Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Оценка 4.8
Лекции
doc
изобразительное искусство
Взрослым
09.06.2017
высшая школа, ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности, обладающей креативным потенциалом и способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных способностей обучаемых, но и творческих. Рассмотрим основные характеристики развития творческих способностей личности.Высшая школа, ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности, обладающей креативным потенциалом и способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных способностей обучаемых, но и творческих. Рассмотрим основные характеристики развития творческих способностей личности.
Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования.doc
Старший преподаватель кафедры
графического моделирования КГАСУ
Хабибуллин Ф.Ш.
Сущность развития творческих способностей студентов в системе
высшего профессионального образования
Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе,
закономерно выдвигают необходимость модернизации системы образования, в
частности профессионального образования. Современное общество
предъявляет к человеку всё более высокие требования. Жизнь в эпоху научно
технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует
от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем. Таким образом, высшая школа,
ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности,
обладающей креативным потенциалом и способной к дальнейшему
саморазвитию, самообразованию. Поэтому особое внимание необходимо
уделять развитию не только интеллектуальных способностей обучаемых, но и
творческих. Рассмотрим основные характеристики развития творческих
способностей личности.
Существует обширный перечень отечественной и зарубежной литературы
по проблеме творческих способностей личности. Одни авторы (В. Н. Мясищев,
А. Ковалев, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов и др.) определяют способности через
признак «свойства личности». Характерной в этом отношении является точка
зрения А. Г. Ковалева: «Способность можно определить как синтез свойств
человеческой личности,
отвечающий требованиям деятельности и
обеспечивающий высокие достижения в ней». Однако ряд авторов (С. Л.
Рубинштейн, В. А. Крутецкий и др.) определяют понятие способности через
«индивидуальные особенности личности». Так С. Л. Рубинштейн дает
следующее определение: «Способности это сложная синтетическая
особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности». Близкое к этому определение понятия «способности» дается в Большом
Энциклопедическом Словаре: «Способности, индивидуальные особенности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления
определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам;
обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и
приемами деятельности. Диагностика сложившихся способностей производится
с помощью тестов, позволяющих разрабатывать методы количественной оценки
способностей. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями
таланта и гениальности» .
В. И. Андреев трансформировал все эти соображения применительно к
творческим способностям, которые студент проявляет в учебнотворческой
деятельности и определил «творческие способности» как синтез свойств и
особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям
определенного вида учебнотворческой деятельности и обусловливающих
уровень ее результативности (1).
В работах многих психологов творчество, творческие способности
личности часто сравнивается с интеллектом, причем их взаимосвязь трактуется
неоднозначно. Имеется, по крайней мере, три точки зрения на соотношение
креативности и интеллекта.
1. Отдельных творческих способностей не существует. Творческие
способности личности определяются ее когнитивной одаренностью,
мотивацией, ценностями, чувствительностью к проблемам, независимостью
действий в ситуации выбора (А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская).
2. Творческие способности существуют самостоятельно и практически не
зависят от интеллекта (А. Л. Пономарев, Е. П. Торранс). Творческие
способности, согласно сторонникам данной позиции, проявляются по
достижению определенного уровня интеллекта, т. е. нет творцов с низким
уровнем интеллекта, но есть интеллектуалы с низким уровнем творчества.
3. Творческие способности адекватны интеллектуальным, т. е. чем выше креативность, тем выше интеллект и наоборот. Отдельных творческих
процессов без соответствующих им интеллектуальных процессов не существует
(Р. Дж. Стернберг). Данная точка зрения, которую разделяют многие
специалисты в области интеллекта, не очевидна для некоторых отечественных
психологов, исследования которых показывают различия в динамике развития
креативных и интеллектуальных качеств у обучаемых.
Мы же не будем жестко разграничивать интеллектуальные и творческие
способности студентов, полагая их очевидную связь и взаимосвязь в
обеспечении продуктивного образования и творческой самореализации.
