вот сейчас взглянул на эскиз, и, прищурившись, представил какую расчудесную гамму изумрудных, голубых,   фиолетовых,   розовато­коричневых,   черных   и   лимонных   тонов   я разверну тут…». Вот он парад света, душевного тепла, любви к природе и людям. Особое отношение было у Пластова к детям. Он много общался с ними и   написал   немало   детских   портретов:   «Тройка»,   «Ужин   тракториста», «Юность», «Валя Репина», «Летом». И снова хочется вернуться к словам из эпиграфа этой статьи «Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь, и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво   и   критически.   Это   очень   верно.   Через   это   достигается,   то беспокойство   духа,   плодотворное   и   творческое,   без   которого   немыслимо никакое   движение   вперед…   Конечно,   насильно   не   следует   приневоливать себя, но дисциплина духа должна всегда быть на высоте». Всего   несколько   сточек,   но   в   них   весь   Пластов.   Через   них   он обращается не только к сыну, но и ко всем нам. Сегодня другое время, дети в большей степени увлечены виртуальным миром, общение зачастую происходит не в живую, а в соцсетях. Как бы не был сложен и высок виртуальный мир, а живое общение, сам человек и то, что вложено в него Богом, «… то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без   которого   немыслимо   никакое   движение   вперед…»  Каждый   человек,   а особенно преподаватель должен помнить об этом. Тогда наша жизнь будет другой. И мы будем двигаться вперед. Список источников. Григорий Богослов 1 том. Пластовы – семья художников. Татьяна Пластова. / www.tg­m.ru / Художник Аркадий Пластов: картины, биография. /www/artcontext.info/ Аркадий Александрович Пластов. /www.library.ru/

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».

Статья «Пластов и его духовное наследие».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018