Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»
Оценка 4.9

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
30.05.2017
Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»
Занятие проходит в изостудии в группе детей второго года обучения, где воспитанники знакомятся с произведениями известных художников, учатся понимать содержание их работ, стараются передать красоту родной природы. Разнообразить творческий процесс помогают здоровье - сберегающие, игровые, информационно -коммуникативные технологии. Занятие насыщено иллюстративным материалом.Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»
методическая разработка красота зимней природы.doc
МБУДО ЦДТ «Приокский».                                    Методическая разработка занятия в группе детей второго года обучения в изостудии «Радуга»                                     « Красота зимней природы»                                                                                                                               Свечкарь Раиса Алексеевна – педагог              дополнительного образования                                                                                                                                                       Рязань.2017г. 1 Тема программы: «Пейзаж».                                                         Пояснительная записка.      Знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, в изостудии начинается с первого года обучения. Немаловажным   на   занятиях   по   изображению   данной   темы   является     умение   педагога заинтересовать учебным материалом. Учащиеся с удовольствием воспринимают наблюдения за изменениями   состояний   природы,   учатся   понимать   содержание   произведений   известных художников, стараются передать красоту природы. Большая роль в создании творческих работ детей принадлежит демонстрации учебного материала в виде презентаций,  красочных слайд ­ фильмов, иллюстративного материала. Данная методическая разработка окажет помощь педагогам дополнительного образования  при обучении детей изображению зимнего состояния природы.                                                                       Введение.          Еще в глубокой древности первобытный человек в своих рисунках на скалах изображал элементы окружающей природы: кусты, деревья, камни, водную гладь. Представления   об   изображении   необъятности,   красоты   и     безбрежности   мира   природы менялись с течением времени. На предыдущих этапах обучения  в изостудии дети знакомились с   рисованием   деревьев   и   кустов   без   листьев,   с   передачей   пространства   на   плоскости,   со средствами выражения в графике и живописи. Необходимо  расширить   знания  учащихся    по  изображению  зимнего  пейзажа  и   продолжить совершенствовать умения и навыки  по изображению различного состояния природы гуашью. Практическая   работа   учащихся   является   неотъемлемой   частью   усвоения   новых   понятий, формирования   навыков,   закрепления   умений   с   использованием   гуаши.   Для   получения положительного   результата   от  проведенного   занятия   педагогу   нужно  заинтересовать   своих воспитанников   процессом   творческой   атмосферы,   создать   такие   условия,   чтобы   дети   с радостью выполняли задание и осознавали,  что вся их кропотливая и усердная работа может пригодиться им в жизни.                                  Тема занятия: «Красота зимней природы».                   Цель занятия: формировать умение использовать нужную цветовую гамму для              передачи эмоционального и цветового состояния зимнего пейзажа. 2 Задачи: Образовательные: ­ познакомить детей с произведениями знаменитых художников на зимнюю тематику; ­закрепить знания о теплых и холодных цветовых гаммах; ­учить подбирать, смешивать цвета между собой для получения зимней цветовой гаммы; ­закрепить знания, умения, навыки учащихся при изображении гуашевыми красками; ­научить новым   техническим приемам передачи зимнего состояния и   настроения природы, используя живописные средства выражения. Развивающие: ­продолжать   формировать   у   детей   устойчивый   интерес   к   изобразительной   деятельности, развивать творческое воображение; ­ способствовать развитию зрительной памяти, внимания, наблюдательности; ­ развивать, кругозор, мыслительную деятельность; ­развивать у детей образную память, эмоционально­эстетическую отзывчивость. ­ развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова. Воспитательные:   воспитывать   эстетический   вкус, ­   аккуратность;  ­ способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности при работе с гуашью,трудолюбия;   волю,   целеустремлённость, ­ воспитание любви к родной природе. Тип занятия: практическое применение знаний, умений и навыков.                                               