Существует несколько классификаций творческих способностей
личности, в которых содержатся различные наборы творческих качеств
обучаемых в зависимости от исследовательского ракурса. Например, Дж.
Гилфорд вместе со своими сотрудниками выделили следующие гипотетические
интеллектуальные способности, характеризующие креативность: беглость
мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к
разработке гипотезы, иррелевантность, фантастичность. Подобные качества Дж.
Гилфорд объединил под общим названием дивергентность мышления, которое, в
отличие от конвергентного мышления, ориентируется на неизвестное или
подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не
раскрыта и не существует заранее предписанного пути ее решения.
В работе, посвященной портрету творческой личности, профессор Г. А.
Дейвис на основе обобщения более ста признаков творческого человека
выделяет 12 групп его качеств: осознание творчества, оригинальность,
независимость,
артистичность,
энергетичность,
рискованность,
заинтересованность, наличие
непредубежденность, потребность в одиночестве, интуитивность.
чувства юмора,
тяга к сложности,
В. И. Андреев (1) рассматривает около 60 личностных качеств,
характеризующих творческую личность.
В.С. Шубинский предлагает систему творческих качеств обучаемого, соотносящуюся с этапами разработанного им творческого процесса:
1) этап возникновения творческой ситуации чувство новизны,
необычного, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому
сомнению (сомневаться во всем!), способность испытывать внутреннюю борьбу,
информационный голод (жажда познания);
2) эвристический этап — интуиция, творческое воображение, чувство
красоты, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность,
оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, эмоциональная
возбудимость в творческой ситуации;
3) этап завершения самокритичность, упорство в доведении дела до
конца, способность пользоваться различными формами доказательств,
обоснования результатов творчества, достаточная широта и глубина
знаний, опыта и умений для воплощения нового в духовные и материальные
формы.
Перечисленные качества личности относятся в основном к тому, что
принято называть проблемной ситуацией, и выражают соответствующий
перечень способностей, проявляющихся в них.
А. Э. Симановский связывает творческие качества обучаемого с его
деятельностью, выделяя следующие психологические составляющие творческой
деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления;
диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что не существует
единой общепринятой классификации творческих качеств личности или
качеств, обеспечивающих эвристическую деятельность студента. Каждый автор
опирается в своих исследованиях на личностные качества, наиболее полно
отражающие виды деятельности, которые выступают предметом его
рассмотрения. Такое состояние вопроса является, на наш взгляд, закономерным,
поскольку развитие любого комплекса творческих способностей обучаемого
неизбежно влияет на его общее развитие. Мы исходим из предположения, что у обучаемого нет абсолютно несвязанных личностных качеств и способностей, и
их разграничение требуется исследователю лишь для того, чтобы построить
модель конкретной учебной технологии.
Однако некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество
изначально присуще человеку и что надо только не мешать ему свободно
самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не
все могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую
активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если
подобрать соответствующие методы обучения, продумать всю технологию
обучения студентов, отобрать задания, способствующие развитию творческих
способностей, то студенты, не теряя своеобразия творчества, создают
произведения более высокого уровня, чем их необученные. самовыражающиеся
сверстники. Развитие творческих способностей студентов будет эффективным
лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный
непрерывный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических
задач, направленных на достижение конечной цели. Для этого необходима
технологизация образовательного процесса, что предполагает специальное
конструирование учебного материала,, методических рекомендаций к его
использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным
развитием студента в ходе овладения знаниями.
В связи с этим, нас интересуют технологии обучения, направленные на
развитие творческого потенциала студента, чтобы средствами своего предмета,
а именно изобразительного искусства, предоставить каждому индивиду
возможность полностью раскрыть свои задатки, развить творческие способности
и самореализоваться как личность.
Список литературы:
Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогичнской диагностики творческих
способностей/ В.И. Андреев. – Казань: Издво КГУ, 1989. – 144 с.
Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Статья по изобразительному искусству" Развития творческих способностей студентов в системе высшего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.