Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
история
5 кл—11 кл
27.02.2019
Статья содержит материал о необходимости применения письменных исторических источников в общеобразовательной школе. В публикуемом материале дается понятие "исторического источника", классификация. Так же в статье можно найти описание электронных программ, с помощью которых можно организовать работу с историческими источниками. Представлен алгоритм работы с письменным источником. Статья предназначена для учителей истории общеобразовательных школ.
статья РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.docx
Маркевич Михаил Юрьевич,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории,
МКОУ «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа № 7»,
г. Шадринск, Курганская область
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Быстрота динамики современного социума требует от обучающегося умений быстро
ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться в нём. Это развитие выдвигает
определенные требования к социализации обучающихся. Умение анализировать и
синтезировать постоянно увеличивающийся поток исторической информации о фактах,
явлениях и предметах прошлого становится необходимым условием жизни в таком социуме.
Информационное общество оказывает воздействие на подрастающее поколение уже не только
учебными пособиями, но и Интернетом, телевидением и другими СМИ.
Исходя из современных требований, предъявляемых обществом к школе, федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает
использовать для подготовки обучающихся компетентностный подход с формированием
учебнопознавательной и информационнокоммуникационной компетентностей. Перед
школой встают задачи формирования социальноактивной личности,
умеющей
самостоятельно анализировать настоящее и прошлое.
Учебный предмет «История» подразумевает изучение информационного пространства
многих исторических эпох и цивилизаций. При этом сами носители исторической информации
также разнообразны. Вышеуказанное создает благодатные условия для развития умений
обучающихся работать с информацией самостоятельно находить и анализировать различные
источники, обрабатывать их и применять имеющиеся в них сведения. Применение
исторических источников позволяет развивать познавательный интерес к исторической науке,
предоставляет возможность обучающимся получить личный опыт наблюдения и изучения
различных фактов и явлений о жизнедеятельности различных человеческих цивилизаций.
Предмет «История» наполнен различной информацией, представленной в
исторических источниках. К сожалению, этот материал используется большинством учителей
в качестве иллюстративного материала. Это факт ослабляет познавательные и
воспитывающие функции исторического источника. На современном этапе необходимо
отказаться от формализма в использовании источников в процессе обучения истории и
применять их как средство развивающего обучения личности ученика, становления его
нравственности и патриотичности.
Уникальность исторической науки состоит в том, что она погружает нас события и
явления прошлого. А это значит, что источником, несущим какуюлибо информацию об
изучаемом предмете, является какой либо памятник прошедшей исторической эпохи, или
артефакт истории или цивилизации прошлого. События, факты, явления прошлого выступают
в определенных формах, несущих информацию о них. Эти объекты и принято называть историческими источниками, интерпретируя которые мы познаем прошедшие эпохи. В
совокупности все источники отражают в себе достижения цивилизаций, государств и народов
в процессе их исторического развития. Они могут представлять собой географические
объекты (старое русло реки, влияющее на жизнь народов прибрежных территорий,
формирующее образ жизни и деятельности), элементы культуры или фольклор ушедшей в
прошлое эпохи, или жилищный комплекс с сохранившимися предметами быта, или хроники и
летописи, правовые акты, какоголибо государства.
Одни исторические источники
характеризуют прошлое (летописи, хроники, жития, хождения, мемуары, дневники, и др.).
повествуют о нём языком современников эпохи. Другие – это ушедшие в историю предметы и
артефакты (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты,
хартии, соглашения) – их называют остатками, информирующими о событиях прошлого.
Исходя из этого исторический источник необходимо рассматриваться как доминирующий
способ познания исторического процесса, предоставляющий возможность воспроизвести
факты и явления социальной жизни прошлого.
Исходя из вышеизложенного, исторические источники — это весь комплекс
документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический
процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых
воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о
причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события [6, с. 6].
Любой источник является продуктом социальной деятельности людей.
В современном источниковедении принято выделять несколько больших групп
исторических источников:
1) Вещественные (Материальные) источники. Среди них можно выделить
архитектурные памятники, остатки жилищных комплексов, предметы ремесленного
производства, произведения культуры, оружие и др.