Оборудование занятия: Для педагога: Компьютер, диапроектор, экран. Лист бумаги А3. Гуашь, кисти, баночка для  воды, тряпочка, палитра, презентация с работами детей на тему: «Мы рисуем зимнюю  природу», Аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года, симфония «Зимние грезы», А.  Вивальди «Зима» из цикла «Времена года», ксерокопии с изображением элементов пейзажа.  Слайды работ художников: А.Васнецова «Зимний сон», «Ю. Клевера «Зимний пейзаж», И.  Грабаря «Февральская лазурь». Стихи рязанского поэта Василия Материкина: «Небо  вызвездило с вечера», «Ночью снегом село замело».                                                                           Презентации: Динамическая пауза «Марш снеговиков» и физминутка для глаз «Веселая  ворона».                                                                                                                                                    3 Для учащихся: бумага белая размера А­3, простой карандаш, ластик,  гуашь, кисти, баночка  для воды, палитра, тряпочка, клеенка, халатик.                                                   Структура занятия.                                                             I урок. 1. Организационная часть.  (2 мин.). 2. Повторение пройденного материала. (5 мин.). 3.Вводная беседа. Демонстрация презентации: «Мы рисуем зимнюю природу».  (10 мин). 4. Показ выполнения зимнего состояния природы педагогом. (6 мин.) 5.Физминутка для глаз: «Веселая ворона». (2 мин.) 6. Самостоятельная работа учащихся. (15мин.) 7.Просмотр работ. (5 мин.). II урок. 8.Практическая  деятельность. (35 мин.) 9. Динамическая пауза на расслабление мышечного напряжения: «Марш снеговиков». (2 мин.). 10. Просмотр и обсуждение проделанной работы. Выставка работ учащихся.      (5 мин.). 11. Подведение итогов занятия. Рефлексия.  (3 мин.)                              Методические рекомендации по проведению занятия. Обратить   внимание     на   формирование   умения     понимать   необходимость   информации   об изображении   пейзажа   для   успеха   деятельности   детей.   Просмотр   презентации,   беседа   по произведениям художников и диалог помогут учащимся понять, что красота родной природы – великая ценность. В ходе занятия учащиеся и педагог постоянно являются собеседниками. Метод монолога при сообщении знаний не принесет положительного результата.                                                 Используемые технологии: Здоровье ­ сберегающие технологии. Игровые технологии. Информационно ­ коммуникативные технологии.                      Методы, активизирующие познавательную  деятельность воспитанников. 4 Метод игры. Наглядный. Метод наблюдений. Метод практической работы. Словесный. Диалогический. Метод ИКТ.                                                                  Ход занятия.                                                                     1­й час. 1.Проверка  готовности учащихся к занятию, наличие всех необходимых материалов к работе. Посмотрим на свое рабочее место. Вспомним, как располагаются предметы на столе, когда мы работаем гуашью. (Дети озвучивают и проверяют готовность к занятию). 2. Повторение с учащимися пройденного материала. Ответим на вопросы.                                                                                                                               Какими  средствами художник выражает настроение, работая простым карандашом? (С помощью линий, штрихов, тона). Какими средствами художник выражает настроение, работая красками? (Подбирает нужный для передачи соответствующего настроения цвет на палитре,  используя нужные мазки кисточками).      Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение  природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда  было источником творчества писателей, композиторов, художников. Как называется жанр, в котором изображается природа? (Пейзаж).                                                                                                                                                 Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или  преображенная человеком, называется пейзажем, этот жанр характерен для живописи и  графики. Красоту, настроение природы, ее многоцветие с помощью кисти и красок передают  художники. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством,  заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать  5 ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и  глубоко. ­Пейзажи каких художников вы знаете? (Дети называют ). ­Пейзажи, созданные творцами русской художественной культуры, живут в нашем сознании  как задушевные картины русской природы и в то же время погружают нас в мир прекрасных  чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.                                                                      