Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Оценка 4.6

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
история
5 кл—11 кл
27.02.2019
Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Статья содержит материал о необходимости применения письменных исторических источников в общеобразовательной школе. В публикуемом материале дается понятие "исторического источника", классификация. Так же в статье можно найти описание электронных программ, с помощью которых можно организовать работу с историческими источниками. Представлен алгоритм работы с письменным источником. Статья предназначена для учителей истории общеобразовательных школ.
статья РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.docx
Маркевич Михаил Юрьевич, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания  высшей квалификационной категории, МКОУ «Открытая (сменная)  общеобразовательная школа № 7», г. Шадринск, Курганская область РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ Быстрота динамики современного социума требует от обучающегося умений быстро ориентироваться   в   окружающем   мире   и   адаптироваться   в   нём.   Это   развитие   выдвигает определенные   требования   к   социализации   обучающихся.   Умение   анализировать   и синтезировать   постоянно   увеличивающийся   поток   исторической   информации   о   фактах, явлениях и предметах прошлого становится необходимым условием жизни в таком социуме. Информационное общество оказывает воздействие на подрастающее поколение уже не только учебными пособиями, но и Интернетом, телевидением и другими СМИ. Исходя из современных требований, предъявляемых обществом к школе, федеральный государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования   предполагает использовать   для   подготовки   обучающихся   компетентностный   подход   с   формированием учебно­познавательной   и   информационно­коммуникационной   компетентностей.   Перед школой   встают   задачи   формирования   социально­активной   личности,   умеющей самостоятельно анализировать настоящее и прошлое. Учебный предмет «История» подразумевает изучение информационного пространства многих исторических эпох и цивилизаций. При этом сами носители исторической информации также   разнообразны.   Вышеуказанное   создает   благодатные   условия   для   развития   умений обучающихся работать с информацией ­ самостоятельно находить и анализировать различные источники,   обрабатывать   их   и   применять   имеющиеся   в   них   сведения.   Применение исторических источников позволяет развивать познавательный интерес к исторической науке, предоставляет   возможность   обучающимся   получить   личный   опыт   наблюдения   и   изучения различных фактов и явлений о жизнедеятельности различных человеческих цивилизаций. Предмет   «История»   наполнен   различной   информацией,   представленной   в исторических источниках. К сожалению, этот материал используется большинством учителей в   качестве   иллюстративного   материала.   Это   факт   ослабляет   познавательные   и воспитывающие   функции   исторического   источника.   На   современном   этапе   необходимо отказаться   от   формализма   в   использовании   источников   в   процессе   обучения   истории   и применять   их   как   средство   развивающего   обучения   личности   ученика,   становления   его нравственности и патриотичности.  Уникальность исторической науки состоит в том, что она погружает нас события и явления   прошлого.   А   это   значит,   что   источником,   несущим   какую­либо   информацию   об изучаемом предмете, является какой ­ либо памятник прошедшей исторической эпохи, или артефакт истории или цивилизации прошлого. События, факты, явления прошлого выступают в   определенных   формах,   несущих   информацию   о   них.   Эти   объекты   и   принято   называть историческими   источниками,   интерпретируя   которые   мы   познаем   прошедшие   эпохи.   В совокупности все источники отражают в себе достижения цивилизаций, государств и народов в   процессе   их   исторического   развития.   Они   могут   представлять   собой   географические объекты   (старое   русло   реки,   влияющее   на   жизнь   народов   прибрежных   территорий, формирующее образ жизни и деятельности), элементы культуры или фольклор ушедшей в прошлое эпохи, или жилищный комплекс с сохранившимися предметами быта, или хроники и летописи,   правовые   акты,   какого­либо   государства.     Одни   исторические   источники характеризуют прошлое (летописи, хроники, жития, хождения, мемуары, дневники, и др.). повествуют о нём языком современников эпохи. Другие – это ушедшие в историю предметы и артефакты (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты, хартии,   соглашения)   –   их   называют   остатками,   информирующими   о   событиях   прошлого. Исходя из этого исторический источник  необходимо рассматриваться как доминирующий способ   познания   исторического   процесса,   предоставляющий   возможность   воспроизвести факты и явления социальной жизни прошлого. Исходя из вышеизложенного, исторические источники — это весь комплекс  документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический  процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых  воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о  причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события [6, с. 6].  Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. В   современном   источниковедении   принято   выделять   несколько   больших   групп исторических источников:  1)   Вещественные   (Материальные)   источники.   Среди   них   можно   выделить архитектурные   памятники,   остатки   жилищных   комплексов,   предметы   ремесленного производства, произведения культуры, оружие и др. 2)   Письменные   источники.   Они   включают   летописи,   хроники,   мемуары, законодательные акты, статистические отчёты и др. 3) Материалы лингвистики и топонимики. 4)   Этнографические   источники,   содержащие   информацию   о   различных   этносах,   их названиях,   ареалах   обитания,   специфике   их   культурной   жизни,   а   также   об   особенностях религиозных культов, обрядов и обычаев. Большую   этнографическую   ценность   имеют   наскальные   изображения,   орнаменты, скульптура и др.   Особое место занимает фольклор. В эту группу мы включим: легенды, сказки, сказания, пословицы, поговорки, песни, предания. В прошлом веке в связи с быстрым развитием промышленных технологий появляется еще один вид источников – кино и фотохроника, которая позволила отразить современную историю в динамике и ретроспективе.  Использование электронных вычислительных машин и Интернета привело к появлению нового вида источников – электронных. Появление  компакт дисков, флеш  накопителей  в сочетании с ресурсами всемирной сети Internet открыло свободный доступ к историческим источникам   в   электронных   вариантах,   расположенных   в   архивных   фондах,   библиотечных каталогах и музеях по всему миру. Компьютерные технологии позволили объединить многие источники   и   сделать   их   мультимедийными.   Использование   современного   программного обеспечения,   мультимедийных   и   технических   средств   разрешает   применять   новые   формы анализа различных видов источников и обрабатывать их.  Видовое   разнообразие   электронных   программных   средств   предоставили   работать   с историческими источниками по большому спектру направлений:   системы управления базами данных позволяют обрабатывать структурированные источники,   имеющие   единый   формуляр   (метрические   книги,   личные   дела,   анкеты   и   др.), текстовые источники, изображения;   текстовые и файловые редакторы дают   возможность совершать многообразные операции с текстами исторических источников;   электронные   таблицы   (Excel   и   др.)   позволяют     эффективно   работать   со статистическими источниками, которые представлены в форме таблиц;   графические редакторы, применение сканеров, принтеров, копиров,  видеоплейеров и рекодеров, флеш накопителей сохраняют и синтезируют изобразительные источники;   географические и навигационные системы создали условия для воспроизведения и анимации картографических источников.  Вышеизложенное убеждает нас необходимость применения исторических источников на   исторических   занятиях   с   целью   активации   процесса   познания   у   обучающихся. Использование в ходе занятия сначала одного источника, а в последующем тематического комплекса исторических источников, формирование представлений о способах их изучения, применения   на   практике,   использования   памяток,   алгоритмов   работы   способствуют возможности   добиться   положительного   результата   в   формировании   познавательной деятельности обучающихся. Мы считаем, что исторические источники необходимо постепенно вводить в учебную деятельность,   планомерно   усложняя   формы   и   методы   работы   с   ними.   В   конечном   счете, учащийся освоив навыки работы с источниками, получит возможность значительно увеличить объем самостоятельной работы и расширить количество освоенного им учебного материала. На первом этапе внедрения в учебную деятельность исторических источников преподавателю необходимо тщательно продумывать и организовывать деятельность учащихся. В дальнейшем учительский   контроль   должен   подменяться   самоконтролем,   расширением   творческой инициативы   учащегося.   Именно   такой   подход   позволит   сформировать   познавательные, общекультурные   и   общеобразовательные   умения.   Индивидуальность   личности   учащегося будет формироваться через диалог между участниками образовательного процесса.  