Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"
Оценка 5

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Оценка 5
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
01.04.2017
Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"
Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за¬данию преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель данной работы - анализ различных аспектов внеаудиторной самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам. Задачи представленной работы - определить функции, задачи, формы, необходимые средства обучения, систему контроля и критерии оценивания внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа.
Носкова Е.И..docx
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам Изменения   социально­экономических   условий   в   российском   обществе значительно повысили требования к уровню и качеству подготовки специалистов в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими   качествами,   как   целеустремленность,   предприимчивость,   инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. В   этой   связи,    всё   большее   значение   приобретает   самостоятельная   работа студентов,   создающая   условия   для   формирования   у   них   готовности   и   умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания. Требования ФГОС третьего поколения  диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. ФГОС по всем профессиям и специальностям СПО предусматривают развитие у студентов следующих общих компетенций:  организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач, эффективность и качество;   оценивать   их  осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного профессионального и личностного развития; выполнения     профессиональных   задач,  использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в  профессиональной деятельности; самостоятельно определять  задачи  профессионального и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать повышение квалификации[2, с. 7]. Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых: 1  развивающая  (повышение   культуры   умственного   труда,   приобщение   к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);  ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);  воспитательная  (формируются   и   развиваются   профессиональные   качества специалиста);  исследовательская (новый уровень профессионально­творческого мышления);  информационно­обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях)[1, с. 19]. Задачами самостоятельной работы студентов являются:  систематизация   и   закрепление   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов;  углубление и расширение теоретических знаний;  формирование умения использовать справочную литературу;  развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;  формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развитие исследовательских умений[1, с. 20]. В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:  аудиторная и внеаудиторная. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   выполняется   студентом   по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы   СПО   и наряду с производственной практикой   студентов   становится наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально­технической   базы,   соответствующего   теоретического,   психолого­ педагогического   и   научно­методического   сопровождения,   соблюдения   интересов 2 работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей   студентов   в самореализации. Объем   времени,   отведенный   на   внеаудиторную   самостоятельную   работу, находит отражение в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам или темам. Перед   всеми   преподавателями   стоит   задача   ­   правильно   организовывать самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Организация включает, прежде всего,   методическое   обеспечение   в   виде   четких   заданий   на   самоподготовку   с   На   основании   Положения   о конкретными   способами   их   выполнения. самостоятельной   работе   студентов   колледжа,   Методических   рекомендаций   по планированию   и   организации   отдельных   видов   и   форм   внеаудиторной самостоятельной   работы   студентов   колледжа  преподаватель   разрабатывает Методические   рекомендации  по   выполнению   самостоятельной   внеаудиторной работы по дисциплине. Зачастую   в   колледж   приходят   учиться   ребята,   которые   не   привыкли выполнять самостоятельные домашние работы, многие не делали домашние работы в школе.   Поэтому   преподавателю   необходимо   заинтересовать   студентов,   сделать внеаудиторную   работу   практико­ориентированной,   полезной   для   будущих специалистов. Большую помощь преподавателям при организации самостоятельной работы   студентов   могут   оказать   электронные   рабочие   тетради   по   предметам. Рабочие тетради выкладываются  на сайт колледжа или сайт преподавателя, либо дается ссылка на текст рабочей тетради в социальных сетях. Для развития учебно­познавательной активности студентов в колледже по  экономическим дисциплинам используются разнообразные формы внеаудиторной  работы, такие как: 1. Для углубления знаний: ­ составление различных видов планов и тезисов по тексту (в качестве текста можно выбрать статью из журнала, газеты, интервью экономистов и политиков и т. д.); 3 ­ ознакомление с нормативными документами (ребятам для ознакомления и анализа предоставляются отдельные статьи Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закон о защите прав потребителей, закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках); ­ работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet; ­ создание презентаций по предложенным темам. 2. Для закрепления  знаний: ­ работа с конспектом лекции; ­ составление плана ответа; ­ составление синквейна по изученным терминам (синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, составленная по определенным правилам); ­   составление   различных   таблиц,   схем   (например,   сравнительной   характеристики типов конкурентных рынков, типов экономических систем, организационно­правовых форм бизнеса и т. д.). 