Каждый из художников ­ пейзажистов был самобытным живописцем, создавшим свой  уникальный образ русской природы. 3.Вводная беседа. Кто знает верную примету? Отгадываем загадку. «Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла...»  (Зима)                                                                                                          Совершенно верно ­ это зима. Тема нашего урока связана с этим временем года. Сегодня будем изображать зиму. Кажется, что зима не такая яркая, как осень или лето.  А художники при изображении зимнего состояния природы находят необычайно красивые оттенки цвета на снегу, на небе, на деревьях. ­   Посмотрите   на   работу   русского   художника   Аполлинария     Васнецова,   младшего   брата Виктора Михайловича Васнецова «Зимний сон». ­ Что изображено на картине? 6 (Зимнее   состояние   природы.   Вспоминаются   строки   из   стихотворения   С.А.   Есенина: «Заколдован   невидимкой   дремлет   лес   под   сказку   сна…».   Вся   земля,   ветки   сосен   и   елей покрыты пушистым снегом.) ­ Как художник показал передний план? (Изображены   деревья,   у   которых   видны   часть   стволов,   маленькие   сосенки.) ­ А что на дальнем плане? (На дальнем плане едва виднеется деревня).                                                                                        ­ Какие средства использует художник для передачи пространства? (Первый план художник изображает четко, используя в основном  холодные цвета. Желтоватые оттенки говорят о том, что это вечер. Чем дальше, тем цвета становятся бледнее. Колея от проехавших саней и след от копыт лошади, а также изгородь справа изображаются уходящими вдаль, создавая глубину пространства.) ­ Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке,   преобразившей   землю,   укрывшей   под   снегом   все   скучное,   серое   и   некрасивое. ­ А теперь посмотрите на следующую картину «Зимний пейзаж» художника Ю. Клевера. ­ Какое время суток изобразил художник? (Очень красивый закат. По небу как – будто разлились краски. Солнце потихоньку скрывается за горизонтом. На снегу множество оттенков). 7 ­ Какое настроение создает картина? (Немного грустное, так как заканчивается день). ­ Что изобразил художник на переднем плане? (Чуть наклонившуюся под тяжестью заснеженных веток ель и убегающую вдаль речку, которая уводит нас вглубь картины, а небо полностью отражается в незамерзающей воде). ­ Что вы видите на дальнем плане? ( Лес, за который садится солнце). ­Рассмотрим работу выдающегося русского художника И. Э.Грабаря «Февральская лазурь».      Игорь Эммануилович Грабарь передает настроение последних зимних дней в лесу, радость прихода   весны,     проснувшихся   деревьев.   На   переднем   плане   редкие   березы,   которые выделяются на небе цвета лазури. На центральной березе словно бусы виднеется сверкающий иней. Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на деревья снизу.     Состояние   приближения   весны   художник   показывает   оттенками   голубого   цвета, 8 ультрамарина,   в   который   окрашено   ясное   голубое   небо   над   березовым   лесом.  Художник передает красоту русских берез, красоту родной земли. Послушаем, как описывает зимнее состояние природы рязанский   поэт Василий Степанович Материкин. Небо вызвездило с вечера.. Небо вызвездило с вечера, За окном опять мороз. Нежным инеем помечены Кроны белые берез. Серебром  снежинки светятся, У избы углы трещат… На рогах крутого месяца Тоже звездочки висят. Ночью снегом село замело Ночью снегом все село Завалило, замело. Не пройти от дома к дому. Все  как будто незнакомо. Терема, дворцы из сказки, Окна превратились в маски. Ни дорожки, ни тропинки, А кругом – одни картинки. Снег – по пояс. Птичек нет. От саней простыл и след. Деревянный наш забор Будто за ночь выкрал вор. 9 А зачем забор ему? Что случилось? Не пойму!… Это  матушка – зима Изменила все сама! ­Мы сегодня будем изображать зимнее состояние природы. Угадайте,   какие   деревья   изобразил   художник?   На   слайдах   изображение   деревьев:   дуба, рябины, березы, елки и сосны. (Дети узнают).                                         Определение последовательности работы. 1.Расположение листа. 2.Показать линию горизонта. 3.Наметить дальний, средний и передний планы. 4.Выполнение работы в цвете с больших поверхностей и с дальнего плана. 5.Прорисовка мелких деталей. ­ Вы должны правильно определить композицию (Что такое композиция?) своего рисунка: что будете изображать? Сколько будет занято небо, землю, какие деревья и т.д. ­ Композиция ­ это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. ­ Не забудьте, что предметы, которые находятся ближе к нам, на рисунке больше, а те которые дальше меньше.  