2) Письменные источники. Они включают летописи, хроники, мемуары,
законодательные акты, статистические отчёты и др.
3) Материалы лингвистики и топонимики.
4) Этнографические источники, содержащие информацию о различных этносах, их
названиях, ареалах обитания, специфике их культурной жизни, а также об особенностях
религиозных культов, обрядов и обычаев.
Большую этнографическую ценность имеют наскальные изображения, орнаменты,
скульптура и др. Особое место занимает фольклор. В эту группу мы включим: легенды,
сказки, сказания, пословицы, поговорки, песни, предания.
В прошлом веке в связи с быстрым развитием промышленных технологий появляется
еще один вид источников – кино и фотохроника, которая позволила отразить современную
историю в динамике и ретроспективе.
Использование электронных вычислительных машин и Интернета привело к появлению
нового вида источников – электронных. Появление компакт дисков, флеш накопителей в
сочетании с ресурсами всемирной сети Internet открыло свободный доступ к историческим
источникам в электронных вариантах, расположенных в архивных фондах, библиотечных
каталогах и музеях по всему миру. Компьютерные технологии позволили объединить многие
источники и сделать их мультимедийными. Использование современного программного обеспечения, мультимедийных и технических средств разрешает применять новые формы
анализа различных видов источников и обрабатывать их.
Видовое разнообразие электронных программных средств предоставили работать с
историческими источниками по большому спектру направлений:
системы управления базами данных позволяют обрабатывать структурированные
источники, имеющие единый формуляр (метрические книги, личные дела, анкеты и др.),
текстовые источники, изображения;
текстовые и файловые редакторы дают возможность совершать многообразные
операции с текстами исторических источников;
электронные таблицы (Excel и др.) позволяют
эффективно работать со
статистическими источниками, которые представлены в форме таблиц;
графические редакторы, применение сканеров, принтеров, копиров, видеоплейеров
и рекодеров, флеш накопителей сохраняют и синтезируют изобразительные источники;
географические и навигационные системы создали условия для воспроизведения и
анимации картографических источников.
Вышеизложенное убеждает нас необходимость применения исторических источников
на исторических занятиях с целью активации процесса познания у обучающихся.
Использование в ходе занятия сначала одного источника, а в последующем тематического
комплекса исторических источников, формирование представлений о способах их изучения,
применения на практике, использования памяток, алгоритмов работы способствуют
возможности добиться положительного результата в формировании познавательной
деятельности обучающихся.
Мы считаем, что исторические источники необходимо постепенно вводить в учебную
деятельность, планомерно усложняя формы и методы работы с ними. В конечном счете,
учащийся освоив навыки работы с источниками, получит возможность значительно увеличить
объем самостоятельной работы и расширить количество освоенного им учебного материала.
На первом этапе внедрения в учебную деятельность исторических источников преподавателю
необходимо тщательно продумывать и организовывать деятельность учащихся. В дальнейшем
учительский контроль должен подменяться самоконтролем, расширением творческой
инициативы учащегося. Именно такой подход позволит сформировать познавательные,
общекультурные и общеобразовательные умения. Индивидуальность личности учащегося
будет формироваться через диалог между участниками образовательного процесса.
Организуя самостоятельную работу по анализу исторических источников, учитель
одновременно создает условия для творческой и познавательной деятельности, что
способствует развитию умений синтеза и анализа, интереса к изучению истории. Исходя из
этого обучающихся необходимо научить краткому анализу источника в пределах изучаемой
темы. Далее учащиеся переходят к выполнению самостоятельной работы под руководством
учителя. Преподаватель использует для этого памятки, алгоритмы. Мы считаем, что в работе
с источником можно использовать следующий алгоритм, представляющий комплекс
вопросов:
1. кратко определите тематику источника;
2. определите проблему, поднимаемую автором источника;
3. выясните отношение автора источника к поднятой проблеме; 4. выскажите другие, отличные точки зрения, существующие по данной проблеме;
5. подтвердите авторскую позицию материалом из источника
6. приведите аргументы в пользу отличных точек зрения;
7. примените рассмотренную проблему к теме изучаемого на занятии материала.