Организуя   самостоятельную   работу   по   анализу   исторических   источников,   учитель одновременно   создает   условия   для   творческой   и   познавательной   деятельности,   что способствует развитию умений синтеза и анализа, интереса к изучению истории. Исходя из этого обучающихся необходимо научить краткому анализу источника в пределах изучаемой темы. Далее учащиеся переходят к выполнению самостоятельной работы под руководством учителя. Преподаватель использует для этого памятки, алгоритмы. Мы считаем, что в работе с   источником   можно   использовать   следующий   алгоритм,   представляющий   комплекс вопросов: 1. кратко определите тематику источника; 2. определите проблему, поднимаемую автором источника;  3. выясните отношение автора источника к поднятой проблеме; 4. выскажите другие, отличные точки зрения, существующие по данной проблеме; 5. подтвердите авторскую позицию материалом из источника 6. приведите аргументы в пользу отличных точек зрения; 7. примените рассмотренную проблему к теме изучаемого на занятии материала. Нами   замечено,   что   для   эффективного   применения   источников,   необходимо использовать различные способы их введения в учебный процесс: • • использование в рассказе учителя цитирования какого­либо источника;  анализирование исторического источника сначала на занятии под руководством учителя, а затем в условиях домашней работы;  • самостоятельная работа должна содержать поиск информации, использование полученных данных в своем рассказе, повествование;  С   учетом   возрастных   познавательных   возможностей   обучающихся,   необходимо использование следующих методических приемов:  постановки проблемно­познавательных задач;  развернутой инструкции; словарного поиска; драматизации;  персонификации; установления предметных и метапредметных связей. • • •   Взаимосвязь методических приемов ведет к лучшей организации учебного процесса, способствует развитию познавательного интереса к предмету «История». При целенаправленном обучении при работе с историческими источниками происходит увеличение   удельного   веса   самостоятельной   деятельности   школьников.   Использование разнообразных типов занятий: уроков изучения нового материала с элементами лабораторного занятия; систематизации, проверки и учета знаний в сочетании с элементами практического занятия;   систематизации   и   обобщения   с   элементами   игрового   занятия   и   др.   ведет   к многообразию   видов   учебной   деятельности,   росту   мотивации   и   потребности   в   получении новых знаний. Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории. Гражданственность включает ряд компонентов:   знания,   качества,   ценности,   действия.   Сформировать   все   эти   компоненты помогает работа с историческими источниками, использование которых позволяет сделать изложение   материала   наглядным   (проиллюстрировать   конкретными   примерами   и   фактами теоретические   положения),   дает   возможность   учащимся   через   образы   прошлого почувствовать   колорит,   ценности,   эпохи;   учит   мыслить,   рассуждать,   анализировать информацию, вырабатывать собственную позицию. Изучение   разнообразных   по   виду   исторических   источников   позволит   полно реализовать   воспитательный   потенциал   истории:   включение   исторических   описаний, поэтических произведений, документальных иллюстраций, афоризмов, активизирует работу учащихся,   развивает   их   образное   мышление,   актуализирует   размышления   учеников   о нравственных проблемах прошлого и настоящего, стимулировало выработку эмоционально­ ценностных, оценочных суждений по поводу исторических событий, явлений, личностей в истории. Предложенный   нами   комплекс   методических   путей   позволит   оптимизировать деятельность   учителя,   так   как   в   них   раскрыты   механизмы   работы   с   историческими источниками,   что   в   дальнейшем   может   послужить   основой   для   индивидуального педагогического   проектирования   методических   комплектов   исторических   источников творчески работающими учителями. Список использованной литературы: 1. Бирюков, С. А. Работа с архивными документами на уроках истории  [Текст] /С.А. Бирюков // Методика ­ 2002. ­ №2. ­ с.32­39. 2. Манданова, Е.С. Изучение исторических источников как средство  развития познавательной деятельности учащихся основной школы [Текст] / Е.С.  Манданова. ­ М.: ПроСофт, 2007. ­  104 с.. 3.  Полат, Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.  С. Полат М.Ю.,  Бухаркина М.Ю.  ­ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368  с. 4. Пушкарев, Л.Н. Исторический источник: основные подходы к  классификации. Современное историческое образование [Текст] / Л.Н. Пушкарев. ­ М.: Просвещение, 2000. ­  237 с. 5. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками [Текст]  . №3. М., Владос. 2003. С. 174. 6. Сабанина, Н. О. История государства и права России. Практикум :  учебно­методическое пособие / Н. О. Сабанина; Университет Российской академии  образования, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2015. – 73 с. 7. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе: в  2­х частях [Текст] / А.Т. Степанищев. ­  М.: Владос. ­  2002. ­  208 с. 8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст];  учебник для студентов ВУЗов / М.Т. Студеникин. ­  М.: Владос. ­  2004. ­  240 с.  9. Саплина   Е.В.   Как   сделать   эффективным   урок   истории   [Текст]/   Е.В. Саплина  // Преподавание истории в школе. ­ 2001. ­ №4. ­ с.51­58. 10. Харламова Е. В. Работы с источниками на уроках истории [Текст] / Е. В. Харламова, Т.И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе. ­ 2003.­ №1. ­  с. 71­72.

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"

Статья по истории на тему "Роль исторических источников в обучении истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019