Облачка можно изображать мятой бумажкой, на которую наносится белая гуашь. Работа в цвете начинается сверху и до нижнего края листа. Соблюдается плановость. Небо   и   земля   изображаются   к   линии   горизонта   светлее.   После   выполнения   в   цвете   фона, 10 сначала изображается дальний план, потом  ­ средний и затем  ­ передний план. Передний план изображается  подробно. Теперь   посмотрим   на   работы   детей   из   нашей   студии.   Просмотр   презентации   «Мы   рисуем зимнюю природу». 4. Показ выполнения зимнего пейзажа педагогом.         На   доске   прикреплен   лист   формата   А3.   Педагог   показывает   последовательность   изображения   зимнего   пейзажа   широкой   плоской,   кистью.     Без   предварительного   рисунка карандашом сначала покрывается весь лист белой гуашью. Затем поверх белой краски, начиная сверху,   изображается   небо,   ослабевая   цвет   к   линии   горизонта.   Далее   изображается   земля, усиливая цвет к нижнему краю листа. После этого показывается изображение на дальнем плане леса, далее приближаются планы к переднему, постепенно увеличивая деревья и их цвет. 5.Физминутка для глаз: «Веселая ворона». На   экране   появляется   анимационная   картинка   с   дождиком   и   летающая   ворона.   Ученики наблюдают за движением птицы только глазами. 6.Самостоятельная работа учащихся. Итак, рисуем зимний пейзаж. Какое настроение природы вы будете изображать? Подумайте. Или это будет ясный солнечный день, как у И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» или зимний закат   как   изображает   художник   Ю.Ю   Клевера   в   работе   «Зимний   пейзаж»,   или   бурное состояние   природы   зимой   по   впечатлению.   Прежде,   чем   выполнять   задание   на   листе   А3, изобразите на листочке, который служит у нас палитрой, кажущиеся вам сложные моменты. Попробуйте нанести мазочки кистью. Рассмотрите ксерокопии элементов пейзажа. С чего начинаем выполнять работу? (С фона). Работаем. Звучит симфония  П. И. Чайковского «Зимние грезы». 7.Просмотр работ. Делается выставка работ. Даются рекомендации педагогом. Дети советуют, кому,   что   исправить   на   следующем   занятии.   Педагог   напоминает   ученикам   на   переменке поменять воду.                                                                    2­й час. 8.Практическая   деятельность.     После   десятиминутного   перерыва   студийцы   продолжают выполнять   свои   композиции.   В   процессе   самостоятельной   работы   педагог   помогает   детям 11 исправить   ошибки,   следит   за   тем,   как   ученики   держат   кисть   и   наносят   ей   мазки.   Звучит музыка Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». 9.Физминутка на расслабление мышечного напряжения: «Веселые снеговики!». 10. Просмотр и обсуждение проделанной работы. Выставка работ учащихся. Переходим к  просмотру и обсуждению работ. Сначала ответьте на вопросы. Вопросы: 1. Что вы пытались выразить в своих работах? 2.Какие средства художественного выражения вы применяли? 3. Какие новые приемы работы кистью вы использовали? 4. Что наиболее удалось в работах? 11. Подведение итогов занятия. Рефлексия.       ­Вы, молодцы, настоящие художники, как замечательно вы передали различные состояния природы в зимний период. Находясь на улице, обращайте внимание на цвет снега в разное время   суток,   полюбуйтесь     красотой   и   величием   пейзажей,   понаблюдайте   за   различным состоянием зимней природы, чтобы потом запечатлеть на бумаге. Я   считаю,   что   вы   все   справились   с   поставленными   задачами,   творчески   подошли   к изображению   зимних   пейзажей,   в   каждой   работе   просматривается   неповторимая индивидуальность,   а   свою   точку   зрения   вы   отразите   смайликом   на   доске.   До   следующей встречи! Желаю всем добра, здоровья и успехов!                                       Работы воспитанников. 12 Терехин Антон «Веселый снеговик».  Чалдышкин Всеволод «Закат».  Рачкова Ксения «Снегопад».                                   Приложения к занятию. 13 Динамическая пауза на расслабление мышечного напряжения: «Марш снеговиков!». Физминутка для глаз: «Веселая ворона».                                    Интернет ресурсы. http://www.hudojnik­peredvijnik.ru/vasnecov­a­m/vasnecov­a­m­zimnij­son­zima/ http://artru.info/il/55262/a1/1881/en/ ю клевер зимний пейзаж http://informic­doam.ru/sochineniya­po­russkomu­yazyku/sochinenie­opisanie­kartiny­i­e­grabarya­ fevralskaya­lazur yandex.ru Чайковский «Симфония «Зимние грезы» из цикла Времена года». yandex.ru Вивальди «Зима». 14

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия « Красота зимней природы»

Методическая разработка занятия  « Красота зимней природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017