3. Для систематизации учебного  материала: ­ подготовка ответов на проблемные вопросы (домашнее задание  формулируется в виде проблемного вопроса, который должен побуждать студентов к размышлению, а не только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и определений. Например, «Что такое для вас «работа»?», «Почему фирмы во всем мире постоянно ищут   рынки   товаров,   которые   являются   новинками   и   вызывают   большой   интерес покупателей», «Сегодня во всех городах России появились системы сотовой связи. Каковы последствия такого процесса для естественного монополиста – телефонной службы   города?»,     «Почему   вода,   которая   настолько   необходима,   что   без   нее невозможно жить, имеет такую низкую  цену, в то время как  у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» и т. д.); ­   подготовка   сообщения,   доклада   (например,   о   жизни   и   научной   деятельности выдающихся   ученых­экономистов,   знаменитых   менеджеров   современности;  при выполнении   таких   форм   внеаудиторной   самостоятельной   работы   студенты 4 осуществляют   поиск,   отбор   и   обработку   информации,   а   создание   компьютерной презентации  к  докладам  требует от  них навыков  использования   информационных технологий); ­  написание   эссе  по   предложенным   темам  (темой  эссе   может  быть  высказывание ученого­экономиста, менеджера, политика:  «В бизнесе ни один шанс не теряется: если   вы   его   загубили,   «Кто   покупает   лишнее,   в   конце   концов   продает   необходимое»   Б.Франклин;   его   отыщет   ваш   конкурент»   А.Маршалл; «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами:   люди,   продукты,   прибыль.   На   первом   месте   стоят   люди»   Ли   Якокка;  «Центральная   экономическая   проблема   заключается   в   обеспечении   такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать, то что требуется»   П.Хейне;   «Погоня   за   прибылью   –   единственный   способ,   при   помощи которого   люди   могут   удовлетворять   потребности   тех,   кого   они   вовсе   не   знают» Ф.Хайек); ­ тестирование (тесты для систематизации учебного материала выдаются в качестве домашнего   задания, самотестирование в компьютерном классе колледжа);   студенты   проходят   тестирование   в   сети  Internet; ­ составление кроссворда (как по определенным экономическим направлениям, так и по всем экономическим терминам); ­ разгадывание ребусов, загадок (при желании ­ их составление); ­ формирование плаката; ­   составление   отчета   по   экскурсии   на   предприятия   города   (Центр   занятости населения  города, Информационный   центр  Кольской  АЭС,  Учебно­тренировочное подразделение Кольской АЭС); ­ составление памятки, брошюры (правила пользования банковскими картами, как вести себя на собеседовании при трудоустройстве на работу, правила составления резюме). 4. Для формирования практических и профессиональных умений: 5 ­решение задач и упражнений по образцу (задачи на построение графиков спроса и предложения на товары и услуги города, на нахождение равновесной цены, задачи на определение   издержек,   прибыли,   ВВП,   ВНП,   расчет   заработной   платы,   расчет основных   видов   налогов,   уплачиваемых   физическими   лицами   и   предприятиями   и т.д.); ­решение ситуативных и профессиональных задач; ­   подготовка   к   практической   работе   (сбор   информации   для   расчета   семейного бюджета, изучение цен на товары и услуги города, сбор информации в ЦЗН города для анализа ситуации на рынке труда); ­ составление резюме для устройства на работу; ­ проведение анкетирования и исследования; ­ подготовка проекта. Для организации самостоятельной работы используются следующие средства обучения[1, с. 23]: 1.   Дидактические   средства,   которые   могут   быть   источником   самостоятельного приобретения знаний   (документы, нормативно­правовые акты, тексты интервью и выступлений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, таблицы); 2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудио и видеотехника); 3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно­методические указания, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с алгоритмами выполнения заданий). Разработка и применение средств обучения ­ это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству. Формы контроля самостоятельной работы[3, с. 37]: Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы  1. преподавателем. 6 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии. Тестирование. Письменный опрос. Устный опрос. Индивидуальное собеседование. Собеседование с группой. Отчет о проделанной работе.  Защита реферата или проекта. Творческий конкурс. Научно­практическая конференция. Олимпиада. Зачет. Экзамен. Критериями   оценок   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы студента являются[3, с. 39]:  уровень освоения студентов учебного материала;  умения   студента   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач;  сформированность общеучебных умений;  умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;  обоснованность и четкость изложения ответа;  оформление материала в соответствии с требованиями;   умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;  умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;  умение   показать,   проанализировать   альтернативные   возможности,   варианты действий; 7  умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее. Таким образом, преподавателю при организации самостоятельной  внеаудиторной работы студентов необходимо помнить: 1.   Самостоятельную   внеаудиторную   работу   необходимо   организовывать   во   всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. 2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. 3.   Организация   внеаудиторной   самостоятельной   работы   должна   способствовать развитию мотивации учения студентов. 4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной. 5. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам. 6.   В   ходе   самостоятельной   работы   необходимо   обеспечить   сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов. 7.   При   организации   внеаудиторной   самостоятельной   работы   необходимо предусмотреть   адекватную   обратную   связь,   т.е.   правильно   организовать   систему контроля. Список использованных источников:             1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. ­ 2009. № 5. ­ С.18­26.              2.   ФГОС   СПО   по   специальности  034702   Документационное   обеспечение управления   и   архивоведение  Утвержден   Приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 75. ­ С.7             3.Черногаева   Н.А.   Контроль   самостоятельной   работы   студентов   /Н.А. Черногаева, зам. директора по УМР ФГОУ СПО «Донской техникум информатики и 8 вычислительной техники»» //Методист.­ 2009.­ №1.­ С.36­41. © Е.И. Носкова, 2017 9

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"

Статья по экономике на тему "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов колледжа по экономическим дисциплинам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017