Нами замечено, что для эффективного применения источников, необходимо
использовать различные способы их введения в учебный процесс:
•
•
использование в рассказе учителя цитирования какоголибо источника;
анализирование исторического источника сначала на занятии под руководством
учителя, а затем в условиях домашней работы;
•
самостоятельная работа должна содержать поиск информации, использование
полученных данных в своем рассказе, повествование;
С учетом возрастных познавательных возможностей обучающихся, необходимо
использование следующих методических приемов:
постановки проблемнопознавательных задач;
развернутой инструкции; словарного поиска; драматизации;
персонификации; установления предметных и метапредметных связей.
•
•
•
Взаимосвязь методических приемов ведет к лучшей организации учебного процесса,
способствует развитию познавательного интереса к предмету «История».
При целенаправленном обучении при работе с историческими источниками происходит
увеличение удельного веса самостоятельной деятельности школьников. Использование
разнообразных типов занятий: уроков изучения нового материала с элементами лабораторного
занятия; систематизации, проверки и учета знаний в сочетании с элементами практического
занятия; систематизации и обобщения с элементами игрового занятия и др. ведет к
многообразию видов учебной деятельности, росту мотивации и потребности в получении
новых знаний. Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской
позиции у подрастающего поколения играют уроки истории. Гражданственность включает ряд
компонентов: знания, качества, ценности, действия. Сформировать все эти компоненты
помогает работа с историческими источниками, использование которых позволяет сделать
изложение материала наглядным (проиллюстрировать конкретными примерами и фактами
теоретические положения), дает возможность учащимся через образы прошлого
почувствовать колорит, ценности, эпохи; учит мыслить, рассуждать, анализировать
информацию, вырабатывать собственную позицию.
Изучение разнообразных по виду исторических источников позволит полно
реализовать воспитательный потенциал истории: включение исторических описаний,
поэтических произведений, документальных иллюстраций, афоризмов, активизирует работу
учащихся, развивает их образное мышление, актуализирует размышления учеников о
нравственных проблемах прошлого и настоящего, стимулировало выработку эмоционально
ценностных, оценочных суждений по поводу исторических событий, явлений, личностей в
истории.
Предложенный нами комплекс методических путей позволит оптимизировать
деятельность учителя, так как в них раскрыты механизмы работы с историческими
источниками, что в дальнейшем может послужить основой для индивидуального педагогического проектирования методических комплектов исторических источников
творчески работающими учителями.
Список использованной литературы:
1.
Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории
[Текст] /С.А. Бирюков // Методика 2002. №2. с.3239.
2.
Манданова, Е.С. Изучение исторических источников как средство
развития познавательной деятельности учащихся основной школы [Текст] / Е.С.
Манданова. М.: ПроСофт, 2007. 104 с..
3.
Полат, Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.
С. Полат М.Ю., Бухаркина М.Ю. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368
с.
4.
Пушкарев, Л.Н. Исторический источник: основные подходы к
классификации. Современное историческое образование [Текст] / Л.Н. Пушкарев. М.:
Просвещение, 2000. 237 с.
5.
Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками [Текст] . №3. М., Владос.
2003. С. 174.
6.
Сабанина, Н. О. История государства и права России. Практикум :
учебнометодическое пособие / Н. О. Сабанина; Университет Российской академии
образования, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2015. – 73 с.
7.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе: в
2х частях [Текст] / А.Т. Степанищев. М.: Владос. 2002. 208 с.
8.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст];
учебник для студентов ВУЗов / М.Т. Студеникин. М.: Владос. 2004. 240 с.
9.
Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории [Текст]/ Е.В.
Саплина // Преподавание истории в школе. 2001. №4. с.5158.
10.
Харламова Е. В. Работы с источниками на уроках истории [Текст] / Е. В.
Харламова, Т.И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.
№1. с. 7172.
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.